Картотека дидактических игр по теме «Безопасность»
картотека по обж

Картотека игр по ППД, Обж, Пожарная безопастность для возрастных групп от 2 младшей до подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_bezopasnosti.docx72.17 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по теме «Безопасность»

Название группы: для детей 3-4 лет

ДИ-Б №1

Название: «Собери машинку по частям»

Дидактическая задача: Содействовать закреплению знаний о транспорте (грузовая машина, легковая машина, автобус, троллейбус), составляя  транспортное средство из частей, подбирая недостающие части.

Оборудование: Карточки с изображением транспортного средства.

Правила игры: Правильно назвать транспортное средство, собрать транспортное средство из частей, подобрать все недостающие части.

Игровое действие: Назвать правильно транспортное средство, изображенное на картинке, собрать такое же по частям (плоскостные силуэты кузова, кабины и т.д), добавить недостающие части.

Ход:

 1. Вариант. Ребенку показывают картинки с изображением легковой, грузовой машины, автобуса. Ребенок должен правильно назвать транспорт. Затем из отдельных плоскостных частей (кузов, кабина, колеса, руль и т.д.) составляет такую же машину.

2 Вариант. Ребенку предлагают плоскостные силуэты транспортных средств, он должен дополнить их недостающими деталями (колеса, фары, руль и т.д.).

3 Вариант. Ребенку предлагают картинку транспортного средства, разрезанную на 3-4 части.

Усложнение:

Ребенку сразу дают составные части, он должен собрать из них транспортное средство.

ДИ-Б №2

Название: «Красный и зеленый»

Дидактическая задача: Закрепить знания сигналов светофора «Красный», «Зеленый», устанавливать связи между предметами и явлениями.

Оборудование: Два кружка красный и зеленый, игрушечные машинки.

Правила игры: если воспитатель показывает зеленый кружок – машина может ехать, если зеленый – машина стоит.

Игровое действие: Приготовить два кружка красный и зеленый, игрушечные машинки. Вначале игра проводится с одним ребенком, затем с подгруппой детей.                          

Ход: Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый. Предлагает взять ребенку игрушку-машину и говорит: «Ты, Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».

ДИ-Б №3

Название: «Поможем светофорчику» 

Дидактическая задача: Познакомить детей со светофором (плоскостной макет с отверстиями для сигналов), с порядком расположения на нем «огоньков», закрепить значение световых сигналов «красный, желтый, зеленый».

Оборудование: Макеты светофоров

Игровое правило: «Огоньки» (кружки красного, желтого и зеленого цвета) вставлять в светофор после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет свои светофорчики и объяснит, что обозначает каждый сигнал.

Ход: Игра проходит с группой детей. Воспитатель раздаёт макеты светофоров и уточняет, что это, как располагаются на нем огоньки. Дети рассказывают всё, что они знают о светофоре, если нужно воспитатель дополняет рассказы детей. После чего предлагает поиграть в новую игру.

Усложнение: По сигналу воспитателя дети должны вставить в отверстия круги красного, желтого и зеленого цвета в правильной последовательности, объяснить, что обозначает каждый сигнал.  Кто быстро и правильно выполнит задание, выигрывает флажок.

ДИ-Б №4

Название: «Умный светофор»

Дидактическая задача: Объяснить детям назначение светофора, о его сигналах.

Оборудование: макет светофора с сигналами. кружки желтого, красного, зеленого цветов.

Правила игры: показывать такие же кружки, как на светофоре (макете), объяснять, что обозначает сигнал.

Игровое действие: Воспитатель показывает детям макет светофора со сменными сигналами, дети поднимают вверх  кружки красного, желтого и зеленого цвета, называют, что нужно делать.

Ход: Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

ДИ-Б №5

Название: «По дороге»

Дидактическая задача: Расширить  знания о различных видах транспорта.

Оборудование: Макет дороги, разрезные картинки грузового, легкового транспорта по несколько штук.

Правила игры:  собрать и поставить на  «дорогу» или легковые, или грузовые машины.

Игровое действие: Сборка машин.

Ход: Воспитатель предлагает детям договориться перед поездкой  и выбрать, кто какой вид транспорта будет собирать. После того, как дети собрали машины, должны назвать, какие машины едут у них по дороге.

Усложнение: добавить специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.).

ДИ-Б №6

Название: «Машины разные нужны, машины разные важны»

Дидактическая задача: Показать разнообразие видов транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус, собирая целую картинку из двух частей.

Оборудование: Разрезные картинки транспортных средств.

Правила игры: Составить целую картинку из частей.

Игровое действие: Сложить из частей целые картинки.

Ход:: Воспитатель – Дети, какие машины вы знаете? (Ответы детей). Да, машин много и все они разные! Машины приносят пользу людям! Они возят людей на работу, в детский сад и др. места. Это автобус, легковая машина, такси. Машины спешат к нам на помощь, когда это необходимо. Это скорая помощь, пожарная машина. Машины перевозят разные грузы. Это самосвал, грузовик, подъемный кран и др. Я принесла вам картинки, на которых изображены разные машины. Но, у меня случилось небольшая неприятность. Кто-то разрезал все мои картинки на две части, и они все перепутались. Что же мне делать? Может, вы, поможете мне правильно сложить картинки?

«Автобус»

Весь день - домой и на работу возить людей его забота!

Точно, вовремя и ловко подъезжает к остановке.

Все вошли, закрылась дверь - пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора!

«Пожарная машина»

Спешит машина красная,

Не выключая фар, на службу, на опасную - спешит тушить пожар.

«Скорая помощь»

Если кто-то заболел, надо чтобы врач успел.

Скорая его домчит, врач поможет, исцелит!

«Самосвал»

Можно нагрузить немало в мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё, что нужно: быстро, весело и дружно.

«Легковая машина»

Я, блестящая такая по дороге мчусь стрелой

У меня есть руль и шины, зовусь, легковая машина!

«Подъёмный кран»

Поднимает великан груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом вырастает новый дом.

«Грузовик»

Вот трудяга грузовик! Он к тяжелому привык

Перевезет он все, что нужно аккуратно, быстро, дружно!

«Хлебная машина»

Я хлебная машина! Полезная весьма.

Ведь всем давно известно, что хлеб всему голова!

Везу я хлеб и булки для Маши и Мишутки!

Дети рассматривают картинки с изображением разных машин. Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

ДИ-Б №7

Название: «Трамвай»

Дидактическая задача: Уточнить знания  детей о сигналах светофора,   правилах поведения в общественном транспорте.

Оборудование: Шнур, 3 цветных флажка по цвету сигнала светофора.

Правила игры: Выполнять движения по сигналам светофора

Игровое действие: Движения по сигналу педагога.

Содержание: Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка— жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится  зеленый.

Если желающих много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия  трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и  останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!»

ДИ-Б №8

Название: «Найди опасные предметы» 

Дидактическая задача: Помочь детям запомнить предметы опасные для жизни и здоровья.

Оборудование: предметы.

Правила игры: выбрать из множества различных предметов опасные (нож, ножницы, иголка, утюг и т.п.)

Игровое действие: воспитатель предлагает из разных предметов, лежащих на столе выбрать те, которые опасны для детей, объяснить почему.

Ход: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте найдем предметы и расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети находят опасные предметы и повторяют правила безопасности:

- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;

- опасно одному выходить на балкон.

Картотека дидактических игр по теме «Безопасность»

Название группы: средняя группа

ДИ-Б №1

Название: «Парные картинки»

Дидактическая задача: Уточнить знания детей о  знаках дорожного движения.

Оборудование: Знаки дорожного движения ( по 2 одинаковых) с фиксацией на груди.

Правила игры: искать пару пока звучит музыка, побеждают те, кто успел найти пару, пока звучит музыка.

Игровое действие: Найти такой же дорожный знак, как у тебя на груди, встать парой. Назвать знак, объяснить, что он обозначает.

Ход: Детям на шею повесить изображения различных дорожных знаков (которые знакомы детям). Воспитатель включает музыку, в это время дети должны найти пару с таким же знаком на груди, взяться за руки. Потом парам предлагают назвать знак и что он обозначает.

ДИ-Б №2

Название:  «Виды транспорта»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний о видах транспорта (водный, воздушный, наземный).

Оборудование: Накидки или нагрудные картинки с изображением различных транспортных средств.

Правила игры: Правильно выбрать вид транспорта, к которому относится картинка на груди.

Игровые действия: Подойти к условному знаку, обозначающему одну из групп транспортных средств (водный, наземный, воздушный).

Ход: У детей накидки или нагрудные картинки с изображением различных транспортных средств, на противоположной стене прикреплены изображения облака, воды, дороги. По свистку воспитателя дети должны подойти к своему условному знаку. Например: лодка, пароход, корабль – водный транспорт занимает место, под изображением моря.

Усложнение: по свистку воспитателя отыскать всех своих «друзей» - транспорт, который принадлежит к данному виду и всем вместе занять место у условного знака.

ДИ-Б №3

Название: «Умные машины»

Дидактическая задача: Дать детям представления о различных видах транспорта, развивать способность объединять предметы на основании определенных признаков (классификация).

Оборудование: Игровые карты с изображением гаражей разного цвета, размера и формы (3 игровые карты), силуэты разного вида транспорта (мотоцикл, автобус, грузовая машина и легковая машина)  разного  цвета, размера, форм.

Правила игры: Подбирать транспорт к соответствующему гаражу по цвету, по форме, по размеру.

Игровое действие: Педагог показывает по одной игровой карте и дает по 4 силуэта транспортных средств для каждой карты. Ребенок должен расставить транспорт в

Ход: Посмотри-ка что случилось все машинки заблудились.

        Машинкам скорее ты помоги и в нужный гараж ты их отвези.

Карточка №1. Детям предлагается «поставить машинку» в гараж такого же цвета, как машинка:

Посмотри, здесь не простые, а цветные гаражи.

Машинку нужного цвета возьми и в нужный гараж ты ее отвези.

Карточка №2. Необходимо подобрать машинку в соответствии с размерами гаража:

А ну- ка, внимательно ты посмотр, чем отличаются здесь гаражи?

Большой и маленький гараж ответ, конечно же, мне дашь.

Машинку нужного размера подбери, и в нужный гараж ты ее отвези.

Карточка №3. Надо подобрать машинку соответственно силуэту в гараже:

Посмотри, какие разные здесь гаражи.

В каждом своя машинка живет, смотри на картинку и смело вперед!

ДИ-Б №4

Название: «Красный, желтый, зеленый»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний о сигналах светофора.

Правила игры: На зеленый сигнал светофора шагать на месте, на желтый – поднять руки вверх, на зеленый стоять на месте. Из игры выбывает тот, кто ошибается, побеждают те, кто выполнил все правильно.

Игровое действие: Выполнение движений в соответствии с сигналами светофора.

Ход: Воспитатель повторяет с детьми, что обозначают сигналы светофора, что нужно делать пешеходам и водителям. Затем предлагает проверить, как дети умеют выполнять это на практике. Объясняет детям, что на красный сигнал светофора нужно шагать на месте, на желтый поднять руки вверх, на зеленый – стоять, не двигаясь. Воспитатель показывает детям поочередно кружки красного, желтого и зеленого цвета, а дети выполняют соответствующие действия

ДИ-Б №5

Название: «Машины разные нужны, машины разные важны»

Дидактическая задача: Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Практиковаться в  составлении целой картинки из двух частей.

Оборудование: Разрезные карточки с изображением предметов.  

Правила игры: Сложить машину из двух частей, назвать, объяснить, для чего она предназначена.

Игровое действие: дети из разрезных картинок собирают разные транспортные средства. После того, как машина собрана, воспитатель читает стихотворение о ней.

СодерХод: Воспитатель – Дети, какие машины вы знаете? (Ответы детей). Да, машин много и все они разные! Машины приносят пользу людям! Они возят людей на работу, в детский сад и др. места. Это автобус, легковая машина, такси. Машины спешат к нам на помощь, когда это необходимо. Это скорая помощь, пожарная машина. Машины перевозят разные грузы. Это самосвал, грузовик, подъемный кран и др. Я принесла вам картинки, на которых изображены разные машины. Но, у меня случилось небольшая неприятность. Кто-то разрезал все мои картинки на две части, и они все перепутались. Что же мне делать? Может, вы, поможете мне правильно сложить картинки?

Воспитатель выкладывает перед детьми все половинки, и дети пытаются сложить из них целые картинки. Если нужно, воспитатель помогает детям, подсказывает. Когда задание выполнено воспитатель хвалит детей и  читает детям стихотворения об этих машинах.

«Автобус»

Весь день - домой и на работу возить людей его забота!

Точно, вовремя и ловко подъезжает к остановке.

Все вошли, закрылась дверь - пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора!

«Пожарная машина»

Спешит машина красная,

Не выключая фар, на службу, на опасную - спешит тушить пожар.

«Скорая помощь»

Если кто-то заболел, надо чтобы врач успел.

Скорая его домчит, врач поможет, исцелит!

«Самосвал»

Можно нагрузить немало в мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё, что нужно: быстро, весело и дружно.

«Легковая машина»

Я, блестящая такая по дороге мчусь стрелой

У меня есть руль и шины, зовусь, легковая машина!

«Подъёмный кран»

Поднимает великан груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом вырастает новый дом.

«Грузовик»

Вот трудяга грузовик! Он к тяжелому привык

Перевезет он все, что нужно аккуратно, быстро, дружно!

«Хлебная машина»

Я хлебная машина! Полезная весьма.

Ведь всем давно известно, что хлеб всему голова!

Везу я хлеб и булки для Маши и Мишутки!

Дети рассматривают картинки с изображением разных машин. Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

Усложнение: воспитатель описывает машину, называя некоторые основные признаки, а дети угадывают, о какой машине говорится.

ДИ-Б №6

Название: «Собери дорожные ситуации»

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах; упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение.

Оборудование: Разрезные карточки с изображением дорожных ситуаций.  

Правила игры: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.

Игровое действие: Дети собирают целую картинку,

Содержание. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части, а сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему, как нужно себя вести в этой ситуации. Детям предлагается несколько наборов разрезных картинок, отражающих различные  дорожные ситуации. Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Объясняют ситуацию, кто что должен делать, кто поступает правильно, а кто нет.

Усложнение: можно предложить детям собрать дорожные знаки, назвать его.

ДИ-Б №7

Название: «Научим Незнайку ПДД»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах;

Правила игры: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и, не перебивая друг друга.

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям от лица Незнайки дорожные ситуации, в которые он попал. Детям нужно объяснить, что нарушил Незнайка, как нужно вести себя на дороге и в транспорте.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о Незнайке — мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка. - Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали — не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.

- А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что — я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

ДИ-Б №8

Название: «Что будет, если…»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний  о правилах  дорожного движения для пешеходов и водителей, устанавливая простейшие причинно-следственные связи.

Правила игры: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.

Игровое действие: Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …» затем  предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения? Потом воспитатель называет детям различные дорожные ситуации с нарушением правил дорожного движения и предлагает  ответить на вопрос «Что будет, если…?»

Ход:

Идёт по улице один довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!»
«Мне наплевать на красный свет!» —
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!»
Шофёр глядит во все глаза: Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза — Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофёр: «Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал. Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была, где ты ходить привык,
Невероятные дела произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай: машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой регулировщик-постовой.

Висит трёхглазый светофор и знает правила шофёр.

А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

  • Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
  • Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
  • Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
  • Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Усложнение: Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ. Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ. В конце игры воспитатель подводит итог. Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их выполнять. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.

ДИ-Б №9

Название: «Загадки – отгадки» 

Дидактическая задача: Содействовать закреплению названия некоторых видов транспорта, их классификации, назначении светофора.

Оборудование: Игровые карты с  4-мя картинками по правилам дорожного движения (светофор, жезл, транспортные средства, дорожные знаки, регулировщик и т.п.).

Правила игры: отгадать загадку, закрыть все карточки на игровом поле. Побеждает тот, кто первым закроет игровую карту.

Игровое действие: детям раздают игровые карты с  4-мя картинками по правилам дорожного движения (светофор, жезл, транспортные средства, дорожные знаки, регулировщик и т.п.). Воспитатель загадывает загадки об этих предметах, дети отгадывают и закрывают карточкой картинку.

Ход: Воспитатель раздает игровые  карты, просит внимательно посмотреть на предметы и рассказать о них. Читает загадку, если ребенок правильно разгадал, он забирает карточку себе и накрывает ей «отгадку».

ДИ-Б №10

Название: «Что нужно пожарным?»

Дидактическая  задача:  Уточнить знания детей о профессии пожарный.

Оборудование: Карточки с изображением предметов.  

Правила игры: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

Игровое действие: Отбор карточек по теме.

Ход: Дети  на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике, к профессии пожарного.

ДИ-Б №11

Название: «Опасно - не опасно»

Дидактическая задача: Дать знания о том, как отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом

Правила игры: дети не должны мешать друг другу, слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей.

Игровое действие: Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности - зеленую - если ситуация не представляет угрозы, красную – если ситуация опасна для жизни.

Ход: Воспитатель предлагает набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет. Объясняют свое решение.

Примерное содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других, перебегает улицу перед идущей машиной и т.д.

Усложнение: Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку необходимо положить картинки с изображением, опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций.

ДИ-Б №12

Название: «Доскажи словечко»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний о мерах по предотвращению пожара.

Оборудование: Мяч.

Правила игры: поймать мяч, закончить предложение.

Игровое действие:  Передача мяча.

Ход: Воспитатель вместе с детьми встаёт в круг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди, там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет злой…….(пожар)

Раз, два, три, четыре. у кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал. Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому жег…(траву)

Кто в огонь бросал при этом не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин: Этот номер:….(01)

Дым увидел - не зевай. И пожарных ….(вызывай)

ДИ-Б №13

Название: «Пожароопасные предметы»

Дидактическая задача: Расширить знания о пожароопасных предметах.

