Проект "Экономика в жизни детей"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Экономическое воспитание дошкольников- относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_ekonomika_proekty.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: информационно-познавательный, игровой.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Предмет исследования: энергия: свет, вода, электричество.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Актуальность и социальная значимость
Экономическое воспитание дошкольников- относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками — это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
У детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности, происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей, более эффективную адаптацию к социальной реальности, речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане, с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание. Именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия. Проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, привычек в поведении. Так как игра – ведущий вид деятельности, в качестве средства формирования основ экономической культуры, используются обучающие игры. Не заметно для себя, дети в игре осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.
Мы ставили перед собой задачи:
— Формировать основы экономической культуры у детей.
— Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
— Совершенствовать коммуникативные качества детей.
— Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
— Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
—Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Формы работы:
беседа, обсуждение, дискуссия,
просмотр слайд-презентации, мультфильма,
коллекционирование,
чтение художественной литературы,
игровые ситуации,
решение проблемных ситуаций,
рассматривание картин,
сюжетно-ролевая игра,
продуктивная деятельность.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Карта «Путешествие денежки»
6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», « Кафе»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
1 этап – подготовительный
На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, проведены наблюдения, изучен и обобщен педагогический опыт экономического образования дошкольников.
Проведена следующая работа:
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
- проведен теоретический анализ экономической и психологопедагогической литературы.
- разработаны критерии, показатели и уровни оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.
2 этап – основной.
Цель: реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщение и корректировка направления работы для продолжения реализации проекта.
На данном этапе были проведены занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
- организованы и проведены сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
- сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции ;
- использование сказок экономического содержания;
- совместная деятельность по изготовлению товара и проведение ярмарки .
Работа по реализации проводилась в подгрупповой и групповой форме.
Взаимодействие с родителями:
Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, где он
постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с
настоящими деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в
процессах купли-продажи и т.п.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без
участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду,
двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший
результат в области их экономического воспитания и развития
Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:
― Приобщение родителей к вопросам экономического воспитания
дошкольников;
― Изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического
воспитания;
― Повышение уровня педагогической компетентности родителей в
вопросах экономического воспитания
― Открытые занятия
― Совместная проектная деятельность
― Консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому
воспитанию дошкольников
― Анкетирование
― Мастер-классы, семинары-практикумы
№ | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Анкетирование родителей по теме | сентябрь |
2 | Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» | октябрь |
3 | Конкурс совместного творчества «Денежное дерево моей нашей семьи» | ноябрь |
4 | Встреча с интересным человеком «У нас в гостях семья экономистов» | декабрь |
5 | Проект «Роль денег в нашей семье» | январь |
6 | Создание книжек - малышек «Профессии нашей семьи» | февраль |
7 | Круглый стол «Нужны ли ребёнку карманные деньги?» | март |
8 | Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы" | апрель |
9 | Опыт семейного воспитания по формированию у детей основ финансовой грамотности | май |
3 этап – заключительный
Цель: анализ результативности.
Дети овладели элементарными представлениями и понятиями об экономических отношениях, а также элементами терминологии.
Дошкольники привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений.
Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Примечательно, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.
Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.
Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по экономическому воспитанию дошкольников, данная работа приближает детей к реальной жизни, формирует деловые качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.
Итак, анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...
Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....
Режим и организация жизни детей 2 и 3 года жизни
Консультация для воспитателей...
В рамках работы Окружной инновационной площадки "Социализация личности и формирование здорового образа жизни" доклад: Неделя педагогических идей по проблеме: «Культура формирования здорового образа жизни детей».
В докладе представлен опыт работы дошкольного отделения по формированию здорового образа жизни дошкольника....
Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...
Введение здоровый образ жизни в жизни детей дошкольного возраста
Здоровый образ жизни детей с детском саду...
Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.
Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни....