Что такое финансовая грамотность и почему так важно формировать ее с детства?
статья по основам финансовой грамотности

Болдовская Татьяна Николаевна

В процессе формирования финансовой грамотности ребенок вынужден принимать большое количество самостоятельных решений, которые в дальнейшем переходят в его базовые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое финансовая грамотность и почему так важно формировать ее с детства?

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района  Болдовская Т.Н.

     Современному человеку необходимо осваивать все новые и новые умения. И хотя финансовая грамотность индивида не относится к абсолютно «новым» умениям, а имеет историю, сравнимую с историей цивилизации, сегодня полноценное владение этой грамотностью стоит во главе угла успеха, как отдельного человека, так и семьи. Каждый из нас является потребителем финансовых услуг, к которым относятся  кредитование, ипотека, депозит, расчетные операции, инвестирование, денежные переводы, страхование и другое. Недостаточный уровень знаний в данной сфере приводит к негативным результатам для потребителей финансовых услуг, страны и общества в целом. Но уровень финансовой грамотности населения России недостаточен. Не случайно, встал вопрос о формировании финансовой грамотности у детей с дошкольного возраста. Ведь они  находятся в начале жизненного пути и вовремя сформированные у них финансовые навыки могут вылиться впоследствии в полезные привычки. Закладываемые навыки управления деньгами являются ничем иным как умениями, прямо оказывающими влияние на их перспективы в развитии материального благополучия.

       Какие же  качества и умения мы можем сформировать  у дошкольников в процессе обучения финансовой грамотности?   Это бережливость, адекватное поведение в проведении элементарных обменных манипуляций, трудолюбие, способность к рациональной оценке определенных продуктов труда,  независимо от того, являются ли они товарами, услугами или деньгами.  Развитие у дошкольников верного представления о финансовом мире в перспективе взрослой жизни поспособствует становлению ребенка как самостоятельной и успешной личности, умеющей принимать рациональные, взвешенные решения.

     Кроме этого, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования ставят важнейшей целью и итогом дошкольного образования   воспитание общей культуры личности ребенка, а  экономическое развитие, частью которого является финансовая грамотность – его важная составляющая часть.

      Основные методы в дошкольном образовании и воспитании позволяют сделать нескучным процесс формирования финансовой грамотности. Играя с детьми, сочиняя вместе с ними тематические сказки и рассказы, разыгрывая сценки,  мы можем  привить детям без напряжения такие сложные навыки умения  как:

- базовые навыки обращения с деньгами, умение соотносить денежные ресурсы и их целевое назначение;

- умение управлять и контролировать  финансовые ресурсы, стремление к бережливости, способность к накоплению и полезным покупкам;

- первичные финансовые и экономические знания (семейные и индивидуальные траты, соотношение «хочу» и «могу» и др.):

-  умение использовать в устной речи простейшие базовые финансово-экономические термины соответствующие их возрастным возможностям;

- подготовка к принятию первых собственных финансовых решений, навык соизмерения потребности с настоящими потенциалами их удовлетворения;

- умение целесообразно реализовывать свою трудовую деятельность; умение ценить свой и чужой труд.

      Эти и другие навыки и умения ребенка в этой сфере способствуют развитию позитивной социализации и личностному росту. Немаловажно пояснить ребенку, что неверное обращение с финансами может приводить к разорению. Прекрасный пример подобного развития событий дает нам Андерсен в сказке «Огниво».  

     В процессе формирования финансовой грамотности ребенок вынужден принимать большое количество самостоятельных решений, которые в дальнейшем переходят в его базовые знания.  Поэтому дошкольнику с одной стороны  необходимо помогать в изучении финансовой грамотности, при этом обязательно фиксируя его внимание на правильных решениях и поощряя его за них, а с другой стороны  - предоставлять ему полную самостоятельность.

     Современный ребенок рано включается в хозяйственную жизнь семьи, сталкивается с деньгами, магазинами с их агрессивным маркетингом, рекламой. Рациональное отношение к собственным финансам с раннего возраста способствует денежному благополучию во взрослой жизни. Впервые о формировании финансовой грамотности у детей заговорил еще Ян Амос Коменский – он включил в свою программу «материнская школа» основы понимания управления домашним хозяйством: «…детям необходимо постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ТЕМА: «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?»

это методическая рекомендация позволяет молодым родителям помощь в развитии мелкой моторики  . Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей...

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

«Источники способностей и дарований  детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие  ручейки, которые питают источниктворческой мысли»(В. А. Сухомлинский)....

Конспект занятия по финансовой грамотности. Тема: «Почему взрослые работают?» (старшая группа)

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.Закреплять понимание экономических категорий «потребн...

Конспект НОД по финансовой грамотности Тема: «Почему взрослые работают?»

Конспект НОД по финансовой грамотностиТема: «Почему взрослые работают?»...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности Тема: «Почему все взрослые работают?»

Конспект занятия по финансовой грамотности " Почему все взрослые работают?"...