Проект по социально - коммуникативному развитию для подготовительной к школе группы "Огонь наш друг или враг"
проект по обж (подготовительная группа)
Огонь с древних времён интересовал человека. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Проблема пожаров остро стоит не только по всей стране, но и в нашем Алтайском крае. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость.
Родители (законные представители) подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям (законным представителям) надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по социально - коммуникативному развитию "Огонь наш друг или враг" | 102.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Проект
по социально-коммуникативному развитию
(безопасное поведение в быту, социуме, природе)
«Огонь наш друг или враг?»
Разработала :
Пастухова Алёна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
г. Рубцовск
2024
Актуальность реализации проекта:
Огонь с древних времён интересовал человека. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Проблема пожаров остро стоит не только по всей стране, но и в нашем Алтайском крае. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость.
Родители (законные представители) подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям (законным представителям) надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель: Создание условий для формирования у обучающихся с ТНР основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний обучающихся с ТНР о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения огня.
• Дать понятие обучающимся с ТНР, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Формировать умение у обучающихся с ТНР видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь обучающимся с ТНР запомнить правила пожарной безопасности.
• Знать правила поведения на природе, в быту.
• Развивать творческие способности дошкольников.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в обучающихся с ТНР уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.
• Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.
• Воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
4. Практические:
• Прививать практические навыки поведения обучающихся с ТНР при возникновении пожара.
• Формировать у обучающихся с ТНР элементарные действия по тушению очага возгорания.
• Показать родителям (законным представителям) знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта, вовлечь их в процесс
формирования навыков пожарной безопасности.
• Формировать умения обучающихся с ТНР правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих близких.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность – долгосрочный.
Участники проекта: обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи старшей группы (5-6 лет), родители (законные представители), воспитатели.
Формы реализации проекта:
Игровая деятельность, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, занятия, экскурсии, досуговая деятельность.
Проблема:
Любопытство обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР), часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.
Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманности: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Предполагаемый результат:
1. Правильное поведение в экстремальной ситуации;
2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону;
3. Умение четко называть свой адрес;
4. Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
6. Знать о профессии пожарного;
7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;
8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
9.Расширение кругозора детей, словарного запаса.
10.Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности.
11.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Продукт проектной деятельности:
- Изготовление совместно с детьми плакатов по пожарной безопасности
- «Мы хотим с огнем дружить».
- Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь» (Рисунки детей).
- Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар».
- Выпуск с детьми стенгазеты «С огнём не шути».
- Драматизация сказки «Кошкин дом».
- Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
- Удостоверения для детей «Юный пожарный».
- • Изготовление совместно с родителями (законными представителями) брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь».
Перспектива реализации проекта:
Для эффективного использования информационно–коммуникационных технологий по формированию навыков безопасного поведения обучающихся с ТНР и защиты окружающей среды детскому саду необходимо :
1) Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ.
2) Совместное создание макета детского сада: дети, родители, воспитатели.
Работа с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выбрать чёткую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка. Невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями (законными представителями). Ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями (законными представителями) – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей (законных представителей) по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Формы работы с родителями
Мероприятия, совместные с родителями:
1. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о ППБ»
2. Конкурс семейных работ на противопожарную тематику
3. Досуг «Мы пожарными растём»
Консультации:
1. Знакомим детей со службой 01
2. «Ребёнок один дома»
3. «Откуда опасность»
4. «Новогодние забавы»
5. «Детям о труде пожарных»
6. «Безопасность в нашем доме»
Папки – передвижники:
1. «Спички – не игрушка, огонь – не забава»
2. «Возможные причины возникновения пожара»
3. «Средства пожаротушения в доме»
4. «Пожарная безопасность»
5. «Практические рекомендации по действиям людей при пожаре »
Подготовительный этап:
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Опрос детей по данной теме.
- Подборка демонстрационного материала, видеофильмов.
- Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме.
- Разработка плана реализации проекта.
- Подборка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности дошкольников.
- Оформление уголка по ППБ.
Основной этап.
На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы
Образовательные области | Формы работы с детьми | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Практическое занятие «Чтобы не было беды». Беседы: «Путешествие в прошлое утюга» Спички не тронь - в спичках огонь Беседы – рассуждения «Можно ли детям самостоятельно включать бытовые электроприборы», «В доме зажгли бенгальские огни». Д/игры: «Кому что нужно для работы», «Как делать нельзя», «Огнеопасные предметы», «Причины пожара» Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Путаница» | Консультации для родителей «Детские шалости», «Осторожно огонь!», «Опасности дома и на улице», «Расскажите ребёнку о правилах пожарной безопасности», «Первая помощь при обжогах». |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», Г. Х. Андерсен «Сказка про спички», «Огниво», Т. Нуждина «История спички», Электрическая лампочка», Б. Житков «Пожар», «Пожар в море», Е. Хоринская «Спичка-невеличка».. | Составление творческих рассказов «Спичка – невеличка и большой пожар», «Откуда может прийти беда» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы «Детские шалости с огнем», «Кухня - не место для игр», «Спички - детям не игрушка», Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Кошкин дом» Решение игровых ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить бельё над плитой», «Папа оставил кастрюлю на плите». | Участие в создании альбома «Правила противопожарной безопасности» Участие в пополнении развивающей среды: подбор иллюстраций, загадок о пожаре, об опасных бытовых приборах |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование рисунков «Пожары случаются», «Пожарные спешат на помощь», Конструирование из бумаги «Пожарная машина» Лепка: «Это спичка - невеличка» | Рисование на тему «Огонь друг-огонь враг» (Совместное творчество воспитателя, родителей и детей. |
Физическое развитие | Разучивание комплекса утренней гимнастики «Тренировка пожарных» Подвижные игры «Пожарные на ученьях», «Огонь, вода и едкий дым», «Воробышки и автомобиль Физкульминутка «Кошкин дом». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель» | Физкультурное развлечение «Огонь – друг, огонь – враг» |
Мероприятие | Цель | Ответственные |
Выставка литературы по теме. | Предложить родителям произведения по теме, дать рекомендации и советы по чтению с детьми дома. |
Воспитатели |
Анкетирование родителей | Определить отношение родителей к данной проблеме, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ | Воспитатели Родители |
Практическое занятие «Чтобы не было беды» | Уточнить и углубить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара; сформировать практические навыки действий в случае пожара; совершенствовать умение делать элементарные выводы. Развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций; развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности; формировать уважение к профессии пожарных. | Воспитатели |
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка» | Рассказать обучающимся с ТНР, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём. | Воспитатели |
Беседа «Путешествие в прошлое утюга» | Закрепить знания о особенностях работы разных утюгов. Проследить эволюцию утюга в трех временных эпохах: древность, старина, наше время. Дети должны самостоятельно определить какой утюг и расположить его в нужном времени. Уточнить и углубить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара; сформировать практические навыки действий в случае пожара; совершенствовать умение делать элементарные выводы. | Воспитатели |
Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар». К. Чуковский «Путаница | Закрепить знания обучающихся с ТНР о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем. | Воспитатели |
Самостоятельная продуктивная деятельность по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны» | Развивать фантазию, помочь детям выразить представления об опасности от игры со спичками в рисунках. | Воспитатели |
Дидактическая игра «Опасные предметы – источники пожара» | Научить обучающихся с ТНР среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. | Воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра: «Пожарные» | Формирование у обучающихся с ТНР целостного представления о пожарной безопасности. | |
Беседа «В жизни всегда есть место подвигу» | Рассказать обучающимся с ТНР о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других. Воспитывать сострадание чужой беде, осуждение равнодушия. | Воспитатели |
Беседа – рассуждения «Можно ли детям самостоятельно включать бытовые электроприборы» | Уточнить и углубить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара; сформировать практические навыки действий в случае пожара; совершенствовать умение делать элементарные выводы. | Воспитатели |
Решение игровой ситуации «Бабушка забыла выключить утюг» | Уточнить и углубить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара; сформировать практические навыки действий в случае пожара; совершенствовать умение делать элементарные выводы. | Воспитатели |
Просмотр мультфильма "Как это случилось" (Союзмультфильм, 1973 г.) | Продолжать знакомить обучающихся с ТНР с правилами пожарной безопасности. Вызвать эмоциональный отклик. | Воспитатели |
Дидактическая игра «Диалоги по телефону» | Научить обучающихся с ТНР правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы, способствовать запоминанию обучающимися с ТНР общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб. | Воспитатели |
Рассматривание карточек «Знаки безопасности» | Закреплять знания обучающихся с ТНР об опасных ситуациях, в которые они могут попасть | Воспитатели |
Чтение рассказов Б. Житкова «Дым» и «Пожар» Г. Х. Андерсен «Сказка про спички», «Огниво» Т. Нуждина «История спички», «Электрическая лампочка» | Познакомить обучающихся с ТНР с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду. | Воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» | Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь обучающихся с ТНР. | Воспитатели |
Экскурсия по детскому саду. | Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями. | Воспитатели |
Решение игровой ситуации «Папа оставил кастрюлю на плите». | Продолжать знакомить обучающихся с ТНР с правилами пожарной безопасности. Вызвать эмоциональный отклик. Уточнить и углубить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара; сформировать практические навыки действий в случае пожара; совершенствовать умение делать элементарные выводы | |
Самостоятельная продуктивная деятельность. «Саламандра – повелительница огня» (аппликация, лепка). | Развивать творческие способности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владение пластическими и аппликативными навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности, готовность к художественному отображению собственных впечатлений и представлений от прочитанного произведения. | Воспитатели |
Дидактическая игра «Хорошо – плохо» | Формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. | Воспитатели |
Решение игровой ситуации «Мама оставила сушить бельё над плитой», | Продолжать знакомить обучающихся с ТНР с правилами пожарной безопасности. Вызвать эмоциональный отклик. Уточнить и углубить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара; сформировать практические навыки действий в случае пожара; совершенствовать умение делать элементарные выводы | |
Опытно-экспериментальная деятельность «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин» | Познакомить обучающихся с ТНР с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности. | Воспитатели |
Развлечение «День пожарной безопасности» | Закрепить знания обучающихся с ТНР о правилах пожарной безопасности. Закреплять правила безопасного поведения в случае пожара, представления детей о профессии пожарного, его внешнем виде. Развивать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Воспитывать уважение к профессии пожарных, их нелёгкому труду. | Воспитатели Инструктор по физической культуре. |
Памятка «Правила пожарной безопасности» | Дать рекомендации родителям (законным представителям), как знакомить детей с правилами пожарной безопасности, напомнить, как нужно правильно вести себя при пожаре. | Воспитатели |
. Результаты проекта
• Обучающиеся с ТНР адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации;
• При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все обучающиеся с ТНР четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части.
4 этап – Заключительный
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
• При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 90% обучающихся с ТНР в старшей группе, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада.
• Обучающиеся с ТНР знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться.
• Обучающиеся с ТНР познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».
• Родители (законные представители) стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов.
• Проведенные мероприятия показали, что обучающиеся с ТНР усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности.
Продукт проектной деятельности.
1. Коллективная работа «Загорелся Кошкин дом…»
2. Книжная выставка «Огонь вокруг нас»
3. Выставка в группе «Осторожно, огонь!».
4. Встреча с интересным человеком: «Профессия – пожарный»
5. Оформление уголка пожарной безопасности в группе
Литература:
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2010. – 128 с.
3. Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – 2-е изд. - М. : «Айрис пресс, 2007 – 128 с.
4. Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического образования, 2008
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
6. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание. 2006. №5. - С.39
7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64
8.В.А. Степанов «Азбука в загадках».
9.С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
10.Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
11.Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
12.К. Чуковский «Путаница».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе «Огонь наш друг и враг!»
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе "Огонь наш друг и враг!"...
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе «Огонь наш друг и враг!»
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе«Огонь наш друг и враг!»...
Экскурсия в кабинет медицинской сестры в рамках социально - коммуникативного развития. Подготовительная к школе группа
Целью данной экскурсии были сразу несколько программных задач: расширить представления детей о профессии врача и медсестры; познакомить с медицинским кабинетом его оборудованием и назначением; ра...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (подготовительная к школе группа)...
Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа
Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...
Экскурсия в кабинет медицинской сестры в рамках социально - коммуникативного развития. Подготовительная к школе группа
Целью данной экскурсии были сразу несколько программных задач: расширить представления детей о профессии врача и медсестры; познакомить с медицинским кабинетом его оборудованием и назначением; ра...
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе «Огонь наш друг и враг!»
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе«Огонь наш друг и враг!»...