Финансовые сказки
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Функ Ольга Сергеевна

Сказки по финансовой грамотности в понятной и доступной форме помогут научить детей смекалке,бережливости,трудолюбию,умению планировать дела и финансы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovye_skazki.docx137.39 КБ
Файл zagadki_po_finansovoy_gramotnosti.docx33.6 КБ
Файл viktorina.docx29.07 КБ
Файл igra-_kvest.docx65.8 КБ
Файл igry_dlya_detey_5-7_let.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экономические сказки для детей дошкольного
возраста.

C:\Users\User\Desktop\92dcb8ebfc68fad6c6def8a270a5a4a1_big.png

   Финансовое просвещение детей - это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Как же просто и доступно объяснить детям дошкольного возраста довольно - таки сложную и взрослую тему? Неоценимую помощь  в этом вопросе может оказать театрализованная деятельность. В понятной и доступной форме  мы можем научить детей смекалке, бережливости, трудолюбию, умению планировать дела и финансы. Предлагаем вашему вниманию  сказки по финансовой грамотности детей, которые могут стать сценарием для театрализованных представлений.

   Сказка «Хранители бюджета»
  Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и
другой мелочи. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто. Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое. Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк насторожился:
- Привет, - сказал он.

- Я  Кошелёк.

Я - хранитель семейного бюджета.
- А я - пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
- Но где же ты хранишь купюры?
- Они во мне, - гордо ответила Карточка.
- Но ты такая тонкая и маленькая, - изумился Кошелёк, - и у тебя совсем нет
карманчиков. Где же они помещаются?
- А мне не нужны карманчики, - загадочно улыбнулась Карточка.

- Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.
«Значит, обо мне не забудут», - подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:
- А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой. Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело». И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

   Сказка «История одной реки»
  Случилось это в те времена, когда миром правили боги. В одном древнем городе жил человек по имени Нил. Он был очень жадным, богатым и важным господином, который считал, что всё, что даёт природа, принадлежит только ему, и только он может этим распоряжаться, как ему заблагорассудится.
В это время природа действительно была удивительной и необыкновенной. В лесах жили невиданные звери и птицы, а в реках было много рыбы; кругом всё благоухало яркими красками. Существовала легенда, что далеко от этого города течёт чудо-река. Она настолько чиста и прозрачна, что вся рыба, которая обитает там, видна с берегов. Узнал об этом жадный Нил. Собрал он своих слуг и отправился на поиски этой чудо-реки. Увидел Нил реку и глазам своим не поверил: она была широкой, кристально чистой, а рыбы в ней было видимо-невидимо. Тогда приказал он слугам своим выловить всё, что
водится в этой реке, и слуги принялись за дело. Ловили они день, два, три пока не выловили все, что там было. Стал Нил ещё более богатым, жадным. Захотел теперь осушить эту реку. Приказал он своим слугам выкопать самый глубокий колодец в мире и перенести с неё всю воду в его колодец.
Так и сделали слуги. Долго они носили воду с этой чудо-реки пока полностью не осушили её. Стал Нил самым богатым в своём городе, так как вода в те времена была на вес золота. Узнали об этом боги, разгневались и вызвали к себе Нила.
- Ты зачем выловил всю рыбу? - спросил Нептун.
- Ты зачем осушил реку? - спросил Зевс.

 - Кто тебе дал право разрушать то, что сотворила природа? Но Нилу нечего было ответить богам. И тогда приняли они решение, что он сможет искупить свою вину только тем, если вернёт всё на круги своя. Нилу не под силу было выполнить это, несмотря на своё богатство и власть. Тогда боги наказали жадного господина и превратили в длинную и широкую реку. И исчезнет это заклятие только тогда, когда люди исчерпают всю воду из этой реки. После этого люди решили, что так не должно больше повториться на Земле. Они всегда будут беречь воду и пользоваться ею только по назначению. Они будут стараться, чтобы реки никогда не исчезали с лица Земли и никогда не возвратились к нам такие люди, как Нил. С тех времён течёт та река и с каждым годом становится всё глубже, краше и шире.

   Сказка «Домашнее хозяйство».
   Козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и орехов. «Всё сразу сложить в кастрюлю, залить водой  и поставить на плиту», - говорит один козлёнок. «Ковёр будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать», - высказывает свою точку зрения другой козлёнок. Мама Коза была не рада, когда увидела «помощь» своих козлят. Она сказала: «Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства».
Козлята усердно обучались секретам домашнего мастерства. И когда мама Коза ушла по делам, козлята договорились, какую работу будет выполнять каждый из них. «Я приготовлю вкусный обед», - говорит один козлёнок. «Я отремонтирую пылесос и быстро наведу порядок», - говорит другой. А третий решает поработать на огороде, полить любимую капусту.
Мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия новой одежды была готова, но в продажу пока не поступила. «Почему?»- удивились козлята. «Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза.

 - На этикетке имеется название изделия, размер, его изготовитель, цена. Козлята с удовольствием принялись за изготовление таких необходимых этикеток.

   Сказка «Лесное кафе».
  Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе - мороженого? В лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать» размышляет Мышка. И Мышка твёрдо решила строить кафе - мороженое. Пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесное кафе. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось гостям, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в это кафе.

   Сказка «Золотое яйцо».
  Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла Курочка яичко да не простое, а самое настоящие яйцо Фаберже. Ой, до чего же красивое! Блестит, огнями переливается. Дед и баба радуются, целый день глядят на него, налюбоваться не могут. Приехала к ним из города внучка. Стали совет держать, как яйцо сберечь.
- Ты, внученька, у нас умная,  в институте учишься, помоги нам старикам, посоветуй, как сберечь достояние семейное,  сказал дед. В прошлый раз осрамились мы, не углядели – разбилось яичко золотое. На тебя вся надежда, милая.

 - Ой, дедуля и бабуля, не простое это дело- это экономическая безопасность, - важно ответила внучка.

- Для начала, чтобы Мышка опять яйцо не разбила, надо накупить мышеловок и расставить их повсюду.

- Да что ты, внученька, что ты, - робко возразила баба.

- Зачем ты так нашу Мышку обижаешь? Она же хорошая и не нарочно яичко разбила. Живёт у нас в доме давно, помогает нам с дедом. Дегустатором работает.
- Может, Мурку посадим яйцо охранять? - спросил дед.
- Мурку? - рассмеялась внучка.

- Так это ж лучшая Мышкина подруга! Да и растолстела она от «Вискаса»,  еле передвигается.
- Пусть тогда Жучка яйцо сторожит, - не успокаивался дед.
- Ой, не могу! Жучка! Эта крохотная болонка! Вы лучше смотрите, чтоб её саму мыши не утащили! С её родословной только мышей ловить! Да нас же все соседи засмеют!
- Так что же нам делать, внученька, подсоби, – взмолился дед.
- Ладно, не хотите мышеловки ставить – не надо! Есть средство и понадёжнее. Положим яйцо на хранение в банковскую ячейку. Недавно в нашем районе новый банк открылся. Как решили, так и поступили. Продали дед и баба репку, сняли на эти деньги ячейку в банке. Крепкую такую ячейку, добротную. Проверили её хорошенько. Баба била-била - не
разбила. Дед бил-бил - не разбил. А компьютерная мышка бежала, хвостиком махнула, и все денежки из банка исчезли. А вслед за ними исчез и сам банк вместе с ячейкой. Как - будто и не было никогда. Плачет дед, баба плачет, а внучка больше всех голосит:
- Ой, беда-то какая!  Что же это я, глупая-то, наделала! Своими же руками семейную реликвию ворам отдала-а-а. Прибежала Курочка Ряба и говорит:
- Не плачь, дед, не плачь, баба. Пропала-то китайская подделка. А настоящее яйцо мы с Мышкой давно уже подменили. Чуяло мое сердце неладное.
Тут и Мышка из норки вышла и яйцо принесла. Обрадовались все, веселятся, Мышку и Рябу благодарят. А внучке так стыдно стало, что она Мышке не доверяла. Продали дед и баба яйцо. Купили себе на эти деньги фермерское хозяйство. Стали весело жить-поживать да огромные репы выращивать.

   Сказка: «Доверчивый Зайчик». Автор: Б. В. Минин.

    Шёл однажды Зайчик по дороге и вдруг видит, навстречу ему -  его друг,

Медвежонок. Зайчик ему говорит:

-Здравствуй, Медвежонок! А куда ты идёшь?

Медвежонок ему отвечает:

- Здравствуй, Зайчик! Я иду в лес. В лесу надо ягодки собрать.

Зайчик тогда Медвежонка спрашивает:

- А можно я с тобой вместе собирать ягодки пойду?

- Можно! - отвечает Медвежонок.

Решили так и пошли друзья в лес. Собирали ягодки с утра до середины дня,

а потом Медвежонок Зайчику говорит:  «Ягод мы много собрали, и

складывать нам их  больше некуда. Пойдём в город на рынок, и ягодки

эти продадим!» Зайчик согласился,  и пошли друзья в город. И повстречали

по дороге Ёжика и Белочку.

- Привет, Ёжик и Белочка! А куда вы идёте?

Ёжик: «Я вот яблочек в саду набрал, хочу их на рынке продать».

А Белочка говорит: «А я вот орешков много насобирала, хочу их тоже продать»!

- А мы тоже туда идём! Пойдёмте вместе?

И пошли они все вместе. Пришли они все в город,  продали все свои ягоды,

орешки и яблочки. И получили за это денежки.

И тут Медвежонок говорит: «А куплю- ка я себе на рынке лукошко, оно мне

в хозяйстве пригодится шишечки складывать». И Медвежонок купил

лукошко. А Ёжик говорит:

- А мне нужно купить молоточек, чтобы домик строить- и купил себе

молоточек.

- А я себе вазочку под орешки куплю,- сказала Белочка и купила себе вазочку.

- А мне ничего покупать не нужно,- говорит Зайчик. И что мне теперь делать

с моими денежками, я не знаю!

- Ты, Зайчик, на эти денежки что - нибудь нужное себе в городе в следующий

раз купишь, а пока отнеси их на хранение к старой Сове. Её все знают, и

денежки у неё не пропадут.

- Спасибо, друзья! Я так и сделаю!

- Только к Сове тебе долго идти придётс, если встретишь хитрую Лису,

не верь ей, и денежки ей не отдавай!

Зайчик пообещал:

- Спасибо! Хитрую Лису слушать не буду!

Попрощались друзья, и каждый пошёл своей дорогой: Медвежонок - в лес,

Ёжик и Белочка- домой, а Зайчик пошёл к дуплу старой Совы.

Шёл, шёл и встретил хитрую Лису.

- Здравствуй, Зайчик! А куда ты идёшь?

- Здравствуй, Лиса! Я иду к старой Сове.

- А зачем ты идёшь к старой Сове, Зайчик?

- Я несу ей денежки на хранение.

- А зачем ты денежки Сове несёшь? Ты их лучше мне отдай!

- Нет, Лиса! Я тебе свои денежки не отдам! Мне друзья сказали, что все

знают старую Сову, и с ней мои денежки точно не пропадут! Вот к ней я их

и отнесу!

- Зайчик, Зайчик, послушай меня! Зачем тебе искать дупло старой Совы?

Тебе по дорожке ещё очень долго идти, в пути ты устанешь, а я тут близко

живу! Отдай свои денежки мне, ничего с ними не случится!

- Нет, Лиса! Я тебе свои денежки не отдам! Меня предупреждали

друзья, чтобы я  тебе свои денежки не отдавал, так что я всё равно к Сове

пойду!

- Ну, ладно, Зайчик, как хочешь! Пойду я к себе в норку, пожалуй! Привет

Сове передавай, когда её увидишь!

- До свидания, Лиса!- попрощался Зайчик.

На том и расстались. Зайчик пошёл по дорожке к дуплу Совы, а Лиса быстро-

быстро побежала по тропинке сквозь лес к домику Лося. У него она

одолжила плащ, шапку и большие тёмные очки.

Надела Лиса плащ, шапку на голову натянула, и большими очками глаза

скрыла, чтобы её узнать невозможно было, а потом тропинками лесными

обогнала Зайчика и за холмом притаилась. А пока Зайчика ждала, на

большом листе бумаги табличку сделала: «Принимаем денежки на

хранение. В подарок - корзина яблок!»

Шёл- шёл Зайчик и увидел Лису, только он её не узнал. А ещё увидел

Зайчик табличку.

- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, кто вы и что тут делаете!

А Лиса ему хриплым- хриплым голосом отвечает:

- Не скажу тебе, кто я! Но мне денежки все в округе доверяют. Я их сохраню

и потом верну, да ещё и корзину яблок дам тебе в придачу! Старая Сова,

когда денежки на хранение берёт, ничем не угощает, а я угощаю! Давай мне,

Зайчик, давай побыстрее свои денежки!

Поверил переодетой Лисе Зайчик, да   все свои денежки тут же ей и отдал!

Лиса денежки взяла, улыбнулась Зайчику и сказала:

- Приходи, Зайчик, через неделю в полдень к старому дубу. Принесу я тебе

в сохранности все твои денежки и корзину яблок!

Прошла неделя…. Пришёл Зайчик в полдень к старому дубу, а никого там и

нет! Постоял, подождал час, другой - так и не пришёл никто.

На следующий день опять пришёл Зайчик, а там опять -никого!

Расстроился Зайчик, заплакал. Подошли к нему его друзья, рассказал им всё

Зайчик без утайки, а они ему и говорят:

- Ну, что же ты, Зайчик, не послушал своих друзей? Ведь нельзя никогда

денежки чужим отдавать! Понял это Зайчик, да уже поздно было.

А Лисы и след простыл: укатила на курорт с денежками Зайчика.

Запомните ребята: нельзя отдавать свои денежки чужим людям, даже

если вам за это обещать что - то будут!

