Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней
примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель –
содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в
первую очередь детей.
Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных
условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание,
одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться
теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем,
хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет,
заработанные всеми членами семьи деньги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач
экономического воспитания дошкольников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней
примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель –
содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в
первую очередь детей.
Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных
условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание,
одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться
теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем,
хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет,
заработанные всеми членами семьи деньги.
Убедительным показателем актуальности экономического воспитания
дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль
играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания
ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу
формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к
современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.
Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у
многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше
владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести
массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье
проявляются в повседневной жизни ребенка в детском саду. Такие дети
выгодно отличаются от своих сверстников по уровню и качеству
практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и
воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются на таких
детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к
выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда
отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают
материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем
наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми столами сидит по
одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые
дежурные учитывают это и предлагают ребенку сесть, с разрешения
педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать и розеток мыть);
предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать их на
улице, чтобы не сокращать время прогулки. Многих детей отличает высокая
культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и
особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.
Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства
родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками
семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и
повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое
образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера
семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к
любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет
чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как
завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше
дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания
ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой,
бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу
предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель
происходящего.
Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и
понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать
не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для
вхождения в мир экономики понятные, очень важные для социальной
адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые
первичные житейские представления, которые можно рассматривать как
важную ступень к формированию понятий.
Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание
их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди
трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на
компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей
и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и
т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с
необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики:
профессия может иметь совсем другое название.
Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих
членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя,
инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением
взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание
уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию,
поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям
узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их
профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им
для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е.
результаты работы и др.
Часто о труде у детей складываются противоречивые представления:
возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не
совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на
работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»).
Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада -
работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что
многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с
ними. Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать
детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они
гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих
коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи
других и за свои собственные удачи. Не следует скрывать и негативные
стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя,
редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать,
писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей
постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и
т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное
представление о той или иной профессии.
Самым действительным средством трудового воспитания детей является
личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний
ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из
них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве. Но
родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом.
Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной
уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его
требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и
всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай
посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может
приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д.Детям интереснее
принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом
уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы
включения ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок
подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для
ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться.
Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.
Одним из этапов программы по экономическому воспитанию
дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей
социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь
идет не столько о покупательной и накопительной способности денег,
сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги,
какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят
российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта,
знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом
знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по
расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей
современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий
«труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа мышления,
воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с
понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое
бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется
«семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены
наглядные пособия. Можно подготовить карточки с изображением разного
вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых
нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги
лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или
написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в
ближайшее время можно обойтись.
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения
дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного –
нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к
предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе
составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на
какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на
обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу
и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для
ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги,
монеты. У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При
этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку,
соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение
заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает
выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в
копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном
случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна
беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит
собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка
может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет
способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Очень важной, завершающей частью работы по экономическому
воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь
человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди
много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы
купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена
нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать,
как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения
детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его
социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста
образа своей будущей семьи.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при
условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем
отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического
воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К н...
Консультация для родителей. "Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников".
Консультация для родителей. " Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей по экономическому воспитанию детей...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить...