Формирование основ финансовой грамотности дошкольников
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель: Познакомить воспитателей с программой по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, возможностью её применения, предложить воспользоваться разработанными перспективными планами работы.
Актуальность: Финансовая грамотность – это качество, которое появляется у людей с раннего возраста и выражает умение зарабатывать деньги и правильно, грамотно ими распоряжаться. Нынешнее поколение детей являются активными участниками покупок в магазине, с 4-х лет им могут дать возможность иметь свои карманные деньги. И, несмотря на все это, родители жалуются, что их чадо не знают цену деньгам, игрушкам. В связи с этим, возникает необходимость педагогам и родителям объяснить детям ответы на очень важные вопросы: «Что такое деньги?», «Откуда они берутся?», «Как ими грамотно распоряжаться?». В случае если детям не объяснить этого, у них вскоре появится своё мнение и ответы на эти вопросы, далеко не всегда правильные. Поэтому развитие элементарных экономических знаний у дошкольников является актуальным вопросом в современных условиях.
Слайд 3
Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с ранних лет его жизни.
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле -продаже, овладевая таким образом первыми уроками финансовой грамотности, пока ещё на житейском уровне.
Слайд4
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Слайд 5
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
-научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
-с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
-научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
-вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Слайд 6
Учить ребёнка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Слайд 9
1. Понимание природы и функции денег.
Первое понятие с которым должен познакомиться ребёнок -это труд. Многое из того, что нас окружает -является результатом совместного труда людей. Ребёнок должен научиться уважать свой и чужой труд, проявлять самостоятельность и трудолюбие, трудиться в коллективе, испытывать радость от исполнения трудовой деятельности и оттого, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям.
2. Умение ценить и считать деньги.
Начинать разговор о деньгах лучше с простого понятного детям объяснения, что деньги -это средство, с помощью которого можно купить что -то нужное и желаемое. Основной источник получения денег -это заработная плата. Для этого человек и работает. Нужно объяснить ребёнку, что деньги являются результатом труда, мерой его оценки. Деньги -вознаграждение за честный труд.
Слайд 10
3. Умение экономить и сберегать.
а. Формировать навык жить по средствам.
б. Занимать и одалживать в понимании дошкольников должно означать: брать у кого -то и давать кому -то, причём не обязательно деньги.
в. Объяснить ребёнку, что если берёшь чужую игрушку, то только на время, и нужно вернуть её в договорённый срок.
г. Рассказать ребёнку, что на покупку любой вещи были потрачены деньги родителей владельца этой вещи, т.к. дошкольник сам ещё не зарабатывает.
4. Умение тратить деньги и жить по средствам.
а. Формировать уважительное отношение к деньгам, как к ценности, в которой заключён труд его родителей, а также понимание того, что количество денег ограничено.
б. Вырабатывать умение отличать желание что -то иметь от потребности, объяснить ребёнку разницу.
Слайд 11
5. Умение разумно распоряжаться деньгами неразрывно связано с умением сберегать.
а. Дать ребёнку понять, что если взрослый идёт с ним в магазин, то это не обязательно, что ему что -то купят.
б. Предложить родителям подарить ребёнку копилку, чтобы предоставить выбор: потратить деньги или пополнить копилку.
в. Формирование навыка бережливости, и понимание его сути -достижение определённой цели.
6. Умение возвращать долги.
Слайд 13.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно -ролевые игры;
- беседы, занятия.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая.
Например. - Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.
За правильный ответ получаем фишки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут -набегают в банке. (проценты)
6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).
9. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут -набегают в банке…(проценты)
Пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды?
Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».
Хвалит
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?
Двигатель
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?
Блоха.
Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
«Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
«Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
Золотая антилопа
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?
«Курочка Ряба», золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
Кот в сапогах.
Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Слайд 14
Основная форма обучения дошкольника - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Игра «Где и на что можно потратить деньги?»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Лото «Экономические сказки», «Математическое лото»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Игра «Найди пару», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Монополия»
Игра «Пазлы «Кому, что нужно для работы?», «Профессии»
Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
Игра «Супермаркет»
Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия»
Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно - ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.
«Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
Сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.
(«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)
Слайд 15
Работа с родителями: Создание ЛЭП бука, консультации, родительские собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/21/picture-894305-1492794417.jpg)
Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-987705-1517421732.jpg)
Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.
Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/22/picture-1168636-1703248920.jpg)
Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"
Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/09/picture-1152281-1562662301.jpg)
презентация "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредствам сюжетно-ролевой игры"
знакомство детей с финансовой грамотностью по средствам игры...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/27/picture-782095-1627404281.png)
Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"
Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1369182-1638624931.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»
Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1371176-1639284982.png)
Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»
Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...
- Мне нравится (1)