Проект "Мир без Опасности"
проект по обж (старшая группа)

Свитайло Анна Сергеевна

Обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве), воспитание культуры безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: «Мир без Опасности»

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный, групповой.

Время реализации проекта: сентябрь 2024г. - май 2025г.

Возраст детей: старший, подготовительный

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (аналитический);
  2. Основной (реализация намеченных планов)
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

Участники проекта:  дети, педагоги, родители, социум.        

Воспитатели: Свитайло А.С., Ночевная С.С.

Актуальность проекта

 Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 

Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.   

Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Цель проекта:

обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве), воспитание культуры безопасного поведения.

Задачи:

В части работы с детьми:

– формирование представлений о возможных неблагоприятных факторах

окружающей среды и их источниках, угрозах и рисках, ситуациях, опасных для здоровья и жизни, способах предупреждения и избегания таких ситуаций, правилах поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту,  социуме, информационном/цифровом пространстве); создание условий для понимания

необходимости и важности безопасного поведения, воспитания дисциплинированности;

– формирование мотивов и осознанного стремления к освоению и соблюдению правил и норм безопасного поведения;

– формирование умений, навыков, овладение способами и алгоритмами действий, необходимыми для предотвращения опасных ситуаций, выработки тактики безопасного поведения в уже возникших ситуациях (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве).

В части работы с педагогами:

– повышение профессиональной компетентности и мастерства по вопросам

воспитания культуры безопасного поведения дошкольников (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве);

– определение содержания, средств, способов и условий обучения в разных видах детской деятельности;

– формирование мотивации на целенаправленное обеспечение процесса безопасности жизнедеятельности детей, создание безопасной среды с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся.

В части работы с родителями:

– повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в части формирования у детей представлений о различных угрозах жизни и здоровью детей, мерах безопасности, правилах и нормах безопасного поведения для формирования готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной

инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве);

– овладение способами родительского контроля за временем пребывания, выбором соответствующего возрастным особенностям дошкольников контента, способами взаимодействия с детьми по вопросам безопасности; повышения их ответственности за жизнь и здоровье детей.

             Предполагаемый результат:

у детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;

- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни,

- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,

- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.

        Продукт проектной деятельности:

- оформление уголка безопасности;

- собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах;

- альбом с рисунками  детей о безопасности;

- альбом «Безопасность дошкольников в картинках»

- досуг на тему: «Путешествие в страну Безопасности»

Тематическое планирование к проекту

Раздел: «Ребенок и природа».

Сентябрь

Тема: «Животные»  - закреплять правила контакта с животным миром

1 неделя  «Кошка и собака – наши соседи»

2 неделя  «Правила поведения в зоопарке»

3 неделя   «О чем рассказали звери»

4 неделя   «Осторожно Насекомые»

•        Беседы: «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными», «Удивительные насекомые».

•        Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Животные зоопарка», «Насекомые».

•        Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».

•        Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».

•        Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами!».

•        Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».

Октябрь

Тема: «Лекарственные и ядовитые растения» -  познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

1 неделя «Осторожно – растения и грибы в лесу и на участке в д/саду»

2 неделя «Где в природе прячутся опасности?»

3 неделя  «Лекарственные растения»

4 неделя   «Безопасность во время грозы»

  • Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
  • Рассказ воспитателя: «Гром и молния»
  • Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
  • Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
  • Отгадывание загадок на эту тему.
  • Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
  • Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
  • Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды)
  • Разучивание физминуток.

Работа с родителями:

1.Папки-передвижки: «Дети и природа»; «Общение с природой – прекрасно или опасно?»; «Растения могут быть опасными» и другие.

Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».

2.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».

Раздел: «Ребенок дома».

Ноябрь

Тема: «Пожар» -  знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем. Закреплять знания о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами

1 неделя   «Спички - не игра, огонь - не забава»

 2 неделя  «Если в доме случился пожар»

3 неделя  «Будь осторожен с электроприборами»

4 неделя  «Отважный пожарный» 

  • Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
  • Чтение Т. А. Шорыгиной «Безопасные сказки» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
  • Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
  • Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
  • Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
  • Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»

                                           

Декабрь

Тема: «Опасности в быту» - формировать осознанное правильное поведение, позволяющее избегать опасные ситуации дома. Закреплять знания о правилах безопасности при общении с острыми предметами.

