Краткосрочный проект "Транспорт" вторая младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Развитие у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставление им возможности творческой самореализации посредством овладения разными видами конструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_transport.docx659.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная научно – практическая конференция исследовательских, проектных работ «Юные инженеры»

Тема проекта: «Транспорт».

Вид проекта: краткосрочный (2 недели)

                Руководитель проекта:

 Карамиля Ирина Анатольевна– воспитатель.

                Участники проекта: дети второй младшей   группы «Колобок», родители, воспитатели

                                                           

 

               

г. Заводоуковск, 2023г.

Содержание

1.Краткая аннотация……………………………………………………………    3

2.Актуальность……………………………………………………………………3

3.Цели и задачи……………………………………………………………………4

4.Методы исследования…………………………………………………………..4

5.Реализация проекта……………………………………………………………..5

7.Заключение…………………………………………………………………..…18

8. Приложение……………………………………………………………………19

Краткая аннотация.

Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: “…развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу…”, о чем говорится в концепции модернизации российского образования. Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

2. Актуальность:

В настоящее время в обществе и на рынке труда не хватает мобильной молодежи, способной к самостоятельному решению инженерных задач высокого уровня сложности, выдвижению новых инженерных идей, способной принимать управленческие инженерно-технические решения, призванные обеспечить выход страны на качественно новый уровень развития. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Цель проекта: 

Развитие у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставление им возможности творческой самореализации посредством овладения разными видами конструктора.

 Задачи:

- для детей:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать умение ориентироваться в пространстве;

-развивать внимание, память, конструктивное мышление;

-развивать творческое воображение и любознательность.

- для родителей:

- помочь своему ребёнку в овладении новыми знаниями и умениями;

- помочь ребёнку развить навыки совместной работы.

Гипотеза: Развитие у дошкольников способностей к техническому творчеству возможно при обучении ими конструировании из разных видов конструктора.

4. Методы исследования:

  1. Словесные (вопросы, художественное слово, рассуждение, беседы, дидактические игры);
  2. Наглядные (презентация, иллюстрации);
  3. Практические (творческие работы детей и родителей).
  4.    

Реализация проекта «Транспорт»:

  •  Изучение информационных источников по вопросам; сбор и систематизация материалов;
  • Осуществление взаимодействия между участниками проекта;
  • Обсуждение и оказание помощи в изготовление продуктов проекта;
  • Оформление и подбор необходимых материалов.

2). Образовательная деятельность: 

  •  Цикл занятий в течении учебного года с LEGO-конструктором.
  • Рассматривание картинок по теме «Транспорт»;
  • Беседы о теме «Транспорт»;
  • Чтение художественной литературы по теме «Транспорт»: «Как отдыхал подъёмный кран» Цыферов Г.М., «Про малютку - автобус, который боялся темноты» Биссет Дональд, «Автомобильчик Бип» Крюкова Т.Ш. Загадывание загадок.
  • Музыкальные произведения:

Слушание песен про машины. https://detskie-pesni.com/dlja-malyshej/mashiny/

3). Игровая деятельность с детьми:

Дидактические игры: «Собери машину», «Где чья машина?».

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Едет, плавает, летает».

4). Продуктивная деятельность:

Конструирование из   разного вида конструктора по теме «Транспорт»:

Крупный пластиковый конструктор «Гараж для машин», «Самолёт», «Корабль».

Деревянный конструктор «Грузовая машина», «Машина с прицепом».

Магнитный конструктор «Машина».

LEGO-конструктор «Грузовая машина», «Машина с прицепом», «Самолёт», «Ракета».

 

5). Изготовление воспитанниками из LEGO и магнитного конструктора построек на тему «Транспорт».

          

                               

Итоговые продукты работы над проектом:

Работа с родителями:

1.Консультации для родителей: «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»;

«LEGO-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях детского сада»;

2.Выставка работ из конструкторов   на тему «Транспорт»;

3.Фотовыставки по представлению собственных моделей конструирования.

Заключение

       В результате реализации данного проекта, дети получили начальные знания и умения выполнять постройки по теме «Транспорт» из разного вида конструктора. Занятия с конструктором развивает у воспитанников мелкую моторику руки; мышление, внимание, память, творческое воображение, любознательность, умение доводить начатое до конца. Создание коллективных построек позволяет   воспитанию дружеских отношений между детьми в группе.

