Финансовая грамотность для детей
материал по основам финансовой грамотности
Проективные мероприятия по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin.gramotn.docx | 791.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проективные мероприятия
Финансовая грамотность
План- сетка занятий по финансовой грамотности
в старшей группе
Месяц | Тема | Цели и задачи |
сентябрь | - «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк») | Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость |
октябрь | - «Почему взрослые работают?» - «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» | Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Задачи: Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях |
ноябрь | - «Путешествие с Монеткой по стране- Экономика» - игра- «Мой кошелек» | Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. Задачи: закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход; развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; формировать положительные взаимоотношения детей. |
декабрь | -Игра: «Открываем супермаркет» «Музей денег» -Создание фото- газеты на тему-«Покупка подарков" | Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. Задачи: научить определять разницу между «хочу» и «надо»; развивать познавательные интересы, фантазию, воображение; создавать эмоционально-положительный климат в группе; воспитывать бережное отношение к деньгам. |
январь | - «Семейный бюджет и расходы семьи» -Сюжетно- ролевая игра: «Семейная поездка на море» | Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Задачи: расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет. |
февраль | - «Деньги всякие нужны» -Настольная игра- «Монополия» -разучивание игры | Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег. Задачи: познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта; научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты; воспитательная: Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами. |
март | Краткосрочный проект «Путешествие в страну денег» | Цель: обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. Задачи: -формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни; -развивать позитивное и благоприятное восприятия себя как личности; -формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников; -активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности; -совершенствовать коммуникативные качества детей; -укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения |
апрель | -Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» -Настольная игра- «Монополия» | Цели: В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания; развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования; доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания; воспитывать эмоционально - положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. |
май | - «Творим добро» -Настольная игра- «Монополия» | Цель: развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека и не только, знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный фонд». Задачи: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей; способствовать воспитанию нравственных качеств. |
Конспект ООД. Тема: «Азбука денег»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята! Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),
здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед), здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),
мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем),
можем мы большими быть (вырастаем на носочках),
но один никто не будет (соединяемся в середине).
Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, например, котенка, щенка или хомячка? Или вы мечтаете о путешествии на воздушном шаре в какой нибудь город или страну? Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт.
Воспитатель: Ребята, что это за необычный предмет?
Дети: Ковёр-самолет.
Воспитатель: а как вы думаете, для чего он нам будет нужен?
Дети: для путешествия.
Воспитатель: все верно, ребята. Я хочу вам предложить сейчас отправиться в необычное путешествие. Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего мы нашли эти предметы? Дети высказывают свое мнение, почему же мы нашли эти предметы.
Воспитатель: Хочу с вами поделиться одной историей и внимательно послушать ее. «Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег». В копилку денежку положила - подарок мамочке купила.
Воспитатель: Сейчас хочу вам предложить посмотреть мультфильм. Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».
Воспитатель: Посмотрели и засиделись мы с вами, предлагаю разминку сделать.
Физминутка: «Покупка» Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь)
Воспитатель: а теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Скажите, где взрослые получают деньги за свою работу?
Дети: в банке, банкомате.
Воспитатель: Все верно. Для того чтобы пойти в банк, что нужно взять с собой? (ответ детей). Правильно кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?
Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Практическая работа «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».
Ход практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение монет. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложить обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» - например, на покупку компьютера или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке без дела, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром - например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности. А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда!
Конспект ООД. Тема: «Почему взрослые работают?»
Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Задачи: Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.
Материал и оборудование: картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата»; лист раскраска с заданием; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»; цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Вот и собрался наш круг. Руку дал другу друг. Ксюша дала руку Леше, А Леша дал руку Тане (про каждого ребенка по кругу) Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)
Воспитатель: мы с Вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности. - Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей) - А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях мам и пап. - Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма «Уроки тетушки Совы». И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться. Воспитатель демонстрирует фрагмент мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата» (продолжительность 3 минуты 40 секунд). После просмотра мультфильма воспитатель беседует с детьми. Воспитатель: Ребята, вот вы просмотрели мультфильм, как вы поняли, о чем этот мультфильм? (Ответы детей) - Что получают люди за работу?
Дети: Зарплату.
Воспитатель: Разная ли работа оплачивается? Дети: Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.
Воспитатель: Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Ответы детей)
Физминутка: если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью) Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке) Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль) Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами) Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками) Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают) Хватит в профессии играть, Пора занятие продолжать. Воспитатель размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доску что вы видите? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, здесь изображены люди разной профессии. Художник перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.
Воспитатель: а сейчас я вас приглашаю поиграть в игру: «Угадай профессию по движениям». Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами. Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда.
Воспитатель: Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести? (ответы детей).
В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей. Выполнение упражнений в раскраске с заданием.
