«Цветик - семицветик» проект по экономической грамотности для детей средней группы.
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Селиванова Марина Николаевна

Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков
С ранних лет, мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования.  Поэтому мы начали эту работу в средней группе.

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – важная задача, стоящая перед педагогом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx410.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Цветик - семицветик»

проект по экономической грамотности

для детей средней группы.

                      Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                               воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»

«Деньги - одно из воплощений силы.

Но еще большей силой обладает финансовое образование.

Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают,

то вы можете управлять ими и становиться богаче».

Актуальность проекта:

Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков
С ранних лет, мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования.  Поэтому мы начали эту работу в средней группе.
 Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Проблема:

Необходимо внедрение экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – важная задача, стоящая перед педагогом.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

5. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи проекта:

воспитательные: 

Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

образовательные: 

- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

- Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности;

- Объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);

- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

- Сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).  

развивающие: 

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

- Расширить экономический кругозор, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Ожидаемый результат: дети должны понять, что

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

- Что такое валюта, деньги разных стран

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

- Понятие того, что отдельно взятая страна имеет государственную символику – герб, флаг, гимн, валюту; во главе государства стоит президент.

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

- Финансы – это интересно и увлекательно.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: средней продолжительности

По форме: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, трудовая деятельность.

Методы:

Рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций. работа с презентациями., рассуждения детей на заданную тему, продуктивная деятельность., игровая деятельность, взаимодействие с родителями, чтение художественной литературы, анкетирование родителей, ярмарка по продаже кондитерских изделий, приготовленных совместно родителями с детьми, диагностика уровня знаний у детей группы.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Художественная литература, энциклопедии, методическая литература, презентация проекта, иллюстрированный материал, проектор и ноутбук, интернет-ресурсы.

Управление и обеспечение проекта.

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

1 этап – подготовительный:

- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.

- Составление перспективного плана по развитию экономической грамотности воспитанников

- Определение цели и задач проекта.

- Изучение литературы по теме.

- Подбор методической литературы.

- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).

- Подготовка познавательных презентаций, мультфильмов по теме проекта.

- Анкетирование родителей. Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

2 этап - практический:

Реализация проектных мероприятий.

- Беседы: «Труд – основа жизни», «Моя страна и моя семья», «Символика страны: герб, флаг, гимн, президент», «Результаты труда человека. Товар»,
«Что такое деньги, какие они бывают, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Покупаем, продаем и обмениваем.», «Банкомат» (объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

- Просмотр мультфильмов: «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»; «Как мужик корову продавал», «Барбоскины и реклама», музыкального фильма «Мама»

- Виртуальная экскурсия в Банк

-Дидактические игры: «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
-Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар», «полезность товара»)
- Игровая ситуация: «Где можно взять товар?», «Для чего нам нужны деньги». 

- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины), «Семья», «Магазин», «Банк», «Рынок»


- «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара). Продажа кондитерских изделий за валюту страны Цветик – семицветик (цветики)

- Консультация для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

-Демонстрация слайд-презентации: «История денег», «Банк»

- Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

- Чтение: Романов А. «Чудеса в кошельке», Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Цветик – семицветик»

- Разучивание физкультурной разминки: «Что такое деньги», «Мы не детки, мы монетки»

- Познавательный маршрут «Банк», «Магазин» (задание для родителей: показать работу банка, магазина)

- Решение проблемных ситуаций: «Чей труд важнее», «За что родители получают зарплату».

- Игровая ситуация Страна «Цветик – семицветик»

- Изготовление валюты, герба и флага страны «Цветик – семицветик»,

- Слушание музыкальных произведений: Гимн России, песня «Маленькая страна», «Ярмарка» (из фильма «Мама»), «Цветик – семицветик» группа Домисолька.

Заучивание песни «Волшебная страна»

3 этап – Заключительный.

Подведение итогов реализации проекта в форме презентации «Цветик – семицветик – страна детства»

Игровая ситуация: поход в банк для обмена российских рублей на валюту страны Цветик - семицветик

«Ярмарка» - реализация кондитерских изделий (бутафория) за валюту страны Цветик – семицветик.

Результаты проекта:

У детей:

- обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем;

- сформировалось умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

- обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми и сверстниками игры; сформируется умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником) использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (цена, товар, денежные знаки, «монеты» и «купюры», и пр.);

- созданы продукты детской деятельности

У родителей:

- получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

- обогатилось содержание совместной игровой детско-родительской деятельности;

- проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.

У воспитателей:

- повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей;

 - получили систему работы по формировании экономического опыта детей

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – дети с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Считаем необходимым продолжать работу по финансовой грамотности с детьми нашей группы и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Цветик - семицветик» Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в средней группе (коммуникативная деятельность: развитие речи)

Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обрат...

"СНЕЖИНКА" ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

quot;СНЕЖИНКА"ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАвтор проекта: воспитатель Крапивина И.Ю.Цель проектаПознакомить детей средней группы с осно...

«Путешествие в страну Экономики. Для чего нужны деньги?» Краткосрочный, познавательный проект по финансово-экономической грамотности для детей средней группы

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подр...

"Юные финансисты" проект по экономической грамотности для детей подготовительной к школе группе

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, к...

Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста

Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста...

Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптирую...