Семинар - практикум для педагогов ДОУ по финансовой грамотности "Денежные кейсы"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Этот материал будет полезен воспитателям, методистам ДОУ, учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_dou_po_finansovoy_gramotnosti_denezhnye_keysy.docx | 57.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
по финансовой грамотности
«Денежные кейсы»
Подготовила: Игнатченко Е. В. воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка»
Аннотация | Семинар-практикум для педагогов «Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семинара-практикума педагоги повышали свою педагогическую компетентность в вопросах финансового воспитания дошкольников, обобщили свои знания о целях, задачах и средствах, с помощью которых определяется это направление. В процессе семинара-практикума педагоги анализировали свою деятельность, знания в области финансовой грамотности, проявляя педагогический такт, оперировали финансовыми терминами. |
Цель | Повышение финансовой грамотности педагогов. |
Задачи |
|
Организатор игры | Воспитатель |
Целевая аудитория | Педагоги, специалисты ДОУ |
Форма проведения | Семинар-практикум |
Время проведения | 1 час 30 минут |
Оснащение, дидактический материал | Атрибуты к проведению игр по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; карточки к дидактической игре половинки листов бумаги; фломастеры или цветные карандаши. |
Предварительная работа | Составить сценарий семинара-практикума, подготовить атрибуты. Подготовка места проведения семинара-практикума. |
Формы контроля | Знание определений. Решение заданий по теме. |
Теоретическая часть | Зачастую считается, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают, как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей. В современных реалиях жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Основная форма обучения детей дошкольного возраста – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно – ролевые, дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно – ролевых, дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН»,» Превращения», «Поиск ресурсов», «Квест-игры», «Игры-путешествия» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки). Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей. Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается. Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. |
Практическая часть (проводится в форме мини квест-игры «Денежные кейсы») | Участники делятся на 2 команды. Игра предполагает общение педагогов. Цель для команд - двигаться по остановкам маршрутного листа и собрать «Денежные кейсы», в которых находятся знания по финансовой грамотности. В маршрутном листе указаны путь и название остановок. За лучшее прохождение каждой остановки маршрутного листа, команда получает символические деньги. |
| |
Игра «Необходимое и желаемое» | |
2. Остановка. Денежный кейс «Уговор дороже денег» | |
Шуточные вопросы: 1. Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар). 2. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги). 3. Чтобы партнѐров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры). 4. Учреждение, в котором хранят деньги (банк). 5. Он в нашем доме считает электроэнергию (счѐтчик). 6. Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог). 7. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата). 8. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир). 9. Информация о товаре (реклама). 10. Что такое бартер? (обмен). 11. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин). 12. Любой предмет, который можно купить или продать (товар). 13. Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы). 14. В чём измеряется цена товара? (в деньгах) 15. Мебель купили, одежду, посуду, Брали для этого в банке мы (ссуду) 16. Место торговли, где можно торговаться (рынок). 17. И врачу и акробату выдают за труд (зарплату). 18. Как называются иностранные деньги? (валюта). 19. На товаре быть должна Обязательно (цена). 20. То, что продаётся или покупается (товар). 21. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?. 22. Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? | |
3. Остановка. Денежный кейс «На деньги ума не купишь» | |
- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать? - Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами) - помыли полы; - упали с роликов; - участие в выставке; - участие в соревнованиях; - нарисовали на обоях; - ходим на работу; - починили самостоятельно; - помогли маме. В ходе игры используется активно слово «заработать», смысл этого слово не тольков том, что применяется вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заработал наказание, провинность. | |
4. Остановка. Денежный кейс «Долг платежом красен» | |
Кроссворд 1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность) 2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика) 3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка) 4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар) 5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги) 6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец) 7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер) | |
5. Остановка. Денежный кейс «Без копейки рубля нет» | |
Подвижная игра «Выбор профессии» Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч. Ход игры: педагоги становятся в круг, ведущий занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки педагога. Педагог, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если педагог затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим. За правильный ответ участники так же получают денежную копейку.
| |
Рефлексия | Рефлексия проводится в форме игры «Чья реклама лучше» Цель: учить педагогов создавать рекламу для любого продукта. Материал: альбомные листы, карточки (10х10, фломастеры) Содержание: Одна команда – рекламные агенты, другая – покупатели. Рекламные агенты за ограниченное время создают на альбомных листах рекламу тому или иному предмету (мыло, зубная паста, конфета и т. д.). Каждый покупатель в это время готовит личную карточку: оформляет ее, пишет свое имя. Когда рекламные агенты подготовят рекламу, покупатели ее оценивают и отдают свою карточку тому рекламному агенту, чья реклама им больше понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех набрал карточек. Затем педагоги могут, манятся ролями и игра повторяется. |
Ожидаемые результаты, выводы | Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке? Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо не переставая учиться и трудится. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Что такое кейс-технологии в ДОУ"
Материалы семинара знакомят педагогов с кейс-технологиями и возможностью применения данных технологий в учебно-воспитательном процессе. практическая часть семинара позволит сформировать у участников п...
Семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
В данной презентации представлен семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....
Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».
Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Денежные кейсы»
Семинар-практикум для педагогов «Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семин...
Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"
Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"...
Семинар- практикум для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Методическая разработка для педагогов старших групп...