«Цветик - семицветик» проект по экономической грамотности для детей средней группы.
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков
С ранних лет, мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Поэтому мы начали эту работу в средней группе.
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – важная задача, стоящая перед педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 410.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Цветик - семицветик»
проект по экономической грамотности
для детей средней группы.
Подготовила: Селиванова Марина Николаевна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»
«Деньги - одно из воплощений силы.
Но еще большей силой обладает финансовое образование.
Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают,
то вы можете управлять ими и становиться богаче».
Актуальность проекта:
Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков
С ранних лет, мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Поэтому мы начали эту работу в средней группе.
Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Проблема:
Необходимо внедрение экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – важная задача, стоящая перед педагогом.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
5. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта:
Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Задачи проекта:
воспитательные:
Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
образовательные:
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
- Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности;
- Объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;
- Сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).
развивающие:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
- Расширить экономический кругозор, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Ожидаемый результат: дети должны понять, что
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Что такое валюта, деньги разных стран
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Понятие того, что отдельно взятая страна имеет государственную символику – герб, флаг, гимн, валюту; во главе государства стоит президент.
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
По времени проведения: средней продолжительности
По форме: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, трудовая деятельность.
Методы:
Рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций. работа с презентациями., рассуждения детей на заданную тему, продуктивная деятельность., игровая деятельность, взаимодействие с родителями, чтение художественной литературы, анкетирование родителей, ярмарка по продаже кондитерских изделий, приготовленных совместно родителями с детьми, диагностика уровня знаний у детей группы.
Материально-техническое обеспечение проекта:
Художественная литература, энциклопедии, методическая литература, презентация проекта, иллюстрированный материал, проектор и ноутбук, интернет-ресурсы.
Управление и обеспечение проекта.
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада.
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
1 этап – подготовительный:
- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
- Составление перспективного плана по развитию экономической грамотности воспитанников
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по теме.
- Подбор методической литературы.
- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
- Подготовка познавательных презентаций, мультфильмов по теме проекта.
- Анкетирование родителей. Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
2 этап - практический:
Реализация проектных мероприятий.
- Беседы: «Труд – основа жизни», «Моя страна и моя семья», «Символика страны: герб, флаг, гимн, президент», «Результаты труда человека. Товар»,
«Что такое деньги, какие они бывают, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Покупаем, продаем и обмениваем.», «Банкомат» (объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
- Просмотр мультфильмов: «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»; «Как мужик корову продавал», «Барбоскины и реклама», музыкального фильма «Мама»
- Виртуальная экскурсия в Банк
-Дидактические игры: «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
-Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар», «полезность товара»)
- Игровая ситуация: «Где можно взять товар?», «Для чего нам нужны деньги».
- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины), «Семья», «Магазин», «Банк», «Рынок»
- «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара). Продажа кондитерских изделий за валюту страны Цветик – семицветик (цветики)
- Консультация для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
-Демонстрация слайд-презентации: «История денег», «Банк»
- Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
- Чтение: Романов А. «Чудеса в кошельке», Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Цветик – семицветик»
- Разучивание физкультурной разминки: «Что такое деньги», «Мы не детки, мы монетки»
- Познавательный маршрут «Банк», «Магазин» (задание для родителей: показать работу банка, магазина)
- Решение проблемных ситуаций: «Чей труд важнее», «За что родители получают зарплату».
- Игровая ситуация Страна «Цветик – семицветик»
- Изготовление валюты, герба и флага страны «Цветик – семицветик»,
- Слушание музыкальных произведений: Гимн России, песня «Маленькая страна», «Ярмарка» (из фильма «Мама»), «Цветик – семицветик» группа Домисолька.
Заучивание песни «Волшебная страна»
3 этап – Заключительный.
Подведение итогов реализации проекта в форме презентации «Цветик – семицветик – страна детства»
Игровая ситуация: поход в банк для обмена российских рублей на валюту страны Цветик - семицветик
«Ярмарка» - реализация кондитерских изделий (бутафория) за валюту страны Цветик – семицветик.
Результаты проекта:
У детей:
- обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем;
- сформировалось умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми и сверстниками игры; сформируется умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником) использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (цена, товар, денежные знаки, «монеты» и «купюры», и пр.);
- созданы продукты детской деятельности
У родителей:
- получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- обогатилось содержание совместной игровой детско-родительской деятельности;
- проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.
У воспитателей:
- повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей;
- получили систему работы по формировании экономического опыта детей
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – дети с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Считаем необходимым продолжать работу по финансовой грамотности с детьми нашей группы и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Цветик - семицветик» Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в средней группе (коммуникативная деятельность: развитие речи)
Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обрат...
"СНЕЖИНКА" ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
quot;СНЕЖИНКА"ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАвтор проекта: воспитатель Крапивина И.Ю.Цель проектаПознакомить детей средней группы с осно...
«Цветик-семицветик» (конспект ОД по развитию речи в средней группе)
Конспект ОД по развитию речи в средней группе...
«Путешествие в страну Экономики. Для чего нужны деньги?» Краткосрочный, познавательный проект по финансово-экономической грамотности для детей средней группы
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подр...
проект о финансовой грамотности для дошкольников средней группы по ФГОС
ПРОЕКТ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
"Юные финансисты" проект по экономической грамотности для детей подготовительной к школе группе
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, к...
Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста
Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста...