Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

тришина юлия михайловна

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников,следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа № 1

дошкольное отделение – детский сад № 20

Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников

Выполнила: Тришина Ю.М.

Голицыно 2021г.

Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию

финансовой грамотности дошкольников

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников,

следует с самого начала поставить в известность родителей (законных

представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», «финансовое воспитание». Необходимо разъяснить родителям тот факт, что базисные качества экономической деятельности –бережливость, экономность, рациональность, - имеют жизненно важное значение в развитии и становлении личности ребёнка. Необходимо учитывать, что в развитии финансовой грамотности у дошкольников, можно столкнуться сосложными категориями и понятиями, поэтому важно избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир финансов понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы, которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием темы занятия. Знания по теме «Профессии» надолго и более глубоко остаются в детской памяти, когда касаются профессиональной деятельности близких родственников, дети как бы «проживают» эту тему совместно с родителями. При встрече с родителями на собрании, необходимо объяснять им, что показать детям многообразие профессий, значение труда в жизни людей возможно только при условии непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда, и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не «компьютерщики», и профессия может иметь совсем другое название. Очень действенно, если родители примут участие в образовательном процессе и смогут продемонстрировать в группе свою профессию наглядно. Хорошим методом ознакомления дошкольников с различными профессиями является экскурсия, которую можно организовать также с помощью родителей воспитанников. Посещение различных рабочих мест взрослых даст возможность ребятам испытать яркие и новые впечатления и возможность наблюдать разнообразные способы выполнения профессиональных действий. Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы.

Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают. Воспитатель подбирает литературу, которую родители могут читать детям. Дает советы относительно того, как обсуждать прочитанное. Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними. Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например, «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии. Самым действенным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Четырех–пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянные обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственной комнате.

Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список

предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку. Обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д.

Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты. У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и так далее, но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги. Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама. Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только

телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие. Необходимо рассказывать детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи, когда им пришлось

воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.). Необходимо детям рассказать о том, что реклама адресуется взрослым, так как только взрослые работают и у них есть деньги. Дети только могут смотреть и сообщать родителям об увиденном. Следует объяснить детям, почему люди, не смотря на рекламу, не спешат сразу покупать товар: одни думают, надо ли это делать, а может быть, товар некачественный, надо на него посмотреть, а у других пока просто нет на покупку товара денег. Иногда реклама бывает обманной (случаи с рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.).

Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание рекламы вместе

с родителями к рисункам детей по темам: «Если бы у меня было собственное

дело», «Какая реклама мне нравится», «Телереклама» и тому подобное. К

примеру, в детском саду дети рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному общению. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники, «Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», К.Чуковского «Муха-Цокотуха» и др.

Памятка родителям

по экономическому воспитанию детей в семье.

1. Не скрывайте от ребёнка, каким способом зарабатываются семейные

деньги и, на что они расходуются.

2. Объясняйте ребёнку, какой вид деятельности какой доход приносит.

3. Просите ребёнка купить к обеду продукты на определённую сумму в

вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните у кого и почему это

получилось лучше.

4. Если Вы решили давать ребёнку деньги на карманные расходы, то

старайтесь, чтобы на игрушки он копил сам, откладывая желанную покупку

на какое-то время.

5. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.

6. Внушайте ребёнку, что ничто не даётся даром: надо потрудиться, чтобы

заработать деньги.

7. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они

должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться

получать желаемое ценой собственных усилий.

8. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической

направленности

Папка – передвижка

Советы для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и

зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом ребенку. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой будут вам вопросы сына или дочери «а можем ли мы позволить себе?», «не очень ли это дорого?»

3 . Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкнет к этому, его запросы вырастут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как их можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6 . Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего детства дети должны знать стоимость вещей, которыми они пользуются: книг, игрушек, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, то есть купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручения, рассчитывайте на его силы. Постепенно у дошкольника разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже на самообслуживание.

8. Дети должны знать цену деньгам

Для того, чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами, и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все: игрушки, продукты, книги, - необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд. Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Дошкольник должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов. Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, спектакль, да мало ли что еще можно придумать, чтобы подарить радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как можно их потратить. Никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка. Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией

Тест для родителей «Ребёнок и деньги».

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой?

Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.

Всегда – 3.

Иногда – 2.

Только если он этого заслуживает – 1.

2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если

девочки (мальчики) группы пришли на утренник в новом дорогом наряде, я

в лепешку расшибусь, но куплю такое же.

Обязательно – 3.

Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.

Обойдётся – 1.

3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»

Конечно, мама не права – 3.

Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, чтобы семья тоже не страдала – 2.

Какая негодяйка, да как она смеет так говорить? –1.

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–

прежнему обходится без нового телефона (компьютера).

Родители - жадные. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3

Если семье нужен большой холодильник, то ребёнок должен это понять—2.

Вот пойдет работать и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.

5. Карманные деньги детям необходимы?

Всегда – 3.

Если они не могут зарабатывать сами – 2.

Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу.

Всегда – 3.

Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время –

пусть заслужит – 2.

Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.

Итак, вы набрали:

От 13 до 18 очков.    Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки.

От 7 до 12 очков.  Золотая середина вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!

От 1до 6 очков.    Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.

Итог.

Дети и деньги – тонкий инструмент воспитания, пользоваться им надо осторожно, учитывая быстрое взросление. Вместо вчерашнего давления, требуется ваш добрый совет как более опытного человека: увидите, он найдет понимание.

Мы пред будущем в ответе: Наша радость, боль и грусть, Наше будущее – дети…Трудно с ними, ну и пусть.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

   Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному б...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности....

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...