Родители воспитанников также принимали участие в реализации проекта: совместно с детьми выполняли постройки в домашних условиях, оказывая ребятам помощь. Воспитанники с родителями участвовали в фотовыставке «Транспорт». Итогом данного проекта является выставка разного вида транспорта в группе «Колобок».

Цель и задачи, поставленные на этапах реализации проекта, достигнуты в полном объеме.

Список использованных источников:

1.Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

3.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4.Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

5.О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста»

 

Приложение

Консультации для родителей: «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности».

Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детстве закладываются предпосылки для овладения разными видами деятельности, т. к. через деятельность ребенок может удовлетворить важнейшие человеческие потребности.

Один из важнейших показателей конструктивной деятельности - умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт) - дети находят общие признаки, сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ. Развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно исправлять ошибки; узнают о геометрических телах (куб, брусок, пластина, призма, о числах, цифрах, номерах домов, последовательности счёта (четные и нечетные числа).

Конструирование значимо и в развитии речи - дети с хорошей речью свободно могут пригласить других в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет, они вместе обговаривают задуманную постройку, общаясь друг с другом, учатся правильно обозначать в словах название направлений (вверх, вниз, высокий, низкий и т. д.). Сооружение постройки развивает у ребенка видеть прекрасное, ценить красивое, развивается эстетическое восприятие. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки. Нельзя не коснуться и взаимосвязи конструктивной деятельности и физического развития ребенка. Он постоянно находиться в движении (принести куб, конус и т. д., а это развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве. При этом формируются моральные качества личности (результат - забота о матрешках, животных, людях). Дети учатся совместно выполнять общую работу, распределять обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь. У них воспитывается воля, сдержанность, самостоятельность, ответственность, настойчивость. И главное - играть надо всерьез. Ведь ведущей деятельностью дошкольника была и остается игра, где проявляется активная деятельность воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, общение, формирование замысла и его развитие. Только тогда игра будет интересной и нам, взрослым, и детям; она станет не только средством формирования умственных способностей, но и средством формирования отношений. Методы и приемы руководства детским конструированием из строительного материала:

Следует иметь в виду, что у дошкольника наглядно-образное мышление, поэтому разнообразный наглядно-образный материал в обучении имеет важное практическое значение. Вместе с этим, наглядно-образное мышление стимулирует формированию логического мышления. Дети обучаются строить и на занятиях, и в свободной деятельности. У нас в группе все создано для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою строительную деятельность. При этом используются различные альбомы, книги с иллюстрациями, фотографии, экскурсии, наблюдения и многое другое. Для проведения необходимо правильная организация среды и дополнительного материала (машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые дети изготовляют в свободной деятельности - все это развивает их фантазию). Таким образом, организуя себе среду, ребенок учится культуре труда, что очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз. Все детали хранятся на специальных полках по формам, чтобы дети знали, где какая форма лежит. А мелкий строительный материал в коробках, где все детали складываются по плану. К каждому занятию необходима предварительная работа. Знания нужно давать не назидательно, беседуя: "Вот какие дома на улице, посмотри, какой номер у дома здесь, а в начале улицы?" и т. д. В группе предложить: "Давайте нашим домам сделаем номера домов, чтобы почтальону было удобно письма разносить. А зачем еще нужны номера домов, названия улиц?" Важно давать ребенку самому решать поставленные задачи, формировать логическое и умственное мышление.

В младших группах используется показ строительства, т. к. у детей не имеется достаточного опыта конструирования, предлагаются задания по условиям, которые они усложняют, дополняют (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаются вопросы: «С чего начнешь? Наверное, с колес? (показывает на картину) Что ты положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д.

В старших группах ставится задача, которую ребенку необходимо решить самостоятельно, найти свои оригинальные решения. Формируются обобщенные способы обследования, умение находить главное. Ребенок должен уметь составлять образ будущей конструкции, отбирать свои способы постройки, планирование последовательности. Овладение конструированием на начальных этапах проходить под руководством взрослого. Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по образу, по условию, по замыслу и теме. При конструировании по образу ребенок воспроизводит представленный ему образец, который может быть, как в форме готовой конструкции, так и общего ее контура. При конструировании по условиям ребенок воспроизводит в конструкции знакомый объект исследования с учетом определенных требований, например, построить маленький домик для куклы или гараж для большой машины. При конструировании по собственному замыслу (по теме) дети сначала рассказывают, что будут строить и из чего.

Продолжение конструктивной деятельности идет вне занятий, особенно это проявляется в играх. Вот девочки решили посадить кукол отдыхать, а стульев нет. «Возьми куб и кирпичик» - предлагает воспитатель и дальше дети уже сами делают стол и кровать, но прежде этому они учились на занятиях, так происходит взаимосвязь между игрой и занятием.

В старших группах дети часто строят постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры.

В подготовительной группе дети с удовольствием строят по рисункам, чертежам, усовершенствуя постройки, обыгрывают их. Они сами приносят журналы, фотографии, договариваются, выбирают место в пространстве, ведь все это формирует у них положительные качества, которые надо воспитателю заметить и одобрить. Когда что-то не получается в постройке, воспитатель ненавязчиво должен подсказать вопросом: "А если заменить эту деталь на ту, то, что получиться?" Иногда от толчка идет развертывание сюжета, дети как бы «заражаются» и уже идет соревнование, кто лучше придумает украшение и т. д.

Хорошо, если постройка сохраняется несколько дней, и ребёнок вновь к ней возвращается, дополняет, что-либо изменяет, развивая игру. Если ребенок сделал, получил оценку, поиграл, а потом разобрал и переделал - это нормально; главное воспитателю зафиксировать, что задание выполнено. При этом оценку должен получить каждый ребенок. Таким образом, конструктивная деятельность важна и значима для подготовки детей к школе. У детей проявляется высокий уровень развития познавательной сферы: предпосылки логического мышления, развивается функция обобщения, происходит формирование произвольной памяти, внимания, развитие речи, высокий уровень самооценки и контроля, умение устанавливать контакт в деятельности со взрослыми и сверстниками, что является важным для дальнейшего обучения в школе.

Оптимальным средством и формой воспитания неповторимой индивидуальной личности является самостоятельность выполнения деятельности, создание неповторимых конструкций, а это говорит о сформированности деятельности творческого характера.

Конспект НОД по Лего - конструированию

во второй младшей группе «Гараж»

Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию через Лего - конструирование.

Задачи:

- Формировать умения сооружать постройку (гараж) из Лего  конструктора;

- Создать условия для выполнения постройки посредством показа действий педагога (образец);

 - Развивать зрительную память, наглядно действенное мышление, осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части;

- Развивать память, речь, логическое мышление, координацию движений, мелкую моторику;

- Воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию.

Оборудование: Конструктор «Лего» (крупный), мелкие машины, специальные машины, образец гаража, магнитофон.  

Ход:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг, другу улыбнемся.

Воспитатель: Дети, какое чудесное утро! Но я слышу какой- то шум. (Шум машин в городе).  А вы слышите? (да).  Что же это? (Машины едут и сигналят). Давайте посмотрим, откуда же раздается такой шум?  На нашей улице сегодня столько машин!  Какие машины вы здесь видите? (грузовик, скорая помощь, пожарная машина, автобус, легковые машины). Куда они так спешат?  (грузовик перевозит грузы, автобус перевозит людей, скорая помощь помогает больным людям, пожарная машина выезжает на пожар).

Молодцы!  Много рассказали о машинах.  

Воспитатель: Вы послушайте ребятки, загадаю вам загадку:

Дом не мал и не велик

Людям жить здесь не велит

Любит он машины, чтоб шуршали шины,

Чтоб бензином пахло, маслом.

Чтобы были здесь припасы

Для машины этот дом

 Вы слыхали о таком?  (гараж).

 Воспитатель: Посмотрите, как много машин приехало к нам в группу.

 Какого они цвета? (красного, зеленого, желтого, белого). Давайте мы для них построим гараж. Дети, посмотрите какой гараж у меня в руках.

- Что есть у гаража? (у гаража есть стены и крыша);  

- Сколько стен у гаража?  (три стены);

- Какие боковые стены? (длинные);

- А задняя стена? (короткая);

- А что еще есть у гаража? (крыша, двери, ворота). А окна есть? (нет). 

- Предлагаю построить гаражи для наших машин (да).

Воспитатель: Посмотрите, сначала я буду строить стены гаража.  Я возьму длинный кирпичик для боковой стены и короткий кирпичик для задней стены, а чтобы у меня стена не развалилась, я скреплю сверху другим коротким кирпичиком способом перекрытия. Также я буду делать вторую стену. Стены я буду возводить ровные, без трещин. А как сделать крышу, вы придумайте сами. Ворота в гараже будут такими же, как и задняя стена.

А теперь мы поедем в нашу мастерскую на машине:

«Чтоб поехать на машине

Накачать нам надо шины -  имитация движения со звуком «Ш»

В бензобак нальем бензина - имитация движения «С»

И поедем на машине - «Би - Би».

(Самостоятельная, конструктивная деятельность детей. Воспитатель наблюдает за конструированием, при необходимости помогает детям).

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим у кого из вас самый ровный гараж. У кого детали соединены прочнее всех? Все молодцы, все старались.  Замечательные гаражи у нас получились! Предлагаю с ними поиграть, пусть у каждой машины будет свой гараж.

Загадки про транспорт.

Пассажирский транспорт:

— Отвезу, куда хотите,

Только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр,

И гудит во мне мотор,

Фары круглые, как глобус –

Называюсь я… (Автобус)

— Я блестящая такая

И, конечно, легковая.

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня? (Машина)

Телефон возьми,

Номер набери.

Я приеду за тобой,

с шашечкой над головой. (Такси)

— Я, как птица, вверх взмываю,

Океан перелетаю!

Облака плывут кругом,

Крылья блещут серебром –

Кто, скажи, я? … (Самолёт)

Что за лестница такая:

Ни забот с ней, ни хлопот.

И последнего лентяя

Вверх и вниз она везет.

(Эскалатор)

Спецтехника:

— Я рабочая машина –

Вот мой кузов и кабина.

Я тяжёлый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Кто, скажи, я… (Грузовик)

Там, где был большой курган,

Нужно вырыть котлован!

Да! Работы многовато…

Тут поможет… (Экскаватор)

Если нам нужна площадка

Ровная, как озеро,

Мы её расчистим гладко

С помощью… (Бульдозера)

Богатырь идет железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведет с весной.

(Трактор)

Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

(Подъемный кран)

Сопутствующие загадки :

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

(Дорога)

Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать.

(Тротуар)

Я над речкой лежу

Оба берега держу. (Мост)

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина)

Машина быстро мчится

«Везу больного я в больницу,

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!»

(Скорая помощь)

На этой машине белого цвета,

Синеют полоски, мигалка надета.

И цифры ноль два на ней написали.

Чтобы все люди ее узнавали.

(Полицейская машина)

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

(Снегоуборочная машина)

Мусор мы в контейнер носим,

Ну а он потом увозит,

То, что люди принесли,

Отвезет он все в утиль. (Мусоровоз)

У него глаза большие

Во все стороны глядят,

Говорят, они машинам«Пропустите-ка ребят»

(Светофор)

Четыре брата бегут –

Друг друга не догонят. (Колеса)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины)

По тротуару дети шли,

И к перекрестку подошли,

Черно – белые полоски

Тут как тут

Угадайте, как их зовут?

(Пешеходный переход)

Это кто ж такой

Играет в мяч на мостовой?

Должен знать ребенок каждый

Играть на мостовой (опасно)

По обочине дороги,

Как солдатики, стоят.

Все мы с вами выполняем,

Все, что нам они велят. (Знаки)

Наш автобус ехал-ехал,

И к площадочке подъехал.

А на ней народ скучает,

Молча транспорт ожидает.

(Остановка)

За рулем я сижу,

На дорогу гляжу. (Водитель)

Полосатая указка,

Словно палочка из сказки. (Жезл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в младшей группе Непоседы "Моя семья".

Вид проекта. Семейный краткосрочный. (три недели).Актуальность реализации проекта.Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить первые основы физического, ...

Краткосрочный проект в младшей группе.

Краткосрочный проект в младшей группе "Познакомимся с зимой!"....

Краткосрочный проект в младшей группе на тему: «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ»

Воспитание здорового ребёнка – наиглавнейшая задача взрослых. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и ...

Краткосрочный проект в младшей группе " В гостях у сказки".

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков по...

Краткосрочный проект в младшей группе « Солнышко лучистое согревает нас»

Цель проекта:Развитие познавательного интереса к неживой природе.Задачи проекта:Формировать познавательную активность детей через наблюдения, исследования, использование различных источников информаци...

Краткосрочный проект в младшей группе "Масленица 2018"

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находя...