Материалы для работы с детьми
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Анна Александровна Лозина

Конспекты занятий с детьми по формированию осснов финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Как научить ребенка экономить?»

Цель: Повышение педагогической культуры  родителей по экономическому воспитанию детей.

Задачи:

  • Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье  и в детском саду;
  • Убедить родителей в важности экономического воспитания;
  • Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Оборудование:

План: выступление воспитателя, рассмотрение проблемных ситуаций.

Ход собрания:

I. Выступление воспитателя

Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты в маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».

Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».

Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.

Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.

Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.

Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?

Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.

Вот несколько практических советов для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом ребенку. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой будут вам вопросы сына или дочери «а можем ли мы позволить себе?», «не очень ли это дорого?»

3. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкнет к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку как их можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего детства дети должны знать стоимость вещей, которыми они пользуются: книг, игрушек, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручения, рассчитывайте на его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже на самообслуживание.

8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все – игрушки, продукты, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, спектакль, да мало ли что еще можно придумать, чтобы подарить радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как их можно их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупи или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

II. Предложить родителям рассмотреть ситуации

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

Решение  родительского собрания:

  • Привлекать детей к домашнему труду;
  • Рассказать детям о своей работе, отношении к ней, материальном положении;
  • Пытаться формировать разумные потребности у ребенка;
  • Помочь детям осознать стоимость вещей, цену деньгам


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с монетами» в подготовительной группе возраста 6 лет

ЦельПознакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.

Задачи:закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц. Развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, активность

Ход занятия.

Воспитатель:Ребята, к нам за помощью обратился Буратино. Опять у него неприятности: папа Карло дал ему денег, чтобы купить школьные принадлежности. Вот только как деньгами пользоваться, он не знает. Не расстраивайся, Буратино! Ребята тебе расскажут.

Кто из взрослых в вашей семье работает? Кем они работают? Что они получают за свой труд? Что такое деньги? Какие российские деньги вы знаете? Зачем они нужны? На что расходуют деньги? (платят за квартплату, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых).

Рассмотреть монетымонеты – это металлические деньгиМонеты бывают разные,давайте их рассмотрим. Хорошо рассмотрели? А что на них написано и нарисовано, рассмотрели? Молодцы, сейчас мы это проверим. Дети рассматривают монеты и находят между ними сходства (на всех монетах изображен герб России) и различия (на монетах разные цифры, надписи, они разной величины).

Игра «Угадай монетки».

Дети с закрытыми глазами берут монеты (по 1, а затем по очереди их описывают.

Молодцы, ребята! А ответьте на такие вопросы:

– Что больше – 1 или 3?

– Что дороже – 2 копейки или 5 копеек?

– Сколько монеток может уместиться в 1 рубле? А копеечек?

Посмотрите внимательно, что нарисовано на монете? Что означает герб? Герб указывает на страну, в которой используются эти деньги. На что указывает цифра? На достоинство монеты.

Поднимите руку, у кого монета достоинством 1 рубль, 2, 5, 10 рублей.

- Дети, как вы думаете все деньги металлические? А какие еще бывают?

- Деньги делают из разных материалов - есть бумажные купюры и металлические монеты. Они могут быть разных цветов.

У вас на столах лежат деньги, монетами. Посмотрите, какие цифры на них изображены. Покажите монету достоинством 1 руб. у кого монета достоинством 2 руб., у кого – достоинством 5 руб., у кого – достоинством 10 руб. Деньги бывают бумажные – они называются «купюры» (показывает купюры разного достоинства) Давайте расскажем Буратино, что в нашей стране, России, купюры называются рублями, а монеты – копейками (показывает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек) и рублями (показывает монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей)».

Дети, как вы думаете, как надо относиться к деньгам? Покупки нужно совершать обдуманно, не доверять деньги малознакомым людям, как это сделал наш Буратино.

Буратино.: Я понял, я буду покупать только полезные вещи! Вот сейчас пойду и куплю школьные принадлежности, только не знаю, сколько они стоят. А вдруг мне не хватит денег!

Воспитатель:Не переживай, Буратино, мы тебе и в этом поможем. Правда, ребята?

Игра «Магазин».

- Посмотрите на стол, что вы там видите? (На столе разложены ручка, карандаш, линейка, ластик, клей, тетрадь, альбом, ножницы, точилка)

Ребята, обратите внимание, что возле каждого предмета стоит ценник. Он указывает на стоимость предмета. Давайте поиграем в магазин. Я буду продавцом, вы – покупателями. Только сначала давайте вспомним правила поведения в магазине. Как нужно вести себя в общественных местах? (Ответы детей)

Для того чтобы купить школьные принадлежности, надо посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

Буратино: Как же я куплю карандаш, если он стоит 3 рубля, а у меня такой монеты нет?

- Дети, как нам быть? Конечно, можно взять 2 рубля и ещё 1 или три монеты достоинством 1рубль. Кто что хочет купить? Подходите.

Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Практическая деятельность.

Буратино: Ну, спасибо вам, ребята! Если бы не вы, не купить бы мне было школьных принадлежностей! Мне пора, я побежал домой. До свидания!

-А теперь я предлагаю нам поиграть в «Монетный двор» и изготовить монеты для игры, наложив лист бумаги на монету, и аккуратно восковым карандашом заштриховать, затем вырезать монету по контуру.

Итог занятия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию экономических представлений в старшей группе «Подарок для Незнайки»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Образовательная задача: формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; познакомить с профессиями продавца, кассира; учить принимать участие в беседе.

Развивающая задача: развивать зрительное восприятие, мышление, память, воображение, речь; продолжать знакомить с признаками предметов, побуждать определять их цвет и форму.

Воспитательная задача: продолжать учить культуре речевого общения, доброжелательному отношению к окружающим, уважение к труду взрослых.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: понятия «товар»«цена»«покупка»«деньги»«чек».

Оборудование: магнитофон с записью музыки, касса, деньги, чеки, игрушки (мишка, зайка, машинки, куклы, юла, мяч, кошельки, сумки, спецодежда для продавцов, конверт с письмом, поднос с сигнальными карточками, листы бумаги и цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа о разных профессиях, их пользе для общества, рассматривание сюжетных картинок, рассказ о магазине, видов магазинов, изготовление материалов и атрибутов для сюжетных игр с детьми (чеки, «деньги»).

Ожидаемый результат: развитие способности совместно развёртывать игру, согласовывать свой игровой замысел с замыслами сверстников; повышение уровня финансовой грамотности дошкольников.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети приходят в группу, встают в круг. Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг, и я – твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Сюрпризный момент. Воспитатель:--Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Послушайте его.

«Дети, приглашаю Вас на мой день рождения. Приходите обязательно. Я очень Вас буду ждать.»

3 Беседа, затем игра «Магазин».

Как же мы пойдём к Незнайке? Ведь у нас нет подарка. Давайте

подумаем что мы можем ему подарить. / Дети перечисляют свои варианты: нарисовать рисунок, сделать поделку, подарить цветы, купить подарок/.

Я вам немного помогу. Пусть наш подарок начинается на букву И. Догадайтесь что это может быть? (Игрушка). Значит нам надо отправиться в магазин (игрушек). А поедем мы туда на автобусе. Занимайте скорее свои места. Автобус отправляется.

/ Звучит музыка. Дети садятся на стульчики, построенные по двое друг за другом. /

-- Вот мы и в магазине. Давайте вспомним кто работает в нём? (Продавцы, кассиры, директор, рабочие). Тогда, кто будет продавцом наденьте свою одежду и встаньте за прилавок. Приготовьте товар к продаже. Кассир сядет за кассу. Директор магазина займёт своё место. Ну, а остальные ребята будут покупателями. (Им раздаются деньги, монеты).

-- Прежде, чем зайти в магазин, давайте вспомним правила поведения в нём. (Ответы детей). А теперь отгадайте загадки.

1 В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём (деньги).

2 На товаре быть должна обязательно (цена).

3 За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир).

4 Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).

Директор: --Магазин открыт. Заходите поскорее, наши покупатели. /Раздаётся звонок/. В нашем магазине много разных игрушек, но я хочу вам напомнить – не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернёшь. Поэтому сначала определите, что вам надо купить и хватит ли вам денег на эту покупку.

Воспитатель:-- Ребята, посмотрите внимательно на ценники товара, а потом посчитайте свои деньги. Только тогда делайте свой выбор.

/ Дети приходят к выводу, что надо всем сложить свои деньги, чтобы купить самую красивую игрушку—подарок для Незнайки. Производят покупку. После на оставшиеся деньги делают покупки по своему выбору/.

Директор:-- Наш магазин закрывается. Мы с вами все прощаемся. / Раздаётся снова звонок/.

Воспитатель:--Ребята, а мы с вами садимся в автобус и возвращаемся в детский сад. /Садятся на свои стульчики с покупками, звучит музыка/.

4. Физмунутка. —А сейчас нам надо немного отдохнуть. Повторяйте вместе со мной.

Если нравиться тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравиться тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравиться тебе, то делай так (2 хлопка по коленкам).

Если нравиться тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравиться тебе, то ты скажи«Хорошо!»

И ещё раз всё сначала повтори.

5. Работа с раздаточным материалом за столами.

Воспитатель:--Для того, чтобы купить Незнайке подарок вам пришлось сложить свои деньги вместе, ведь подарок оказался дорогим. Сейчас я предлагаю нарисовать деньги, которые вы бы хотели иметь в будущем, такими, как вы их себе представляете.

/ Дети рисуют под спокойную музыку /.

6. Итог. –Ребята, скажите где мы с вами сегодня побывали? (В магазине игрушек).

--Что мы там делали? (Выбирали подарок для нашего друга Незнайки).

-- Вы поняли как правильно выбирать и делать покупку?

-- Что вам было трудно сделать? Почему?

7. Рефлексия. –Если вам всё понравилось, то возьмите с подноса красный кружок, а если вам было трудно – то возьмите синий.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер-класс на тему:"Аппликация и конструирование из различных материалов в работе с детьми с ОНР"

Масте-ркласс предназначен для педагогов работающих с детьми с ОНР и понимающих необходимость развивать творческие способности в работе с различными материалами....

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок

«Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок» Наиболее распространенным материалом для работы с дошкольниками является бумага. В настоящее время существуют различные сорта бумаги ...

Презентация «Тематические карточки» как новый метод использования раздаточных материалов в работе с детьми 6 – 7 лет

Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада....

Памятка для взрослых по использованию некоторых инструментов и материалов в работе с детьми.

Памятка для взрослых по использованию    некоторых инструментов и материалов в работе с           ...

Материалы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические материалы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...