Проект Обеспечение безопасности детей на дорогах
статья по обж

Белоусова Елена Владимировна

Данная статья посвящена проблеме обеспечения безопасности дорожного движения дошкольников. В данной статье рассматривается педагогический опыт  по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности дети совершенствуют умение ориентироваться на дорогах, соблюдать правила уличного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obespechenie_bezopasnosti_detey_na_dorogah.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ»

Е.В. Белоусова

ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка,

Волжский район, Самарская область,

СП "Детский сад "Самоцветы"

Аннотация.

Данная статья посвящена проблеме обеспечения безопасности дорожного движения дошкольников. В данной статье рассматривается педагогический опыт  по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности дети совершенствуют умение ориентироваться на дорогах, соблюдать правила уличного движения.

Ключевые слова: правила дорожного движения, безопасное поведение детей, правила поведения детей.  

Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей. По статистике, основные причины дорожного травматизма - переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины - это следствие незнания и невыполнения детьми правил дорожного движения.  Большую роль в поведении детей на улице играет положительный пример взрослых. Даже незначительные нарушения правил поведения на улице, допущенные родителями, могут повлиять на ребенка самым негативным образом. Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах [3]. 

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, общественных организаций. Но основная роль отводится дошкольным учреждениям, так как большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в ДОУ [2].

Исходя из собственного педагогического опыта, работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы  столкнулись с трудностью формирования у детей осознанного безопасного поведения на дороге, так как у них отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Поэтому целью  нашей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.  Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

 - изучить методическую литературу по формированию у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дороге;

- пополнить предметно-пространственную развивающую среду для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге;

- разработать и применить на практике комплекс игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге;

- привлечь внимание родителей к формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Представления детей по правилам дорожного движения будут эффективны лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом по изучению  правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность можно  расширить представления детей о правилах безопасности на дороге, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и формировать умение  искать пути разрешения этих ситуаций [1]. 

С учетом требований учебной программы дошкольного образования, на начало учебного года нами был разработан перспективный план по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге. 

   Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считаем создание соответствующей предметно-развивающей среды. В группе создан игровой центр по изучению правил дорожного движения, который помогает проводить сюжетно - ролевые игры по правилам дорожного движения. Мы стараемся, чтобы материал в центре был безопасным, вариативным, трансформируемым, насыщенным и полифункциональным. Такого результата мы  добились с помощью родителей. Так были изготовлены атрибуты для организации сюжетно - ролевых игр:  жезл, форма регулировщика, разнообразные транспортные игрушки, макет светофора, оформлены макеты домов и деревьев. Дидактический материал  пополнен  настольно - печатными играми, разнообразными по виду и содержанию: парные картинки, лото, домино. Настольно - печатные игры - также интересное занятие для наших воспитанников. Они дают возможность систематизировать представления детей о ПДД. Игровые формы придают настольно - печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. Для группы приобретены настольно - печатные игры с интересным содержанием: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу». В своей деятельности мы часто используем дидактические игры: «Дорожные знаки», «Что неправильно?», «Как избежать неприятностей», «Внимание - дорога», «Ассоциации», «Правила дорожного  движения», картинками «Транспорт», «Дети и дорога» и д.р. загадками и стихами по правилам дорожного движения. Они способствуют развитию у воспитанников наглядных представлений о дорожном движении, развивают умение расшифровывать, разгадывать что, в свою очередь, развивает такие познавательные процессы, как: память, внимание, восприятие. В ходе дидактических игр закрепляются представления детей о правилах дорожного движения: «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку» (разрезные картинки), «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Перекрёсток». Благодаря играм, правильное поведение воспитанников  на пешеходном переходе становится привычкой.

Следующий вид деятельности: сюжетно - ролевая игра. Она  помогает  нам моделировать игровые действия, выполнять ту или иную роль, дети воспроизводят поведение взрослых, их действия в реальной жизни.  В сюжетно-ролевых играх «Водители», «Мы - юные пешеходы», «Прогулка по городу», воспитанники знакомятся с улицей, дорогой, тротуаром, развивают  умения правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляют такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».

Во время игры мы  создаем  различные проблемные  ситуации. Например, на проезжей части нет пешеходного перехода, светофора или неправильно выставлены уже знакомые детям знаки. Дети должны действовать в соответствии с созданными ситуациями, решать поставленные перед ними задачи. Во время прогулки, играя  в подвижные игры, дети учатся координировать свои движения, соотносить их с движениями других детей, правильно двигаться в соответствии с полученными заданиями. Например, в игре «Светофор!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами.

 Для индивидуальной работы с детьми по закреплению изученного материала предлагаются загадки и картинки для раскрашивания. А экзамен в картинках поможет педагогу определить, как ребенок усвоил материал по профилактике детского дорожного травматизма.

Одним из основных условий достижения высоких результатов обучения детей основам безопасности жизнедеятельности является тесное взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей. Главное  в работе с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Поэтому мы ведем большую работу по усвоению детьми правил дорожного движения, знакомим родителей с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнение различных заданий с детьми. С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения:  «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!». В родительских уголках оформляются наглядно - информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание - дети!», раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле».

Хорошо зарекомендовала себя и такая форма работы с родителями, как проведение различных конкурсов. В  ГБОУ проводился конкурс «Внимание – дети! Зимние каникулы!» по пропаганде ношения одежды со световозвращающими элементами, где наши родители приняли активное участие. Конкурс проводился с целью сокращения детского дорожно-транспортного травматизма с участием детей - пешеходов; формирования у родителей и детей правильного поведения на дороге, акцентирования внимания общественности на необходимости ношения световозвращающих материалов для повышения безопасности пешеходов, особенно детей.

В приемной группы для родителей мы размещаем наглядный и информационный материал. Используем разные средства наглядной агитации: папки-передвижки, информационные консультации на различные темы: «Профилактика дорожно - транспортного травматизма», «Основные виды детского травматизма», «Предупреждение несчастных случаев на улице», «Ребёнок и автокресло» и др., а также ведем постоянную рубрику «Играем вместе», где знакомим родителей с разнообразными играми для детей по ПДД. В рамках недели безопасности мы организуем конкурсы рисунков: «Моя улица», «Нужные знаки», конкурс на создание  макетов светофоров.

Системное и планомерное сотрудничество с семьей позволило сформировать первоначальные представления по основам безопасности у большинства воспитанников. Нами собрано достаточное количество игрового материала, способствующего формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге у детей. Созданы картотеки игр, загадок, пословиц, игровых пособий, художественной литературы, которые удобно использовать в различных режимных моментах, разработаны конспекты игр - занятий, игровые задания для моделирования ситуаций, используемых в сюжетно - ролевых играх.

Побеседовав с воспитанниками нашей группы, мы пришли к следующему выводу: дети свободно ориентируются в пределах ближайшего к детскому саду и дому микрорайоне; знают дорогу из дома в детский сад; усвоили правила поведения на улице, дороге и пешеходном переходе; знают дорожные знаки и могут классифицировать их по группам, знают транспортные средства, которые можно увидеть на дорогах, умеют правильно ориентироваться по сигналам светофора, знают правила поведения пассажира в транспорте. 

Выводы: Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря пространственно -  развивающей образовательной среде, подбору эффективных методов и приемов работы не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. Использованное в ходе работы и обучения максимальное разнообразие приемов и средств позволили сформировать у детей умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дорогах. Использование различных видов игр способствовало формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице. Привлечение родителей к решению данной проблемы является необходимым условием успеха. Изменения в ситуации с ДТП можно ожидать, только если вырастет поколение, для которого соблюдение правил дорожного движения станет нормой.

Литература

1. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2018.- с.59.

2. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов н/Д: Феникс, 2018.- с.38.

3. Загвоздкина Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов  дошкольных учреждений /Т. В. Загвоздкина. - Мн.: Полымя, 2010. – с.192.

Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [ Л. И. Прус и др.]- 3-е изд. - Мозырь: ООО ИД « Белый ветер», 2019, с. 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обеспечение безопасности детей раннего возраста в детском саду»

Данный проект включает в себя способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в группе и на участке ДОУ с непосредственным вовлечением родителей в образовательный процесс по данной проблеме....

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах

Семинар - практикум для воспитателей ДОО...

Семинар-практикум для педагогов "Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах"

Цель: систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, создавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ОУ....

Семинар-практикум для педагогов "Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах"

Цель: систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения,создавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ....

«Неделя безопасности» в ДОУ, посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.

laquo;Неделя безопасности», посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.Цель. Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах....

Проект « Обеспечение безопасности детей группы раннего возраста »

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее....

Консультация для родителей "Роль родителей в обеспечении безопасности детей на дороге".

Безопасность детей на дорогах-это обязанность, которая требует от родителей большой ответственности....