Дидактические игры
материал по обж (средняя группа)
Безопасность в быту- в дошкольном учреждении этот вопрос сверхактуален, поскольку дошкольный возраст относится только к тому времени, когда у ребенка происходит формирование начала жизненного опыта. В силу своих физиологических характеристик дошкольники еще не могут самостоятельно анализировать опасную обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Кроме того, попав в опасную ситуацию поведению детей свойственны такие характеристики, как открытое общение, внушаемость, доверительные отношения. Всё это приводит к риску уязвимости ребенка, при этом именно родители и педагоги несут ответственность за защиту детей, чтобы обеспечить адекватную помощь для предотвращения вреда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ" | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
«БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: соблюдать очередность.
Материал:
игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
фишки;
кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
* То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила:под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных).
Варианты:
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание картинок:
ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
Вариант: «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»
(с использованием фотографий детей).
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).
«СТО БЕД»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры:
Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);
* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.