Воспитатель: Ребята, какие профессии изображены на этих картинках? Раскрасьте картинки. Объясните, для чего нужны эти профессии. (ответы детей) Воспитатель: По вашему мнению, людям, каких профессий нужны эти вещи? (ответы детей) После выполнения каждого упражнения воспитатель организует беседу с обсуждением того, что выполнено детьми. Заключительная часть.
Воспитатель: Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает самой разной… а какая работа не оплачивается…? Каждый труд важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.
Практическая работа: дидактическая игра- «Профессии»
Цель игры:
формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к людям разных профессий;
расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях, роде деятельности;
воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию.
Конспект ООД. Тема: «Музей денег»
Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.
Задачи:
Развивающие: Развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным;
Активизировать словарь детей - деньги, рубль, монета, купюра, чеканить. Обучающие: Дать представление детям о музеях, как хранителях памяти прошлого и настоящего, а именно музее денег.
Познакомить с историей развития денег.
Воспитательные: воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях. Воспитывать основы финансовой грамотности.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, карандаши цветные, листы А-3, клей карандаш, салфетки. Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро ребята! Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, нам оставили сообщение, давайте мы его просмотрим (прослушаем), неожиданный звонок по телефону воспитателя, разговор на громкой связи (Запись голоса любого сотрудника).
«Здравствуйте, вам звонят из музея! У нас ЧП, пропали экспонаты игрушечных монет, срочно нужна ваша помощь!»
Воспитатель: «Здравствуйте, хорошо, мы вам постараемся помочь».
Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь работникам музея? Дети: Будем искать. Воспитатель: Мы можем найти их или сделать своими руками. Дети: Сделаем своими руками.
Воспитатель: Хорошо. Но для того, чтобы помочь сотрудникам музея, нам надо составить план, вспомнить все о монетах и узнать что-то новое. Наш план будет называться мнемотаблицей. (Дети сами наклеивают знаки действий по плану). Торопимся, идем к музею под музыку. Все в музей идем сегодня.
Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам пройдем. И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо- что же перед нами? (показывая картинки музея, дети называют) Останавливаемся перед музеем.
Воспитатель: Как называется музей? Кто догадался? Дети: Музей денег. Воспитатель: Как бы вы узнали, что это музей денег, если бы не могли читать? Дети: На музее приклеены монеты и купюры.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним правила поведения в музее. Встречает нас Рублик. Рассматриваем, по плану, экспонаты (можно на слайдах). Беседуем о деньгах, как они менялись со временем. Рассматриваем товарообмен. Составляем реку времени (мех, перья, ракушки, слитки, монеты, купюры, банковские карточки), приклеиваем на реку времени.
Физминутка:
Взяли в руки топоры,
Положили золото,
Нарубили мы рубли,
Вот как было здорово.
Предлагаю детям пройти к компьютеру, рассмотреть старые монеты и их ребро. Воспитатель: Что дальше у нас по плану? (Рассматриваем современные монеты через лупу).
Воспитатель: Форма, размер, звук монет, цвет (Исследовательская деятельность) Выяснить от чего произошло название рублей (Рубить, рубили слитки серебра и золота. Копейки-всадник с копьем.) Задание каждому ребенку: собрать все монеты по 10 коп, по 50, по 1руб, по 2 руб., по 5 руб., выстроить башню из них.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, ребята, а зачем людям нужны деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги» (на столе лежат разные картинки), дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку.
Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить. Дети берут по одной картинке, на пример: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
Воспитатель: Ребята, теперь вы много знаете о деньгах и что дальше по плану мы должны сделать? (смотрим на мнемотаблицу, там обозначение монетного двора). (ответы детей)
Воспитатель: Мы идем в монетный двор, делать монеты. Рассаживаемся за столы, по симпатии, дети спрашивают друг друга, не против ли он, если я сяду с тобой. Пальчиковая гимнастика:
«Как мы маме помогали» Раз, два, три, четыре,
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Мы посуду маме мыли: (потереть одной ладошкой о другую).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (ребенок загибает пальчики),
И большую поварешку.
Мы посуду маме мыли, (потереть одной ладошкой о другую).
Только чашку мы разбили, (ребенок загибает пальчики)
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. (ребенок сжимает и разжимает кулачки.)
Вот как маме помогали!
Дети делают монеты, чеканят печатями, выставляют на выставку в музей.
Рефлексия (итог).
Воспитатель: Интересно ли мы сегодня провели время с гостями? Правильно ли мы сделали, что помогли музею? Вам было трудно? У нас все получилось? Вы молодцы, я вами горжусь! Как приятно помогать другим! Выходим из музея. Прощаемся.
Игра- развлечение «Рубль- всему голова»
Цель:
воспитывать основы финансовой грамотности;
расширять представление детей о свойствах и функции денег;
учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности» Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...