   Сказка «Кот Васька и пес Барбос»
  Жили когда-то на свете кот Васька да пес Барбос. Были они бродячими артистами: кот Васька пел, а пес Барбос играл на дудке, тем самым и зарабатывали себе на жизнь. Так и бродили они по свету, искали счастья.
Вот как-то однажды шли они по дороге, нашли кошелек. Что делать? Кругом никого, кто потерял - неизвестно. Взять боязно, да и оставить жалко. Не каждый раз такая удача выпадает! Вот и решили они поделить деньги поровну. Дошли до камня, где дорога на две расходилась: одна вела влево, другая - вправо. «Ты, Барбос, как знаешь, а я хочу себе дом построить. Надоело бродяжничать и песни твои глупые петь!» - сказал кот
Васька. «Прощай» - и пошел влево. «Прощай, может еще когда и встретимся! Не поминай лихом», ответил Барбос и свернул вправо. Шел он по дороге, прошел мельницу, луг и видит впереди- серые городские ворота. И все в этом городе было серым: серые дома, серые и грустные лица у людей. Отчего это?
И пес понял, что от того, что им скучно. Решил он построить в городе карусель и на это потратил все свои деньги. Барбос раскрасил карусели яркими, веселыми красками, потом сделал много разноцветных билетов. Звонко заиграла его дудочка, приглашая прохожих покататься на карусели. Народ повалил толпами. Улица наполнилась смехом, восторженными криками детей. Все они были рады и счастливы. Жители перекрасили
свои дома во все цвета радуги, и город стал красивым и приветливым. А больше всех радовался сам пес Барбос. Он продавал билеты целый месяц, а народ все шел и шел. Это оказалось выгодным делом. Его кошелек все толстел и толстел. Но скоро Барбосу надоело сидеть на одном месте, и он снова двинулся в путь. Долго он шел, проголодался и зашел в маленький магазинчик. У прилавка стояла сонная продавщица. В магазине дурно пахло, кругом летали сонные мухи, и ползали жирные ленивые тараканы.
«Вы у нас первый покупатель за последние полгода. Вот вам презент», сказала продавщица и протянула Барбосу старую карточку скидок. «Так у вас дела совсем не пойдут. Я сейчас помогу вам, и ваш магазин будет лучшим в мире», и Барбос засучил рукава. Вместе с продавщицей они отмыли и вычистили пол и стены, до блеска натерли стекла прилавков и витрину. Завезли свежие продукты, а у дверей магазина поместили такую рекламу:
ЛУЧШИЕ В МИРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ!
ПОКУПАЙ, НЕ СКУПИСЬ! ПАЛЬЧИКИ ОБЛИЖЕШЬ!
КОЛИЧЕСТВО ОГРАНИЧЕНО!
И сразу у магазина выстроилась большущая очередь. Для тех, кто приходил первыми, товары продавались со скидками, а по пятницам устраивались дегустации, где можно было попробовать новинки продуктов и купить их по выгодной цене. Все были очень довольны, а конкуренты, соседние магазины, лопались от зависти. Продавцы долго упрашивали Барбоса остаться у них директором, но неутомимого путешественника снова звала дорога…
А что же случилось с котом Васькой? Получив свою долю, он весело шагал по дороге. Шел кот долго и сильно устал, поэтому очень обрадовался, когда увидел указатель: деревня «МОТОВО». Здесь он думал отдохнуть и
подкрепиться. Увидев трактир «БОЛЬШИЕ РОТОЗЕИ», он зашел туда. Кот был так голоден, что, позабыв обо всем на свете, заказал себе множество всяких вкусных вещей: сметану и рыбу, молоко и сливки, Коласу и сосиски. А хозяин трактира все предлагал и предлагал ему новые блюда. Наконец, кот Васька почувствовал, что он сыт. Ему подали счет. Когда он увидел его, то понял, что это почти половина его денег. Неужели так и не сбудется его мечта о собственном доме? Тут к нему подсели трое каких-то грязных
оборванных котов и предложили сыграть в карты. Кот Васька согласился…
А Барбос? Он так и не стал предпринимателем, дорога звала его вперед! И ведь случилось так, что пес оказался в той же самой деревне «МОТОВО». Он зашел в тот же трактир и услышал знакомое жалобное пение. Это был кот Васька. Он рассказал Барбосу о своих злоключениях, о том, как он был обманут шайкой карточных шулеров. Барбос внимательно выслушал кота и предложил ему устроить большое театрализованное представление. Они много пели, танцевали и веселили публику. Все свои заработанные деньги и средства, полученные от концерта, пес Барбос отдал коту Ваське на строительство дома. Дом получился большой и очень красивый, да вот только Барбос не остался в нем жить. Его снова ждала дорога и большие добрые дела…

   История одной курочки

   Жила во дворе курочка. Однажды она лакомилась свежей травкой и наткнулась на старую книгу, валявшуюся возле неё. Курочка обратила внимание и увидела в ней фламинго. Поразил ее в самое сердце розовый цвет птицы, и она не могла поверить своим глазам, что бывают такие красивые птицы.  И решила она вживую увидеть: бывают ли птицы такого красивого цвета? «Что же делать? Как же мне попасть туда?» - растерялась курочка. Размахивала крыльями, пыталась взлететь, но не вышло. Пошла курочка пешком, но дворовый кот сказал ей, что такие птицы живут очень далеко. Об этом он слышал от сорок, сидящих на ветках деревьев, когда удирал от дворовых собак. Услышав это, курочка еще больше расстроилась. И тогда кот сказал:

- Не расстраивайся ты же умеешь нести яйца? Снеси яичко и ступай на рынок. Наша кухарка всегда относит яйца на рынок и ей дают за это денежку. Отнеси яичко и тебе тоже дадут денежку. Отнесёшь на вокзал и поменяешь её на билет.

Пошла курочка на вокзал и сказала:

- Мне нужен билет туда, где живут фламинго.

В кассе ей сказали, что это маленькая денежка и надо много таких денежек, чтобы попасть туда, где живет фламинго. Тогда курочка подумала, что она будет каждый день относить яичко на рынок и получать денежку. И тогда  у нее будет много денежек, она обязательно купит билет и отправится туда, где живет фламинго. Долго курочка ходила на рынок и все - таки ей удалось собрать на билет. Ее самая заветная мечта сбылась, она добралась туда, где живут эти прекрасные птицы. И своими глазами увидела, что они действительно существуют.

Так курочка поняла, что не у всего одна цена. И, что ей нужно поработать, прежде чем получить деньги.

 

Интернет- ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/10/26/skazka-o-finansovoy-gramotnosti



Предварительный просмотр:


«Картотека загадок по финансовой грамотности»

C:\Users\User\Desktop\konspekty_po_fin._gram.docx_image2.jpg

  1. Маленькая, кругленькая,
    Из кармана в карман скачет,
    Весь мир обскачет,
    Ни к чему сама не годна,
    А всем нужна. 

                                                 (монета)

2. Это - средство обращения,
    Это - средство накопления.
    Средство стоимости также,
    Также средство платежа. 

                                            (деньги)

3. В наши дни не встретишь эту.
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…

                                            (грош)

4. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

    У одних нас много, а у других нас нет.

                                         

                                            (деньги)

5. На товаре быть должна,

    обязательна …

                                            (цена)

6. Одно брюхо, четыре уха. 

                                           (кошелек)

7. Сколько купили вы колбасы,

    Стрелкой покажут вам точно. 

                                       

                                           (весы)

8. И врачу, и акробату 

    Выдают за труд … 

                                         (зарплату)

9. Половинку от зарплаты,
   Называют как, ребята?   

(аванс)

10. Из какого аппарата

 Выдаётся нам зарплата?

                                    

                                    (банкомат)

11. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,

       Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине

                                     

                                         (копилка)

12.  Как ребёнка нет без мамы,

       Продажи нету без…  

                                         (рекламы)


13. Эта резвая купчиха,
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает,
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее…

                                        (реклама)

14. Это - крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. 

                               

                                  (супермаркет) 

15. Кто товары покупает,

      Деньги продавцу вручает? 

                                     

                                        (покупатель)

 16. Если заболела Юля,
      Где мы купим ей пилюли? 

                                             (в аптеке)

17. Мебель купили, одежду, посуду.
     Брали для этого в банке мы…

                                            (ссуду)

18. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … 

                                    (товар)

19. Угадай, как то зовётся,
     Что за деньги продаётся.
     Это не чудесный дар,
     А просто - напросто… 

                                  (товар) 

20. Люди ходят на базар:
     Там дешевле весь…

                                 (товар) 

21. Та бумага не простая,
             И владелец её знает,
             Что она ему раз в год
             Дивиденды принесёт. 

                                 (акция)

22. Стал владельцем, братцы, я

      Вот завода…                           

                                 (акция)

23. В этой фирме все бывают,
     Бланк сначала заполняют,
     Вносят в кассу платежи.
     Что за фирма, подскажи? 

                                        (банк)

24. Будут целыми, как в танке,
     Сбереженья ваши в…

                                (банке)

25. Он финансовый факир,
     В банк к себе вас ждёт… 

                                (банкир)


26. Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!

                               (бухгалтер)

          27. В море коварном товаров и цен 

Бизнес-корабль ведёт…

                                       (бизнесмен)

28. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень,
Все налоги целый день.         

                           (бухгалтер)

29. Фирмой крупной управляет,
     И разумно, и умело.
     Деньги так распределяет,
     Чтоб росло и крепло дело.
     Порученья он даёт,
     Всем сотрудникам своим,
     Чтобы фирма шла вперёд,
      Приносила прибыль им.

                                      (менеджер)


30. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. 

             (продавцы)

31. За сметану, хлеб и сыр

      В кассе чек пробьёт. 

             (кассир)

                32. Дела у нас пойдут на лад:
     Мы в лучший банк внесли свой…

    (вклад)

33. Чтобы дом купить я смог,
      Взял кредит, внеся…

                                        (залог)



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

 администрации муниципального образования

Тихвинский район Ленинградской области

 муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Россияночка»

Викторина с родителями и детьми

Тема: «В стране финансовой грамотности»

Подготовила: воспитатель Функ Ольга Сергеевна

Тихвин

2023

Викторина с родителями и детьми подготовительной группы «В стране финансовой грамотности»

Цель: содействие развитию компетенций родителей/законных представителей в вопросах приобщения финансовой грамотности детей   и создание условий для развития  мотивации к усвоению финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о финансовой грамотности, полученные ранее на предыдущих занятиях.
  2. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей
  3. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Форма проведения: викторина.

Участники викторины: воспитанники подготовительной к школе  группы, родители.

Ход мероприятия.

   Добрый день, дорогие друзья. Мы очень рады видеть вас на нашей викторине и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой.

Воспитатель: Сегодня в нашей викторине будут участвовать и наши родители, главные помощники.

Ребята, для этой игры мне нужно 2 команды. Что сделать, чтобы разделиться на 2 команды? Воспитанники: (предложения детей)

Воспитатель:

    Предлагаю детей  на команды: (на ковре лежат карточки, с предметами, которые можно купить за деньги и с предметами, которые нельзя приобрести, возьмите их и внимательно рассмотрите. Если вы выбрали  товар, который  можно  купить – вы становитесь участниками команды «Копилки», а если этот предмет нельзя купить, то вы становитесь участниками команды «Монетки»).

    Приглашайте своих родителей к себе в команду.

  1. команда «Копилки»

  2. команда «Монетки»

Воспитатель приглашает детей вместе с родителями за столы. (табличка с названием команды, эмблемы для участников).

Вспомним правила:

  • Слушаем внимательно вопрос
  • Обсуждаем и даем ответ
  • Не шумим - это главное правило
  • За правильный ответ зарабатываем жетон
  • Побеждает та команда, у которой большее количество жетонов

Все вопросы, загадки, задания будут касаться финансов, денег, монет, зарплаты…

Готовы! Приступаем!

Выберите капитанов, Капитаны выходите и тените номер, кто начнет игру. (капитаны тянут карточки с номерами)

  1.  раунд. (Взрослые) за ответы по 5 рублей.

Вопрос к первой команде (взрослым). Скажите, пожалуйста, о какой сказке идет речь?

-Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет, есть его будущая жена? (Крот, Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»). Вопрос второй команде (взрослым).

-Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

  1.  раунд. (Вместе) за ответы по 2 рубля, кто быстрее.

«Сложи картинку» - раздаются разрезные картинки, на которых изображены предметы (яблоко, помидор, кукла, хлеб) и люди (повар, водитель, врач, нужно собрать и сказать кто изображен, обобщить эти предметы одним словом:

-ПРОФЕССИИ,

 -ТОВАР.

  1.  раунд. (Вместе)

Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется

«Сигнальщики». Команда «Копилки» хлопают, если слышат, что речь идет о товаре. Команда «Монетки» топают, если речь идет не о товаре.

  1. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
  2.  Маша сварила варенье для Гоши (не товар).
  3.  На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
  4.  Кот Матроскин сшил Шарику шапку (не товар).
  5.  В издательстве напечатали много детских книг (товар) После каждого ответа еще раз - Почему?
  6. Сочинил детям игрушку (не товар)
  1. раунд. Задание от дяди Федора (для детей)

«Здравствуйте ребята, я знаю, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести необходимо, подумать хватит ли денег на покупку.

Помогите мне распланировать семейный бюджет»

Игра «Доход-расход»

Командам предлагается одинаковый набор картинок. Команде «Рублики» надо выбрать картинки, на которых изображен доход, другой команде - где

расход (на магнитной доске) за каждый правильный ответ, вы заработаете по 1 рублю.

