Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников средней группы.2023г.
материал по обж (средняя группа)
Подобранные игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников средней группы
Подобранные игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Составила: воспитатель 2 смешанной дошкольной группе Новотаева Г.Ф
2023г
обж
Беседа №1
Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;
уметь по картинкам определять опасную ситуацию; Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела- Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила: -не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
5. На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.
Беседа №2
Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Ход: 1.Загадка-
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Придумать различные виды ограждений.
ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:
- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
- Подходить и трогать свисающие сосульки!
- Нельзя сосать и есть сосульки!
- Не кидайся сосулькой или снегом!
- Будь внимательным и наблюдательным!
- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других
(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!
Беседа №3
Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
ПРАВИЛА:
-не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно;
-ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.
А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).
Беседа №4
Тема: «Кошка и собака- наши соседи»»
Цель: Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;
Учить заботиться о своей безопасности.
Ход: 1.Загадки: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (кошка).
«Гладишь- ласкается, дразнишь- кусается» (Собака).
2. Воспитатель рассказывает: «Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
Запомните ПРАВИЛА!
- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.
- Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.
Беседа №5
Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: сюжетная картина.
Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.
Показать (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
Помочь запомнить ПРАВИЛО-
- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.
-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к
металлическому предмету и не отрывается.
Беседа №8
Тема: «Дежурство по столовой»
Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
Ход:
Правила: -Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;
-Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;
-Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;
-Нож и вилку неси острием вниз;
-Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;
-Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;
-Не балуйся и не играй с ножом и вилкой. -Накрывая столы, не отвлекайся;
-Не мешайте дежурным накрывать столы; - не бегайте, когда накрывают столы.
Беседа №9.
Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Ход: 1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям: -Что изображено на картинке?
- Кто из девочек поступил правильно? Почему?
- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
- Что нужно делать теперь?
- А как мы ведем себя на улице в жару?
-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3.Игра «Закончи предложение» -Чтобы не обидеть папу,
Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья
Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару
Я и моя …(кепка)
-Сильно солнышко печет?-
Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару
Белую …(панамку).
3.Помочь запомнить правила:
-На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!
-В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!
-Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!
-В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
-Не бегай босиком в жару по асфальту.
-Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
-Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.
-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.
Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.
Беседа №10
Тема: «Зимой на горке»
Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
-Подниматься на горку только по ступенькам;
-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
-Не кататься стоя, а только сидя;
-Не толкать, не цепляться за товарищей;
- Соблюдать очередность;
-Не спрыгивать с горки;
-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
-Не сбегай по скату;
-Не кидайся снегом в сторону горки.
Беседа №11
Тема: «Трудовая деятельность»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности
(лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы ;
стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд;
грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).
1.Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.
- Для чего нужен?
-Когда невозможно обойтись без этого предмета?
-Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?
-Как правильно им пользоваться?
2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
Беседа №12
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Запомнить правила:
- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и вежливым.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
-Не играть с острыми предметами.
-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.
Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и
травмироваться.
-Не кидаться песком, землей, снегом.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.
-Не ломать деревья, кусты.
-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.
Беседа №13
Тема: «Насекомые- польза и вред»
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
-Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?
Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:
-Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!
-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
-Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.
-Не ловите и не убивайте насекомых!
-Не стойте около муравейника!
Беседа №14
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться
Первое правило:
-Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!
-Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?
Тогда второе правило:
-Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;
-Считайся с мнением друзей!
Третье правило: - Делись игрушками, не жадничай!
Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!
Пятое правило: Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!
Беседа №15
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
Цель: Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
-У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью
Запомните!
-Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.
Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.
- Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
Беседа №17
Тема «Мы любим праздники в д/с»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения;
Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов);
- Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;
- Не загораживать обзор другим детям;
- Не выскакивать вперед без приглашения;
- Не подставлять подножки;
- Обходить лужи и скользкие места;
- Не хватать и не дергать героев за одежду;
- Не наталкиваться друг на друга при беге;
- Остановиться и внимательно посмотреть перед собой, забегая за угол здания;
- Строго выполнять все эти правила!
Беседа №18
Тема «Как себя вести в группе»
Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
2.Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.
Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего и других людей!
*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.
Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!
*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.
Если не можешь достать, попроси воспитателя!
*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!
*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!
*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!
*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.
Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!
*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!
*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!
*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!
Беседа №20
Тема: «Зимние дороги»
Цель: Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство.
«Снегопад»,
«Гололед»
Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы),
чем опасны для водителя и пешехода.
Беседа № 21
Тема: «Морозы жестокие в этом году»
Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду.
-В сильные морозы надо одеваться очень тепло
-Нельзя без взрослых выходить на улицу
-Нельзя оставаться на улице долго
-Нельзя открывать дома и в садике окна.
-Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко»
-Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.
-Не торопиться, не спеша подниматься по лесенкам
-Не ставить подножки
-Подниматься по лесенке и спускаться только по одному.
-Не ссориться, не баловаться
-Быть взаимовежливыми, и уступать друг другу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/19/picture-918047-1492600511.jpg)
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников
Подборка материала ,содержание которого связано с обучением дошкольников правилам и навыкам безопасностижи знедеятельности....
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников
laquo;Лото - пожарная безопасность» Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-946541-1518097949.jpg)
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников младший возраст
Цели: развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким....
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников
Знакомить с ОБЖ.Закреплять правила в игравой форме....
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников
В картотеке представлены разнообразные игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников....