Проект "Мир без Опасности"
проект по обж (старшая группа)
Обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве), воспитание культуры безопасного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Мир без Опасности»
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный, групповой.
Время реализации проекта: сентябрь 2024г. - май 2025г.
Возраст детей: старший, подготовительный
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический);
- Основной (реализация намеченных планов)
- Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
Участники проекта: дети, педагоги, родители, социум.
Воспитатели: Свитайло А.С., Ночевная С.С.
Актуальность проекта
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Цель проекта:
обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве), воспитание культуры безопасного поведения.
Задачи:
В части работы с детьми:
– формирование представлений о возможных неблагоприятных факторах
окружающей среды и их источниках, угрозах и рисках, ситуациях, опасных для здоровья и жизни, способах предупреждения и избегания таких ситуаций, правилах поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве); создание условий для понимания
необходимости и важности безопасного поведения, воспитания дисциплинированности;
– формирование мотивов и осознанного стремления к освоению и соблюдению правил и норм безопасного поведения;
– формирование умений, навыков, овладение способами и алгоритмами действий, необходимыми для предотвращения опасных ситуаций, выработки тактики безопасного поведения в уже возникших ситуациях (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве).
В части работы с педагогами:
– повышение профессиональной компетентности и мастерства по вопросам
воспитания культуры безопасного поведения дошкольников (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве);
– определение содержания, средств, способов и условий обучения в разных видах детской деятельности;
– формирование мотивации на целенаправленное обеспечение процесса безопасности жизнедеятельности детей, создание безопасной среды с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся.
В части работы с родителями:
– повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в части формирования у детей представлений о различных угрозах жизни и здоровью детей, мерах безопасности, правилах и нормах безопасного поведения для формирования готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной
инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве);
– овладение способами родительского контроля за временем пребывания, выбором соответствующего возрастным особенностям дошкольников контента, способами взаимодействия с детьми по вопросам безопасности; повышения их ответственности за жизнь и здоровье детей.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;
- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни,
- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
Продукт проектной деятельности:
- оформление уголка безопасности;
- собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах;
- альбом с рисунками детей о безопасности;
- альбом «Безопасность дошкольников в картинках»
- досуг на тему: «Путешествие в страну Безопасности»
Тематическое планирование к проекту
Раздел: «Ребенок и природа».
Сентябрь
Тема: «Животные» - закреплять правила контакта с животным миром
1 неделя «Кошка и собака – наши соседи»
2 неделя «Правила поведения в зоопарке»
3 неделя «О чем рассказали звери»
4 неделя «Осторожно Насекомые»
• Беседы: «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными», «Удивительные насекомые».
• Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Животные зоопарка», «Насекомые».
• Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».
• Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».
• Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами!».
• Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».
Октябрь
Тема: «Лекарственные и ядовитые растения» - познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.
1 неделя «Осторожно – растения и грибы в лесу и на участке в д/саду»
2 неделя «Где в природе прячутся опасности?»
3 неделя «Лекарственные растения»
4 неделя «Безопасность во время грозы»
- Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
- Рассказ воспитателя: «Гром и молния»
- Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
- Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
- Отгадывание загадок на эту тему.
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
- Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
- Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды)
- Разучивание физминуток.
Работа с родителями:
1.Папки-передвижки: «Дети и природа»; «Общение с природой – прекрасно или опасно?»; «Растения могут быть опасными» и другие.
Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».
2.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».
Раздел: «Ребенок дома».
Ноябрь
Тема: «Пожар» - знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем. Закреплять знания о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами
1 неделя «Спички - не игра, огонь - не забава»
2 неделя «Если в доме случился пожар»
3 неделя «Будь осторожен с электроприборами»
4 неделя «Отважный пожарный»
- Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
- Чтение Т. А. Шорыгиной «Безопасные сказки» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
- Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
- Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
- Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»
Декабрь
Тема: «Опасности в быту» - формировать осознанное правильное поведение, позволяющее избегать опасные ситуации дома. Закреплять знания о правилах безопасности при общении с острыми предметами.
1 неделя «Служба 01,02,03,04- всегда рядом»
2 неделя «Падение детей из окна»
3 неделя «Ток бежит по проводам…»
4неделя «Опасные предметы дома»
- Беседа «Если случилась беда», «Лекарства – друзья или враги», «Чем опасны острые предметы»
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
- Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
- Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
- Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
- Рисование «Опасные места в моем доме».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».
2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома».
Раздел: «Ребенок на улицах города».
Январь
Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения» - закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.
1 неделя «Осторожно улица»
2 неделя «Правило поведения на участке в д/с во время прогулки»
3 неделя «Зимние дороги»
4 неделя «Безопасность на льду».
- Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
- Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
- Рассматривание альбома «Безопасность», плакатов «Правила безопасности на улице», «Правила дорожного движения».
- Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность».
- Рассматривание иллюстраций и игра «Этих людей не нужно бояться» (полицейский,
- пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).
- Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт»
- Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Февраль
Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.
1 неделя Знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС
2 неделя Зачем светофоры устанавливают на пешеходных перекрёстках, пешеходных переходах и в других оживлённых местах?
3 неделя «Подбери знак»
4 неделя «Профессия – водитель»
- Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
- Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
- Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
- Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
- Аппликация «Светофор».
- Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
Работа с родителями:
1.Консультации: «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».
2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
3. Изготовление дорожных знаков.
Раздел: «Ребенок в общении с людьми».
Март
Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»
Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.
1 неделя «Почему бывают друзья»
2 неделя Опасная ситуация: «Контакты с незнакомыми на улице»
3 неделя Опасная ситуация « Контакты с незнакомыми людьми дома»
4 неделя «Опасные предметы дома».
- Беседа «Внимание незнакомец».
- Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
- Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т.д.
- Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
- Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Апрель
Тема: «Терроризм»
Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми, с брошенными предметами, действия в ЧС.
1 неделя «Подозрительные предметы, игрушки на улицах»
2 неделя « Подозрительные люди на улице, в подъезде»
3 неделя « Дети и терроризм»
4 неделя «Мы будем помнить».
- Беседа «В мире опасных вещей».
- Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
- Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
- Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».
Работа с родителями:
1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».
2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».
Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».
Май
Тема: «Витаминная семья»
Цель: сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека. Приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом.
1 неделя «Витамины укрепляют организм»
2 неделя « Слушай во все уши»
3 неделя « Сохрани свое здоровье сам»
4 неделя « Спорт –это здорово!»
- Беседа « Что такое здоровое питание», «Самые полезные продукты – овощи и фрукты», «Я и мое тело»
- Чтение художественной литературы: Чуковский «Мойдодыр», Т.Шорыгина «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим», С.Михалков «Грипп», «Чудесные таблетки»
- Пословицы и поговорки по теме
- Дидактические игры: «Полезно-вредно», «Если кто-то заболел», «Что нам нужно для здоровья»
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Полезная и вредная еда», «Зачем нужна зарядка»
- Просмотр мультфильмов: «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»
Работа с родителями:
- Консультации «Правильное питание – залог здоровья», «Иммунитет. Как укрепить здоровье», «Как передается грипп»
- Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни»
Список литературы:
1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
2.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
3.С. -П. Детство-пресс. 2009.
4.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
5.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
6.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
7.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
8.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"
Игровая задача: Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карто...
Обучающее пособие на тему: Опасные предметы и опасные ситуации в жизни наших детей.
Наглядное пособие, созданное совместно с родителями и детьми....
Презентация на тему "Опасное и не опасное вокруг нас"
Советы для детей об опасностях окружающего мира....
Конспект занятия по основам опасности жизнедеятельности. Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (старший дошкольный возраст).
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации возможныхконтактов с незнакомым...
Дидактическая игра "Опасно-не опасно"
Цель: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных. 2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возмо...
Дидактическая игра "Опасно - не опасно" (презентация)
Учим правила пожарной безопасности....
Опасно-не опасно
Этот материал поможет детям понять опасные для жизни ситуации....