Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
проект по основам финансовой грамотности
Пояснительная записка: в современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dengi_pomoshchniki.docx | 279.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА Г. ТОРЕЗА»
Проект по финансовой грамотности
«Деньги-помощники»
Подготовила воспитатель: Семенченко Т.А.
2021-2022 уч.гг.
Пояснительная записка: в современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (с 15.11 по 19.11.21)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: познакомить воспитанников с основами финансовой грамотности.
Задачи:
- привлечение внимания детей и родителей к вопросам финансовой грамотности.
- информирование родителей о важности финансового образования детей.
- формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
- педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы о видах и значении денег.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Основной
Формы организации совместной деятельности
№п/п | Форма организации | Сроки |
1 | 1.Выявление уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей по методике А.А. Смоленцевой 2.Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. 3.Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» 4.Игровая ситуация «Путешествие денежки | Понедельник 15.11 |
2 | 1.Анкетирование родителей по финансовой грамотности 2. Чтение «Муха цокотуха» К.Чуковского. 3.Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги? Что нельзя купить за деньги? » 4.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» | Вторник 16.11 |
3 | 1.Просмотр презентации «Деньги. Виды денег» 2.Изготовление денег для сюжетно-ролевой игры «Магазин» 3.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке» 4.Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» 5.Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Среда 17.11 |
4 | 1.Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают?» 2.Беседа о семейном бюджете 3.Д\и « какие бывают доходы?» 4.Просмотр мультфильма «Простоквашино. Клад» | Четверг 18.11 |
5 | 1. Рассказ воспитателя о цене товара. 2.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) 3. Ярмарка поделок Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене. | Пятница 19.11 |
3 этап – Заключительный (19.11.2021г.)
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы были сомнения, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Конечно, необходимо продолжение трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика А.А.Смоленцевой для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Задание 1
«Выберите, что тебе больше нравится»
Цель: выявить интерес детей к экономике.
Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1; 2; 3;…., деньги (монеты и банкноты)
Инструкция: на столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд числе.
- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифру, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)
- Если не было цифр (брусков и монет), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?
Задание 2
«Выбери верное предложение»
Цель: выявить сформированность экономических представлений
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки
Инструкция: предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.
1. Чтобы жить, необходимы деньги.
Чтобы жить, необходимы игрушки.
2. Только взрослые должны трудиться.
И дети, и взрослые должны трудиться.
3. Валюта – это бумажные деньги.
Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими
4. Реклама нужна человеку для развлечения.
Реклама важна для продажи товаров.
5. Пенсию обычно получают папы и мамы.
Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
6. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.
Вода должна течь из крана тогда, когда это необходимо человеку.
7. Бюджет семьи – это только доходы.
Бюджет семьи – это доходы и расходы.
8. Чем качественнее товар, тем выше цена.
Чем качественнее товар, тем ниже цена.
Задание 3
«Расскажи, что случилось?»
Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.
Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях:
- Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницы из книги
- Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке.
- На витрине представлены товары без ценников.
- Мальчик плачет и требует купить машинку.
- Папа и мама определяют бюджет семьи.
Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в данной ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?
Задание 4
«Продолжи предложение»
Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.
Материал: предложения «экономического» содержания или соответствующие им сюжетные картинки
Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я начну предложение а ты закончи его.
- Любой труд приносит … (пользу)
- Моя мама получает за свой труд…, бабушка - …, а брат учится в институте и ему платят … (зарплату, пенсию, стипендию)
- Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
- Воспитатель, банкир, швея, фермер – это … (профессии)
- Деньги разных стран называются … (валюта)
- Любой товар можно … (купить, продать, изготовить)
- В магазине цена …, чем на рынке (выше)
- Место хранения и накопления денег называется … (банком)
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама)
- Мебель, одежда в магазине – это … (товар)
- Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания)
По результатам выполнения всех заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.
Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношения к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержания внимания на заданиях. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существительных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощи взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.
Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам при использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого«семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Русские пословицы и поговорки о деньгах
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Горе — деньги, а вдвое — без денег.
Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Гроша нет за душой.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги счет любят.
Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Отплатил той же монетою.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
Анкета для родителей
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
Да
Нет
2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
Да
Нет
3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку
Положительно
Отрицательно
4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?
Да
Нет
5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?
Да
Нет
6. Как ребенок относится к труду?
Охотно принимается за дело
Неохотно берется за дело
7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
Да
Нет
8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
Да
Нет
9. Знают ли дети профессии родителей?
Да
Нет
Список используемой литературы:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» во 2 младшей группе №5 "Тигрята".
Краткосрочный проект....
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», &laq...
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Краткосрочный, познавательныйдля детей 5-7летПодготовила воспитатель...
Проект по финансовой грамотности «Деньги – помощники»»
Цель и задачи проекта:расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;укрепление понятий доход/расход;получение навыков совершения реальной пок...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...
Проект по финансовой грамотности"Деньги-помощники"
Данный проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста путем реализации проектной деятельности. ...
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве. На план ставится формировани...