1 неделя «Служба 01,02,03,04- всегда рядом»

2 неделя «Падение детей из окна»

3 неделя  «Ток бежит по проводам…»

4неделя   «Опасные предметы дома»

  • Беседа «Если случилась беда», «Лекарства – друзья или враги», «Чем опасны острые предметы»
  • Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
  • Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
  • Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
  • Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
  • Рисование «Опасные места в моем доме».

Работа с родителями:

1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».

2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома».

Раздел: «Ребенок на улицах города».

Январь

Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения» -  закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

1 неделя  «Осторожно улица»

2 неделя «Правило поведения на участке в д/с во время прогулки»

3 неделя  «Зимние дороги»

4 неделя «Безопасность на льду».

  • Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
  • Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
  • Рассматривание альбома «Безопасность», плакатов «Правила безопасности на улице», «Правила дорожного движения».
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность».
  • Рассматривание иллюстраций и игра «Этих людей не нужно бояться» (полицейский,
  • пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).
  • Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт»
  • Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Февраль

Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.

1 неделя  Знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС

2 неделя  Зачем светофоры устанавливают на пешеходных перекрёстках, пешеходных переходах и в других оживлённых местах?

3 неделя  «Подбери знак»

4 неделя  «Профессия – водитель»

  • Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
  • Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
  • Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
  • Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
  • Аппликация «Светофор».
  • Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».

Работа с родителями:

1.Консультации: «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».

2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».

3. Изготовление дорожных знаков.

Раздел: «Ребенок в общении с людьми».

Март

Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.

1 неделя  «Почему бывают друзья»

2 неделя  Опасная ситуация: «Контакты с незнакомыми на улице»

3 неделя  Опасная ситуация « Контакты с незнакомыми людьми дома»

4 неделя  «Опасные предметы дома».

  • Беседа «Внимание незнакомец».
  • Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
  • Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т.д.
  • Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
  • Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

Апрель

Тема: «Терроризм»

Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми, с брошенными предметами, действия в ЧС.

1 неделя  «Подозрительные  предметы, игрушки на улицах»

2 неделя  « Подозрительные  люди на улице, в подъезде»

3 неделя  « Дети и терроризм»

4 неделя  «Мы будем помнить».

  • Беседа «В мире опасных вещей».
  • Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
  • Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
  • Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».

Работа с родителями:

1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».

2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».

Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».

Май

Тема: «Витаминная семья»

Цель: сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека. Приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом.

 1 неделя  «Витамины укрепляют организм»

2 неделя  « Слушай во все уши»

3 неделя  « Сохрани свое здоровье сам»

4 неделя  « Спорт –это здорово!»

  • Беседа « Что такое здоровое питание», «Самые полезные продукты – овощи и фрукты», «Я и мое тело»
  • Чтение художественной литературы: Чуковский «Мойдодыр», Т.Шорыгина «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим», С.Михалков «Грипп», «Чудесные таблетки»
  • Пословицы и поговорки по теме
  • Дидактические игры: «Полезно-вредно», «Если кто-то заболел», «Что нам нужно для здоровья»
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Полезная и вредная еда», «Зачем нужна зарядка»
  • Просмотр мультфильмов: «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»

Работа с родителями:

  1. Консультации «Правильное питание – залог здоровья», «Иммунитет. Как укрепить здоровье», «Как передается грипп»
  2. Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни»

Список литературы:

1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.

2.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.

3.С. -П. Детство-пресс. 2009.

4.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

5.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.

6.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.

7.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.

8.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Обучающее пособие на тему: Опасные предметы и опасные ситуации в жизни наших детей.

Наглядное пособие, созданное совместно с родителями и детьми....

Презентация на тему "Опасное и не опасное вокруг нас"

Советы для детей об опасностях окружающего мира....

Конспект занятия по основам опасности жизнедеятельности. Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (старший дошкольный возраст).

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.        Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации возможныхконтактов с незнакомым...

Дидактическая игра "Опасно-не опасно"

Цель: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих, от неопасных. 2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возмо...

Дидактическая игра "Опасно - не опасно" (презентация)

Учим правила пожарной безопасности....

Опасно-не опасно

Этот материал поможет детям понять опасные для жизни ситуации....