Правила игры: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Ход: воспитатель показывает детям предметные картинки, дети хлопают в ладоши, если предмет пожароопасный.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт,  режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

ДИ-Б №14

Название: «Отгадай загадку по картинке» 

Дидактическая задача: Помочь детям запомнить основную группу опасных предметов.

Правила игры: отгадать загадку, найти соответствующую картинку.

Игровое действие: воспитатель предлагает детям картинки с изображением опасных предметов, загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Ход:

1. На столе, в колпаке,                                       4.  Режет хлеб,

Да в стеклянном пузырьке                                     Намажет масло.

Поселился дружок                                                   Но помни:

Развесёлый огонёк.                                                  Есть с него опасно!

(Настольная лампа)                                                 (Нож)

2.     Из горячего колодца                                   5.  Два конца, два кольца,

Через нос водица льётся.                                         Посередине – гвоздик.

(Чайник)                                                                   (Ножницы)

3. Гладит всё, чего касается,                             6. Всех на свете обшивает,

А дотронешься – кусается.                                   Что сошьёт – не надевает.

( Утюг)                                                                     (Иголка)

ДИ-Б №15

Название: «Да» и «Нет»

Дидактическая задача: Способствовать  закреплению знаний о  правила пожарной безопасности.

Правила игры: отвечать «Да» или «Нет»

Игровое действие: воспитатель читает детям стихотворные вопросы, а дети хором отвечают на вопросы по содержанию.

Содержание:  Игра называется «Да» и «Нет» их я хочу услышать в ответ.

                        Все внимательно играйте, думайте и отвечайте.

                        На вопросы дайте ответ, и скажите «Да» иль «Нет».

Всем ребятам нужно знать, что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?     (Да)  А с огнем они играют?   (нет)

Для ребят пожары шутка? Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье. Можно ли без разрешенья детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать?

Палит листья мальчик Тихон, у костра он скачет лихо.

Дети дайте мне ответ, хорошо ли это?

Под столом играет света, зажигает она свечи.

Дети дайте мне ответ, хорошо ли это?

Вова спичками играет, мама это запрещает.

Дети дайте мне ответ, прав наш Вова или нет?

Непослушный мальчик Вова, спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают, маму Вова огорчает?

Вот свеча, горит огонь, ты огонь попробуй – тронь!

Дайте, дети мне ответ, будет больно или нет?

Нам пожары не беда? (нет) Друга выручим всегда? Врать не будем никогда?

Маму слушаем всегда? Можно спичками играть?

Детям свечи зажигать? Причиняет огонь зло?

А дает огонь добро? Ты труслив, когда беда?

Силы жалко для труда? С огнем всегда ты осторожен?

Что ж завершать игру мне можно?

ДИ-Б №16

Название: «Топаем, хлопаем»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний  о правилах поведения при пожаре.

Правила игры: Если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают.

Игровое действие: воспитатель читает детям ситуации, дети топают или хлопают

Ход:                  Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя!  (хлопают)

Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)

Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает (хлопают)

Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают  (топают)

Клим увидел: дом горит, мальчик «01» звонит.  (хлопают)

ДИ-Б №17

Название: «О правилах важных – пожароопасных»  

Дидактическая задача: Уточнить навыки безопасного поведения в быту.

Оборудование: Для игры понадобится 4 кубика, 2 плаката «Правила пожарной безопасности для дошкольников». Плакаты разрезаются на карточки, один вариант остаётся для образца, другой – наклеивается на грани кубика.

Правила игры:  Каждый собирает по одной картинке.

Игровое действие: Собрать карточку.

Ход: Ребенок выбирает карточку, которую будет собирать, воспитатель читает написанное на ней правило. Собрав по образцу, ребенок повторяет правило. Игра проводиться под руководством воспитателя с детьми до 6 человек.

Усложнение: Если дети хорошо усвоили правила безопасности и проговаривают их, они могут играть самостоятельно.

Картотека дидактических игр по теме «Безопасность»

Название группы: старшая группа

ДИ-Б №1

Название: «Четвертый лишний»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний о дорожных знаках, транспортных средств, умение классифицировать предметы.

Правила  игры: Назвать лишний предмет (если устно), или убрать четвертую лишнюю картинку.

Игровое действие: Назвать быстро и правильно.

Ход: воспитатель называет задание и четыре предмета, ребенок должен назвать лишний предмет

1. Назовите лишнего участника дорожного движения:

Грузовик Дом  Скорая помощь  Снегоуборочная машина

  1. Назовите лишний дорожный знак:

Пешеходный переход Азбука дорожного движения Движение пешеходов запрещено

Скользкая дорога

  1. Назовите лишнее транспортное средство:

Легковая машина Грузовая машина  Автобус  Детская коляска

4. Назовите транспортное средство, не относящееся к общественному транспорту:

Автобус Трамвай  Грузовик  Троллейбус

5. Назовите лишний «глаз» светофора: Красный . Синий  Желтый  Зеленый

Усложнение: вместо лишнего предложить варианты, которые подходят по смыслу, продолжить цепочку слов.

ДИ-Б №2

Название: «Весёлый жезл»

Дидактическая задача: Закрепить правила поведения пешеходов на улице.

Оборудование: Жезл.

Правила игры: Слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Игровое действие: Соревнование.

Ход: Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

ДИ-Б №3

Название: «Слушай – запоминай»        

Дидактическая задача: Содействовать закреплению знаний детей о дорожных знаках, правилах поведения на улице.

Оборудование: Жезл.

Правила игры: Назвать громко, не повторять сказанное, передать жезл соседу. Побеждает тот, кто заработает больше фишек за правильные ответы.

Игровое действие: Передача жезла.

Ход: Воспитатель предает детям жезл, дети громко называют дорожный знак или правило дорожного движения, после чего предают жезл следующему игроку. Воспитатель, правильно ответившему ребенку,  дает фишку. Воспитатель показывает образец действия. Когда у меня в руках жезл, я должна назвать дорожный знак, передать жезл соседу. Например: пешеходный переход.

ДИ-Б №4

Название: «Поставь дорожный знак»

Дидактическая задача: Помочь закреплению знаний о дорожных знаках, умении анализировать дорожную ситуацию.

Оборудование: Макет игрового поля с изображением дорог, пешеходных дорожек, переходов, жилых и административных зданий, а так же набор различных дорожных знаков.

Правила игры: Правильно расставить дорожные знаки на макете, объяснить ситуацию или найти ошибку.

Игровое действие: Расстановка дорожных  знаков.

Содержание: дети должны расставить необходимые дорожные знаки в нужные места (у школы, у больницы, пешеходного перехода, на остановке общественного транспорта, указать велосипедные дорожки, подземные и наземные переходы  и т.д.) после того, как расставили, нужно объяснить, почему в то или иное место поставил знак

Усложнение: воспитатель или один из детей  расставляет знаки с ошибками, другие дети исправляют ошибки.

ДИ-Б №5

Название: «Угадай по описанию»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний  о дорожных знаках.

Оборудование: Набор дорожных знаков.

Правила игры: Угадать знак по описанию. Побеждает тот, у кого получится больше готовых знаков.

Игровое действие: Расстановка знаков.

Ход: Взрослый раскладывает пред детьми набор дорожных знаков, ставит рядом штативы. Дети, услышав описание знака, угадывают его, берут и ставят на штатив рядом с собой. Воспитатель описывает знаки. Например:

- Этот знак показывает, что дорога впереди опасная, машину может занести, нужно ехать осторожно, сбавить скорость (Знак – «Скользкая дорога»).

- Этот знак ставят около школы, он предупреждает водителей, что на дорогу могут выбежать ученики. (Знак «Дети).

- Этот знак запрещает переходить дорогу по дорожному полотну, предлагает другой способ перехода (Знак – подземный или наземный переход).

- знак сообщает нам, что рядом мы можем отремонтировать свой автомобиль (знак  «Техническое обслуживание автомобилей)

- этот знак устанавливают на загородных трассах в лесной зоне, он предупреждает об опасности (знак – «Дикие животные»)

Усложнение: воспитатель предлагает детям самим описать дорожный знак, остальные угадывают.

ДИ-Б №6

Название: «Разрезные знаки»

Дидактическая задача: Актуализировать знания о  дорожных знаков.

Оборудование: Разрезные карточки с изображением знаков дорожного движения.  

Правила игры: Собрать дорожный знак из разрезных частей.

Игровое действие:  Сложить картинку из частей.

Ход: Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Воспитатель говорит, что в городе произошло чрезвычайное происшествие, все знаки на дорогах рассыпались на части. От этого на дорогах твориться хаос, неразбериха, огромные пробки. Просит детей помочь выйти из этой сложной ситуации, собрать знаки из разрезных частей.

 Усложнение: Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

ДИ-Б №7

Название: «Найди нужный знак»

Дидактическая задача: Содействовать закреплению знаний  о дорожных знаках, средствах регулирования дорожного движения.

Оборудование: карточки с дорожными ситуациями и карточки с дорожными знаками (запрещающими и предупреждающими).

Правила игры: поставить на картинку недостающий знак запрещающий или предупреждающий.

Игровое действие: Дети должны на каждую картинку выставить недостающий знак или знаки.

