"Как обучить ребенка финансовой грамотности"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Доронкина Анна Александровна

Финансовая грамотность становится все более важным навыком в современном мире. Обучение этому навыку с малых лет — задача каждого родителя, который хочет обеспечить своему ребенку успешное будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obuchit_rebenka_finansovoy_gramotnosti.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

                 «КАК ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег; познакомить ребенка с номиналами купюр и монет; ввести в арифметику счета;

рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите; объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру); объяснить принцип накопления денег.

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

И главными учителями финансовой грамотности остаются родители (законные представители).

Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку.

Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания.

И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны.

Поэтому важно именно ваше участие, чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И — повторюсь — вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним, чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое бартер ?

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что -то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»

товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба — это выгодно?»

товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары — деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы.

Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги?

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне?» или «как собрать сумму в 64 рубля?».

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните, что денежный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Заработок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги.

Расскажите детям, что людям надо работать, чтоб зарабатывать деньги. Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект. Также расскажите, что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело, и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы. К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем.»

После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать, он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас. И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.).

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности.

Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной — выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.

Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны: если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил.

Потребности и желания.

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.

Потребность - то что нужно для выживания.

Желание - то что нам хотелось бы иметь.

Примеры потребностей:

дом (в широком смысле); пища; здравоохранение; одежда

Примеры желаний:

технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры); ювелирные украшения, бижутерия; кино, телевидение, компьютерные игры.

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае?» Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи — куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника?», «может пристанем платить за воду?», «что важнее купить: еду или игрушку?»

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое — на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи.

Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Правильный выбор: куда тратить деньги?

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.

Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги — ресурс ограниченный, и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности.

Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор. Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac bookpro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уравнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 рублей, а робот — 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 рублей», и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать, какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные: причины за и причины против. Попросите ребенка придумать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против.

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельство - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления.

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать. И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать.

Проясните несколько вещей с ребенком:

сколько уже есть у вашего малыша.

сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты

сколько денег ребенок может накопить в неделю

сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности.

Именно умение правильно обращаться с деньгами может в будущем стать решающим фактором для успешности вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"

Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности  у детей...

Консультация для родителей "Как обучить ребенка финансовой грамотности"

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финанс...

Консультация "Как обучить ребенка финансовой грамотности"

Формировать представления у родителей как обучать финансовой грамотности детей....

«Как обучить ребенка финансовой грамотности?»

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка счастливым и успешным в будущем....

Рекомендации для родителей «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабу...

Когда нужно обучать ребенка финансовой грамотности?

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...