Доход (пример картинок)

Зарплата папы

Пенсия бабушки и дедушки

Мама с папой продадут урожай фруктов Выиграть в лото

Студент получит стипендию (или ученик за отличную учебу) Мама получит зарплату (или сестра устроилась на работу) Расход (пример картинок)

Подарок на день рождения Оплата за садик

Всей семьей пойдете в кинотеатр Родители заплатят за свет в квартире Нужно подстричься в парикмахерской

Поездка на море

  1.  раунд. Задание от Крокодила Гены (взрослые и дети вместе)

«Я решил открыть собственное дело, что нужно сделать, чтобы мой товар продавался, и люди узнали о моем магазине»

На столе лежат игрушки, выберите одну и придумайте рекламу. Та команда, которая придумает рекламу интересней, заработает 10 рублей, а другая

команда 5 рубля.

Описательный рассказ составляем по схеме.

  1.  раунд (для детей).

Игра «Да, нет!» В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет;

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;

- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;

-Бережно относись к своим вещам?;

-Чаще пользуйтесь услугами такси?;

-Старайся больше ходить пешком?

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями?. После каждого ответа еще раз - Почему?

-Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!

  1.  раунд (взрослые) за ответы по 1 рублю, кто быстрее.

«Экономические загадки»

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь. (товар)

  1. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

  1. На товаре быть должна обязательна …. (цена)
  2. И врачу, и акробату Выдают за труд … (зарплату)

Подведение итогов викторины.

Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Все участники справились с заданиями. Молодцы! Подсчитайте количество монет, которые вы

заработали. Вот у вас уже есть стартовый капитал.

Воспитатель: Куда можно потратить эти деньги? (ответы).

Воспитатель: А еще их можно накопить. Простейшее и интересное занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». (воспитатель достает копилку)



Предварительный просмотр:

Квест-игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

C:\Users\User\Desktop\1674258437_flomaster-club-p-risunki-po-finansovoi-gramotnosti-dlya-dos-2.jpg

Тема: «Путешествие в страну экономики»

Задачи:

Образовательные: учить определять, для чего нам нужны деньги; формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением; обогащать и активизировать словарь экономических терминов.

Развивающие: содействовать развитию восприятия, внимания, мышления,

Воспитательные: создать условия для воспитания разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; воспитывать уважительное отношение к труду.

Словарь экономических терминов:

• Банк, карта, копилка, деньги, товар, бюджет, доход, расход, покупка товаров, профессии

Материалы и оборудование: карта страны экономики, ключ- пазл,, игровое поле «Что можно и что нельзя купить за деньги», магнитные карточки «Профессии», игровизоры, перфокарты «Где хранят деньги», дидактическая игра «Магазины», мячик, сундучок с шоколадными монетками

Предварительная работа:

• Целевые прогулки: к банкоматам, к магазинам, рассматривание денежных знаков, беседы на темы: «Бюджет», «Деньги», «Товары», «Все профессии нужны», упражнения «Доход- расход», «Можно- нельзя».

Ход игры

Приветствие

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Создание игровой ситуации

- Ребята, сегодня утром мы с вами обнаружили в «центре экономики» сундучок. Но он закрыт. Королева экономики заколдовала ключ и спрятала его части в самых необычных местах. Поможете мне найти части ключа?

Для этого нам придётся отправиться в необычное путешествие в страну экономики.

- А кто из вас знает, что такое экономика? Экономика – это правила ведения хозяйства и наука, изучающая эти правила. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.

Задание

   Королева экономики оставила нам карту, пройдя по которой и выполнив несколько её заданий, мы сможем собрать ключ и открыть наш сундучок. За каждое правильно выполненное задание мы с вами получим 1 часть ключа. Вы готовы?

Выполнение заданий

Блок «Труд, продукт (товар)» 1 этап движения по сюжету – «Магазины»

Посмотрим на карту. Чтобы попасть на первую станцию нам надо пройти вперёд 7 шагов.

Станция «Магазины».

У нас на складе очень много товара. Нужно распределить весь товар по магазинам.

За правильно выполненное задание получаете первую часть ключа

Блок «Труд, продукт (товар)» 2 этап движения по сюжету- «Отгадай профессию».

Чтобы попасть на вторую станцию, куда нам нужно проследовать?

Переходим ко 2 заданию. Давайте подумаем, что такое профессия? Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей).

- Я буду загадывать загадки, а вы называть профессию, о которой идёт речь и размешать на магнитной доске соответствующую фигурку. (Пожарный) (врач). (Космонавт) (Фотограф) (Строители) (швея) (Почтальон) (Полицейский)

(Пекарь /художник)

- За правильно выполненное задание получаете вторую часть ключа.

Блок «Деньги - цена (стоимость)» 3 этап движения по сюжету «Что можно купить за деньги?»

- Продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту. Куда же дальше лежит наш путь?

(Дети выполняют задание на игровом поле «Что можно купить за деньги»)

Дети получают третью часть ключа.

Блок «Деньги- цена (стоимость)» 4 этап движения по сюжету «Доход - расход»

А кто из вас знает за что можно получить деньги (за труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия, пенсия, клад и т. д)

-Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД.

В каждой семье есть и доходы и расходы.

- Итак, переходим к следующему заданию.

Для этого нам необходимо  встать в круг. Я буду вам бросать мячик, а вы отвечать, доход это или расход.

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

 

- Вы замечательно справляетесь с заданиями и заслужили следующую часть ключа.

Блок «Деньги - цена (стоимость)» 5 этап движения по сюжету – «Где хранят деньги» (задание с использованием игровизора)

Нас с вами ждёт последнее задание.

- Перед вами-  игровизоры с карточками. Вам необходимо отметить плюсиком, где следует хранить деньги.

Мы получаем ещё 1 часть ключа.

Блок «Реклама: желания и возможности» 6 этап движения по сюжету – «Сочиняем рекламу»

- Нас с вами ждёт последнее задание.

Ребята, каждый день мы с вами видим и слышим рекламу. Реклама – это объявление о каком – то мероприятии или товаре. Для привлечения внимания покупателей.

- Вспомните, что можно рекламировать?

(Рекламировать можно всё что угодно: продукты, одежду, обувь, книги, игрушки, хозяйственно-бытовые товары, дома, машины и ещё многое другое.)

- Для чего служит реклама? (Реклама помогает покупателям узнать, где они могут купить нужные им вещи)

- Нас с вами ждёт последнее задание, выполнив которое, мы получим последнюю часть ключа.

- Мы работаем в рекламном агентстве, и от рекламодателя поступил заказ на рекламу товара. (Воспитатель предлагает придумать рекламу этого товара (из различных предметов на выбор, дети, передавая по очереди игрушку, сочиняют фразы для рекламы в соответствии с планом рассказа (на первых порах с помощью воспитателя, впоследствии после запоминания плана рассказа – самостоятельно).

План рекламного рассказа:

1-ый ребенок: Обратите внимание на наш товар, это ___

(название товара в соответствии с классификацией, название товара)

2-ой ребенок: Какой он ___

(перечисление признаков товара, лучших его качеств)

3-ий ребенок: уточняет характерные предмету качества (где растет, из чего сделан, какой запах и т. д.)

4-ый ребенок: ___ очень полезен и необходим каждому из вас, (название товара) потому что (уточнение причины необходимости товара)

5-ый ребенок: Приобретайте только сегодня и только у нас ___(название товара) и вы не пожалеете!

6-ой ребенок: подытоживает все сказанное детьми и повторяет полностью весь рассказ эмоционально и выразительно (поощряется творческая инициатива, если ребенок добавляет еще что-либо к общему рассказу).

-Вот мы и прошли последнее испытание и собрали все части ключа. Дети открывают сундучок и достают экономические книжки- раскраски.

Рефлексия

 «Ребята, продолжите пожалуйста фразу: «Мне сегодня интересно было услышать про…»

Прощание Хорошо мы потрудились,

Мы играли и резвились,

Но прощаться нам пора!

До свидания, детвора!

Интернет- источник:

https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-kvest-igry-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-yekonomicheskaja-igroteka.html



Предварительный просмотр:

Игры для детей 5-7 по финансовой грамотности

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старуха из сказки Пушкина, Кот в сапогах, Маугли, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенка, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра «Услуги и товары».

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене. Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача. Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

Дидактические игры:

«Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

МатериалКарточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

«Кто трудится, кто играет»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Товарный поезд»

Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

«Маршруты товаров»

Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов«Одежда»«Мебель»«Бытовая техника»«Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку- картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Собери вместе»

Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.

«Угадай, где продаются»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель»«Овощи»«Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что быстрее купят?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора

«Что и когда лучше продавать?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

«Домино»

Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки….

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

«Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Назови монету»

Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал. Сказки «Малыш и Карлсон»«Приключения Пиноккио»«Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

«Кому что подарим?»

Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал. Карточки - картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

«Какое слово лишнее?»

Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, Франк, марка (в монетах, рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная, жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание. Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

«Наоборот»

Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

«Продолжи предложение»

Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

- Мне понравилась игрушка в магазине….

- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация педагогам по финансовой грамотности детей "Финансовая сказка"

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.Перечитав много сказок, я выделила для себя нескольк...

«Финансовая сказка» Рекомендация педагогам по финансовой грамотности

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности....

Финансовые сказки

Финансовые сказки...

Финансовая сказка

Сказка о финансах " Как мышки сыр делили"...

Финансовые сказки.

Сказки про финансовую грамотности...

Финансовые сказки

Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями....

Финансовая сказка "Петина Аптека"

Финансовая сказка "Петина Аптека"...