Ход: воспитатель говорит, что у каждого на картине изображена дорожная ситуация, но сейчас она опасная. Догадайтесь, почему и исправьте ситуацию.

Примеры дорожных ситуаций:

- машина едет по лесной дороге, на обочине животное;

- из школы идут по дороге дети;

- едет поезд, нет знака «Железнодорожный переезд» и т.д.

ДИ-Б №8

Название: «Найди свой знак»

Дидактическая задача: Способствовать закреплению знаний детей о различных видах дорожных знаков (предупреждающие, информационные, запрещающие).

Оборудование: знаки (предупреждающие, информационные, запрещающие), геометрически фигуры  (круг, квадрат, треугольник)

Правила игры: подбежать к знаку той же группы, что и у тебя.

Игровое действие: Собраться в группу..        

Ход: По сигналу воспитателя «Знаки разбежались»  дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.    

 Усложнение. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.   

ДИ-Б №9

Название: «Осторожность»

Дидактическая задача: Объяснить детям правила безопасного  обращения с огнем, бытовой техникой и электроприборами.

Оборудование: большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие карточки  с ситуациями,

Правила игры: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.

Игровое действие: Подбор картинок.

Ход: Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.

Вариант 1

Игрок, узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте, и тогда получает маленькую.

Вариант 2

Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход, игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.

ДИ-Б №10

Название: «Горит – не горит»

Дидактическая задача: Закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ.

Оборудование: Мяч.

Правила игры: быстро и правильно выполнить ответственное действие. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

Игровое действие: Ловля мяча.

Ход: Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить.

 (Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

ДИ-Б №11

Название: «Диалоги по телефону»

Дидактическая  задача: Показать и рассказать, как правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы дежурных экстренных служб.

Оборудование: Карточки с номерами телефонов.

Правила игры: Вызвать по телефону нужную экстренную службу (пожарную, медицинскую, газовую, полицию).

Игровое действие: Вызвать по телефону для решения чрезвычайной ситуации.

Ход: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

Например:

- в семье очень сильно заболел ребенок, поднялась высокая температура, появились сильные боли в области живота. Что нужно сделать? К кому обратиться?

- мама решила приготовить обед, зажгла плиту, в квартире появился резкий запах газа;

- бабушка вышла на балкон и в соседнем доме, на балконе увидела дым;

- папа с сыном гуляли в парке и увидели группу подростков, устроивших драку и т.д.

ДИ-Б №12

Название: «Если я сделаю так…»

Дидактическая задача: Развивать умение находить выход из сложных жизненных ситуаций, обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий.

Оборудование: Карточки с ситуациями.

Правила игры: дать развернутый ответ, два варианта решения ситуации. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто больше заработает фишек.

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям устно или на картинке различные жизненные ситуации.

Ход: Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...». Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации.

Усложнение: Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет.

ДИ-Б №13

Название: «Карточная викторина»

Дидактическая задача: Помочь закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Оборудование: Коробочка с карточками на тему правил поведения во время пожара.

Правила игры: Правильно ответить на вопрос, получить как можно больше фишек.

Игровое действие: Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.

Ход: Варианты вопросов:

 - Назови возможную причину пожара;

 -как правильно вызвать пожарных;

 - что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

 - можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

 - что нужно делать, если в доме запахло газом;

 - можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

 - можно ли поджигать тополиный пух;

 - можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

 - можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

 - что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

 - как правильно покинуть задымлённое помещение;

 - можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

ДИ-Б №14

Название: «Причины пожара»

Дидактическая задача: Раскрыть  знания о причинах пожара.

Оборудование: Сюжетные картинки.

Правила игры: выбрать ситуацию, которые могут привести к пожару, получить фишку.

Игровое действие:. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Ход: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок  ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку Примерные сюжеты: дети собирают осенние листья, дети вешают  горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы, мальчик пытается починить розетку, девочка оставила утюг включенным, мальчик  читает книгу и т.п.

Картотека дидактических игр по теме «Безопасность»

Название группы: подготовительная к школе группа

ДИ-Б №1

Название: «Законы улиц и дорог»

Дидактическая задача: Систематизировать знания о правилах поведения на улицах и дорогах.

Оборудование: Макеты, планы города, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Правила игры: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Игровое действие: Передвижение по  игровому полю.

Ход: Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

  • Где можно в городе кататься на роликах?
  • Покажите самые опасные места в городе.
  • Что изменится на дороге с приходом зимы?
  • Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.

 

ДИ-Б №2

Название: «Мы — водители»

Дидактическая задача: Способствовать ориентировки в  дорожной символике и её специфике (на примере дорожных знаков).

Оборудование: Карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов); кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги; маленькая машина или автобус; зелёные кружки — 30 шт. Разветвлённая дорога из бумаги.

Правила игры: Придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.

Игровое действие: Придумывание знака.

Ход: Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.

Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.

- Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

- Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

- Машина быстро мчится по дороге и вдруг…

Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

- Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.

ДИ-Б №3

Название: «Час пик»

Дидактическая задачи: Помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях.

Оборудование: Игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих — «работники», 12 жёлтых — «посетители», 7 розовых — «ситуации»).

Правила игры: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Игровое действие:  Движение по правилам дорожного движения.

Ход: Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.

Например, «Театр» — балерина и зрители театра, «Стадион» — спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» — парикмахер и клиент, «Больница» — врач и больной и т. д.

2. Синие и жёлтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочерёдно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.

3. Жёлтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество очков (т. е. пассажиров).

ДИ-Б №4

Название: «Играй,  да смекай!»

Дидактическая задача: Помочь соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.

Оборудование: Таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки.

Правила игры: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

Игровое действие: В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото.

Ход:

Содержание:

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы».)

Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.

(Знак «Подземный переход».)

У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено».)

Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле —
Не проедете никак!

(Знак «Въезд запрещён».)

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи».)

Этот знак на переезде —
В непростом, заметим, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.

(Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума».)

ДИ-Б №5

Название «Поставь дорожный знак»

 Дидактическая задача: Помочь детям различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование: Игровое поле, дорожные знаки.

Правила игры: Правильно и быстро расставить дорожные знаки.

Игровое действие: воспитатель предлагает детям дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход: Детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

ДИ-Б №6

 Название: «Раньше и теперь»

Дидактическая задача: Обсудить с детьми, что было раньше и потом для безопасности людей.

Правила игры: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Игровое действие: Воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

Ход:

  1. Как узнать и сообщить о пожаре?

- Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

- Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

  1. Как пожарным добраться до пожара?

- Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

- Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

 Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

- Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. Какими средствами тушат пожар?

- Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

- Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

ДИ-Б №7

Название: «Хорошо – плохо»

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о полезных и вредных свойствах огня.

Оборудование: Карточки, на которых изображены  различные виды применения огня (хорошего и плохого).

Правила игры: разделить карточки на две группы, объяснить.                                        

Игровое действие: на столе две картины, на которых изображены  различные виды применения огня (хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа, пожар в лесу, пожар в доме и т.д.) дети должны разложить  карточки на картины.

Ход: воспитатель говорит детям о том, что огонь бывает полезен и вреден. Обсуждает с детьми разные жизненные ситуации. Затем предлагает разложить карточки к одной и другой картине и объяснить свой выбор.

Усложнение: ребенку самому предлагается придумать ситуации к первой и второй картине.

ДИ-Б №8

Название: «Спаси игрушку»

Дидактическая задача: Уточнить с детьми правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях, узнавание знакомых предметов через специальные очки.

Оборудование: тонкая занавеска, предметы, карточки с изображением предметов.

Правила игры: из набора картинок найти, запомнить и выбрать нужные.

Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нужные из набора картинок.

Ход: Воспитатель с  детьми вспоминают, как в каких условиях работают спасатели и пожарные. Воспитатель предлагает детям побыть в роли пожарных или спасателей в условиях задымления или сильного затемнения. Дети рассматривают предмет через занавеску и находят на столе картинку с изображением этого предмета.

Усложнение: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки, по которому нужно найти и спасти игрушку, находящуюся в «задымлённом помещении». Дети по схематическому изображению отыскивают игрушки, расположенные в группе.

Список литературы по теме «Безопасность».

  1. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Прогрмма и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Дрофа, Москва, 2007
  2. Викторина по правилам дорожного движения. Новое поколение, С-Пб, 2006
  3. Гарнышева Т.П.,  «ОБЖ для дошкольников» Санкт-Петербург,      ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
  4. Кулик Г. И.  , Сергиенко Н. Н.  « Школа здорового человека» Сфера, 2010
  5. Пятница Т. В.  «Рабочая тетрадь логопеда»: загадки, рифмовки,      скороговорки /  Изд-во Феникс, 2010
  6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие. Центр педагогического образования, Москва, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр. Образовательная область "Безопасность". Средняя группа.

Картотека дидактических игр разработана в соответствии с ФГТ, образовательная область "Безопасность" и программой Р.Б. Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста" . Средняя группа....

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду

Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры – главное средс...

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду.

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду....

Картотека дидактических игр на тему «АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ»

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Ребёнка нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Цель игр в картотек...