Работа по обеспечению безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОО
рабочая программа по обж

Текутова Елена Александровна

Содержание

Введение

Глава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований

1.2 Единство физического и психического развития ребенка

1.3 Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольника

Глава 2. Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях.

2.1 Требования к условиям организации занятия по физическому воспитанию

2.2 Лица, ответственные за организацию работы в детском саду

2.3 Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.

Заключение

Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по обеспечению безопасности при проведении занятий

по физической культуре в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований

1.2 Единство физического и психического развития ребенка

1.3 Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольника

Глава 2. Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях.

2.1 Требования к условиям организации занятия по физическому воспитанию

2.2 Лица, ответственные за организацию работы в детском саду

2.3 Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в ДОУ начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

Недостаточность внимания к созданию условий для физического воспитания может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении. 

Ответственность за вред, причиненный ребенку во время его пребывания в детском саду, однозначно несет администрация ДОУ. Прежде всего, необходимо отметить, что, согласно Положению о дошкольном учебном заведении работники несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог детского сада просто обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же воспитатель не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.

Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя допускать травматизм детей в ДОУ. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.

Таким образом, выбранная нами тема исследования: «Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях» на сегодняшний момент актуальна.

Объект исследования – процесс физического воспитания в ДОУ.

Предмет исследования – обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ.

Цель работы: выявить требования и условия необходимые для обеспечения безопасности детей на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются основные задачи:

  1.    Изучить научно методическую литературу по физическому воспитанию детей в ДОУ.
  2.    Определить:

- требования и условия необходимые для организации занятий;

- оборудование и материалы необходимые для занятий;

- лиц, ответственных за организацию и проведение физического воспитания в ДОУ.

3.Выявить методы контроля над физическим воспитанием в ДОУ.

4.Изучить основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях физкультурой.

Методы исследования:

- анализ научно методической литературы по теме исследования.

 

Глава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду.

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований.

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Работа по физическому воспитанию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В ДОУ режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие мероприятия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). Занятия решают, как общие, так и коррекционные задачи. В них включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки).

Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

1.2 Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

 Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций; внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Таким образом, психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков.

1.3 Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду.

Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача - содействие укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.

Медицинский контроль включает:

а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;

б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль над содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;

в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;

г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.

Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего детского сада, воспитателя (инструктора). 

В ДОУ в основном принимаются дети, не имеющие абсолютных противопоказаний для занятий физической культурой. Хотя в последнее время всё больше детей поступает с III-й группой здоровья.

Таким образом, при медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за соблюдением двигательного режима в ДОУ.

Глава 2. Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию.

2.1 Требования к условиям организации занятий дошкольников.

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста).

Материалы и оборудование.

  1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
  2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
  3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых.
  4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду.

  1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
  2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
  3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
  4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
  5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
  6. Инструктор по физической культуре осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
  7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления.
  8. Инструктор по физической культуре в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятиях, техникой безопасности.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

2.2 Лица ответственные за организацию физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

  1. Заведующий несет ответственность за организацию всей работы, обеспечивает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль над деятельностью сотрудников детского сада в решении задач физического воспитания. Заведующий обязан обеспечить оборудование физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков: приобретать физкультурный инвентарь, атрибуты; следить за санитарно-гигиеническими условиями в помещении и на участке.

2.Старший воспитатель следит за работой педагогов. Большое внимание уделяет изучению положительного опыта работы и его распространению: организует проведение открытых занятий, их обсуждение, помогает воспитателям групп обобщить свой опыт. Старший воспитатель систематически следит за новинками литературы, активно участвует в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.

  1. Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по физическому воспитанию. Он должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию. Для осуществления задач физического воспитания должен знать содержание и требования Программы воспитания и обучения в ДОУ, уметь грамотно проводить все формы работы с детьми, а также правильно оформлять документацию по планированию и учету работы.

Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья детей. Он должен постоянно анализировать свою работу и изучать опыт передовых педагогов, участвовать в проведении и обсуждении открытых занятий по физической культуре, выступать на педагогических советах, вести активную работу с родителями по здоровому образу жизни.

2.3 Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.

  1. Нарушение правил организации занятий.

- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя (воспитатель должен присутствовать на занятиях и помогать);

- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход - выход из зала;

- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

  1. Нарушение в методике преподавания

- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;

- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

- излишнее эмоциональное возбуждение (игры, эстафеты).

  1. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.

- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

- отсутствие вентиляции;

- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки;

- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4.Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.

- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5.Недооценка значения страховки и помощи.

- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатических упражнениях;

- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6.Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.

- малые размеры зала или площадки для занятий;

-неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;

- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

- отсутствие аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической культуры, соблюдение санитарно-гигиенических условий и формы одежды. Обязательный систематический врачебный контроль за физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи. Место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Заключение.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Все оборудование и инвентарь, используемые детьми, должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Ответственными лицами за организацию работы в детском саду являются заведующий детским садом, старший воспитатель, воспитатель и инструктор по физической культуре.

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за соблюдением общего двигательного режима в ДОУ, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную активность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться: техника безопасности, все правила организации занятия, требования к методике преподавания физкультурных занятий, соблюдение санитарно-гигиенических условий, систематический врачебный контроль за физическим состоянием детей.

Список литературы.

Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образовательных учреждений / О. В. Козырева. - Москва: Просвещение, 2007 [т.е. 2006].265 с.

Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Дошкольное воспитание. – 2004. 96 с.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

Программа «От рождения до школы», основанная на ФГОСТ

СанПин для дошкольников 2.4.1.3049-13

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб., для учащихся по спец.№ 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание». -3-е изд., перераб., и дополнено – М.: Просвещение, 1984. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»

В консультации говорится о том, что должен знать воспитатель и какую помощь оказывать инструктору по ФК в процессе НОД по физической культуре....

Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ

С целью удовлетворения потребности ребенка в движении, формирования, развития двигательных навыков и физических качеств, осознанного выполнения упражнений, воспитания интереса к физическим упражнениям...

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»...

Работа по обеспечению безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ

СодержаниеВведениеГлава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных треб...

Консультация для воспитателей "Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОО"

Консультация для воспитателей "Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОО"...

Работа по обеспечению безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОО

СодержаниеВведениеГлава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных треб...

Проект по обеспечению безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ «Мы в безопасности»

Требования и условия необходимые для обеспечения безопасности детей на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях....