Работа с родителями по финансовой грамотности (приложения 1, 2, 3, 4) в подг гр
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Песник Татьяна Вячеславовна

Работа с родителями по финансовой грамотности (приложения 1, 2, 3, 4) в подг гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_rabota_s_roditelyami.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Родительское собрание № 1

«Основы финансовой грамотности обучающихся в подготовительной к школе группе. Требования времени!»

Повестка родительского собрания:

1.Профилактика вирусных инфекций: ОРВИ, гриппа, коронавирусной инфекции Covid - 19».

2. «Основы финансовой грамотности обучающихся в подготовительной к школе группе. Требования времени!»

3.Колесо безопасности:разъяснительная беседа по темам«Светоотражающие элементы на одежде детей»«Осторожно! Гололед!»«Безопасный Новый год».

5.Разное: подготовка к Новогоднему утреннику.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем родительском собрании.

Тема нашего собрания «Основы финансовой грамотности обучающихся в подготовительной к школе группе. Требования времени!»

С повесткой дня нашего собрания, Вы можете познакомиться на слайде.

Первым и актуальным сегодня вопросом остается: «Вирусные инфекции: ОРВИ, грипп, Короновирусная инфекция. Профилактика Covid - 19»

На слайде вы видите основные Правила, которые важно соблюдать в период режима повышенной готовности.

Соблюдайте режим посещения ребенком учреждения (при отсутствии ребенка без уважительной причины предоставляете справку об отсутствии контакта с больными с СOVID, при отсутствии по болезни - справку от врача, что ребенок здоров и не контактен.

Объясняйте детям (но не пугайте) какие меры профилактики коронавируса, и вирусных инфекций существуют, о важности соблюдения гигиены рук и лица.

Использование медицинских масок необходимо для защиты органов дыхания (они снижают риск прямого попадания инфекции):

Уважаемые родители, убедительная просьба к вам, отнеситесь с особым вниманием к детям, к себе, к своим родным в этот период особенно!

Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих детей!

Переходим к следующему вопросу «Основы финансовой грамотности обучающихся в подготовительной к школе группе. Требования времени!»

Что же такое финансовая грамотность? Давайте вместе разберем этот вопрос.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Работа по формированию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы, т. к. первые познания об экономике дети получают в семье.

Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 5 лет, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты,чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами —так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.

Дети, к 5 годам, уже могут осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Задачи экономического воспитания дошкольников

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Для решения этих задач мы используем разнообразные формы работы (дистанционные технологии и разнообразные интернет источники для просмотров м/ф, для формирования у детей предпосылок финансовой грамотности.

Формы и методы по экономике

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь разных видов деятельности (т. е. интегрируя между образовательными областями, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Заключение

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Переходим к следующему вопросу, не менее важному вопросу в рубрике

«Безопасность».

Сегодня мы с вами в разъяснительной беседе охватим несколько тем:

«Светоотражающие элементы на одежде детей»«Осторожно! Гололед!»«Безопасный Новый год».

1. «Светоотражающие элементы на одежде детей»:

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2015 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. №1197 в части использования светоотражающих элементов, в целях обеспечения безопасности обучающихся необходимо иметь светоотражающие элементы на одеже детей и взрослых.

Данное Постановление обязывает родителей нести за это административную ответственность.

По утверждению специалистов, самое подходящее место, где стоит разместить светоотражательный значок – это грудь и бедро, рукава на одежде ребенка.

2. «Осторожно. Гололед!

Гололед представляет для нас с вами, уважаемые родители, наибольшую опасность, особенно если мы опаздываем на работу, да еще если ребенка нужно успеть отвести в детский сад. Проще простого в гололед можно получить ушиб, или того хуже перелом.

Обратите внимание на свою обувь:

- подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе;

- если таковой не имеется, наклейте на подошву лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой);

- откажитесь от высоких каблуков.

Как действовать при гололеде (гололедице):

- смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места;

- если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками;

- наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях;

-руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах - это увеличивает вероятность падения;

- будьте предельно внимательным на проезжей части дороге, не торопитесь, и тем более не бегите;

старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью;

- пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами;

- если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения;

- в момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю;

- не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках;

- не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь вам.

Гололед зачастую сопровождается обледенением проводов линий электропередач, контактных сетей электротранспорта.

Если вы увидели оборванные провода, сообщите о месте обрыва по телефону 112.

Помните!

Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.

3. «Безопасный Новый год»

Уважаемые родители! Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности, выполняя это в доступной форме в виде бесед, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, о правилах поведения при пожаре.

Помните! Соблюдение мер пожарной безопасности – это залог вашего благополучия, сохранности вашей жизни и жизни ваших близких!

Просим соблюдать правила пожарной безопасности во время подготовки и проведения новогодних мероприятий.

Уважаемые родители!

Соблюдая все меры безопасности жизнедеятельности, вы сохраняете жизнь себе и своим близким. Будьте здоровы.

Приложение № 2

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Спасибо!

Приложение № 3

Консультация  для родителей

« Должен ли ребёнок иметь карманные деньги »

        Система финансирования ( карманные деньги) . Главный тезис :»Карманные деньги –это те средства , распоряжаться которыми ребёнок может по своему усмотрению , несмотря иногда и на советы !»Всегда надо помнить , что это не способ поощрения или наказания , а средство развития определённых навыков , своеобразный инструмент – такой же , как нож или вилка ( для еды) , молоток ( для забивания гвоздей) ,лейка ( для поливки цветов ) .

       При выдаче карманных денег следует учесть :

- периодичность выдаваемых средств ;

 - размер ( сумма)т ;

- что входит в перечень затрат ;

- штрафные санкции.

        Размер : естественно , чем меньше ребёнок , тем меньше сумма . Исходить надо из своих возможностей , но поинтересоваться у ребёнка ,  какая сумма его устроила бы . Этим определятся его запросы . Если запросы сильно высоки ( часто дети , кстати , не очень требовательны ) , вместе нужно откорректировать их , объяснив ,  что возможно выделить только определённые средства .

          Что входит в перечень затрат (или: что ребёнок может и что должен покупать на эти деньги)? Надо напоминать ребёнку чаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. Обязательно надо интересоваться , куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы . Однако нельзя настаивать на полном отсеете о личных тратах – надо уважать тайны ребёнка , его возможные промахи.

         Если потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо и почему именно так. Не надо жалеть ребёнка , если он не так потратил  или обсчитался . Лучше обсудить , почему так получилось , что он не учёл . Посочувствовать: «Ну, что ж…» Никогда не предлагайте финансовую компенсацию. Ограничиться психической . Если потерял – никогда не ругать , иначе он будет бояться « связываться с деньгами ». Сказать просто, что с вами тоже такое было, и не раз.

        Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные.  Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка . Это покажет , насколько он готов к  материальной ответственности за свои действия , насколько внимателен , самостоятелен и справедлив к потребностям других .

          О том что существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности, сомнения нет; более того, обоснована и взаимосвязь нравственного и трудового , и экономического воспитания . Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание , так как именно оно  придаёт остальным сторонам  общественную направленность , наполняет их глубоким  личностным смыслом и содержанием.

Приложение № 4

Консультация для родителей

«Дошкольник и…. экономика»

«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»

Нужно! Но как?

Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные исследовательской работы показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали. Что только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.

Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные  формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и  в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму  - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и  разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят  в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет в детском саду

Пособие представляет собой обобщенный опыт работы педагогов по проектам, посвященным формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Оно состоит из введения, двух част...

Консультация для родителей "С чего надо начинать работу по ознакомлению с финансовой грамотностью"

Зачем ребенку нужна финансовая грамотность. Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности. Что такое деньги и откуда они появляются. Как формируется стоимость товаров и у...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей)

Актуальность.Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые л...

"Финансовая грамотность" в ДОУ Статья: «С чего надо начинать работу по ознакомлению с финансовой грамотностью»

ull; Зачем ребенку нужна финансовая грамотность• Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности• Что такое деньги и откуда они появляются• Как формируется стоимость това...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Презентация "Опыт работы с родителями по финансовой грамотности в ДОУ"

Презентация "Опыт работы с родителями по финансовой грамотности в ДОУ"...

ПЛАН работы с родителями по финансовой грамотности

ПЛАН работы с родителями по финансовой грамотности...