Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Федосеева Елена Александровна

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней

примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель –

содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в

первую очередь детей.

Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных

условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание,

одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться

теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем,

хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет,

заработанные всеми членами семьи деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач

экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней

примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель –

содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в

первую очередь детей.

Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных

условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание,

одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться

теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем,

хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет,

заработанные всеми членами семьи деньги.

Убедительным показателем актуальности экономического воспитания

дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль

играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания

ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу

формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к

современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.

Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у

многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше

владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести

массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье

проявляются в повседневной жизни ребенка в детском саду. Такие дети

выгодно отличаются от своих сверстников по уровню и качеству

практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и

воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются на таких

детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к

выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда

отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают

материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем

наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми столами сидит по

одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые

дежурные учитывают это и предлагают ребенку сесть, с разрешения

педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать и розеток мыть);

предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать их на

улице, чтобы не сокращать время прогулки. Многих детей отличает высокая

культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и

особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.

Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства

родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками

семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и

повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое

образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера

семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к

любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет

чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как

завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше

дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания

ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой,

бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу

предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель

происходящего.

Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и

понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать

не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для

вхождения в мир экономики понятные, очень важные для социальной

адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые

первичные житейские представления, которые можно рассматривать как

важную ступень к формированию понятий.

Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание

их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди

трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на

компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей

и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и

т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с

необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики:

профессия может иметь совсем другое название.

Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих

членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя,

инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением

взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание

уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.

Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию,

поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям

узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их

профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им

для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е.

результаты работы и др.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления:

возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не

совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на

работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»).

Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада -

работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что

многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с

ними. Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать

детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они

гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих

коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи

других и за свои собственные удачи. Не следует скрывать и негативные

стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя,

редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать,

писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей

постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и

т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное

представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является

личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний

ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из

них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве. Но

родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом.

Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной

уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его

требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и

всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай

посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может

приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д.Детям интереснее

принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом

уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы

включения ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок

подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для

ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться.

Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов программы по экономическому воспитанию

дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей

социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь

идет не столько о покупательной и накопительной способности денег,

сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги,

какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят

российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта,

знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом

знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по

расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей

современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий

«труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования экономического образа мышления,

воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с

понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое

бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется

«семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены

наглядные пособия. Можно подготовить карточки с изображением разного

вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых

нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги

лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или

написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в

ближайшее время можно обойтись.

Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения

дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного –

нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к

предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе

составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на

какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на

обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу

и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для

ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги,

монеты. У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При

этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку,

соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение

заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает

выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в

копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном

случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна

беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит

собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка

может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет

способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Очень важной, завершающей частью работы по экономическому

воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь

человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди

много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы

купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена

нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать,

как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения

детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его

социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста

образа своей будущей семьи.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при

условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем

отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического

воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К н...

Консультация для родителей. "Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников".

Консультация для родителей. " Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

  В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить...