"Безопасная дорога"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_burmak_s_posledniy.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

протокол №__

от _________ года

УТВЕРЖДАЮ

приказом №____

от _________ года

заведующий МБДОУ

д/с «Золотая рыбка»

Митрюшина Е.Н. ____

м.п.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогическая направленности

«Безопасная дорога»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор составитель:

Бурмак Светлана Игорьевна,

педагог дополнительного образования

с. Печерск, 2022 г.

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными - правовыми актами; Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от г. №273- ФЗ;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.

- Паспортом национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от № 16);

- Паспортом федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 2018 № 3);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от № 09-3242

- Правила дорожного движения Российской Федерации

- Федеральный закон от №196-фз «О безопасности дорожного движения».

Направленность (профиль) программы. Программа «Безопасная дорога» - это дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическая направления.

Актуальность

В нашей стране проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) является весьма актуальной. Статистика показывает, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Это незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и в транспорте. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Актуальность данной программы обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности педагогов к поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

  1. Отличительные особенности программы

Новизна программы основывается на принципе интеграции работы, на основе правил поведения и мер безопасности жизнедеятельности с различными направлениями воспитательной работы и общественной жизни, тем самым способствуя развитию речевой, игровой, творческой, изобразительной деятельности детей. Данная программа способствует формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально-волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки.

Основой содержания для данной программы послужили труды Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ, Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей « Три сигнала светофора», Данилова Т. И., которая разработала программу « Светофор», в которых представлены современные организационно-методические подходы к обучению детей подготовительного дошкольного возраста (5–6 лет) правилам дорожного движения.

Структура программы представлена 4 разделами:

Раздел 1. Пешеходный переход

Раздел 2. Воспитанный пассажир

Раздел 3. Дорожные знаки важны

Раздел 4. Безопасная улица

Каждый раздел включает в себя несколько тем, также разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта.

Для достижения наилучшего результата при работе с детьми были использованы ИКТ-технологии (презентации, интерактивные игры и др.), разработаны занятия нестандартных форм ООД такие как: квест-игры, квесты-расследования, занятия по составлению лепбука, акции, встречи с сотрудниками ГИБДД. Данные формы ООД позволяют привлечь внимание ребенка на протяжении всего занятия, что, несомненно, позволяет усвоить материал по максимуму. Современного ребенка в нашем мире гаджетов очень сложно чем-то удивить, и именно использование нестандартных форм ООД позволяет решить эту проблему и достичь максимального результата при реализации программы. Также при разработке конспектов занятий был введен единый персонаж, который «сопровождает» ребят на протяжении всего пути по изучению ПДД – Светофорик. Именно он дает детям задания в квест-играх, поощряет за успехи, помогает при возникновении затруднений. Введение данного персонажа так же помогло активировать внимание и повысить мотивацию у детей при изучении ПДД.

В данной программе используется модель непрерывного взаимодействия четырех элементов: дети – педагог – родители –социальные партнеры. Стоит ли говорить, что один в поле не воин, особенно в нашей работе. Только при наличии заинтересованности педагога в данной теме, желании детей обучаться (с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим), поддержки родителей (закреплении материал дома, ведь основная нагрузка на воспитании детей лежит именно на них, и без их участия продуктивного результата не будет) ну и конечно взаимодействия с сотрудниками ДПС (кто как не они расскажут и поддержат нашу в вопросе воспитания правильного поведения детей на дороге и привлекут внимание детей, ведь приход в группу человека в форме - это всегда очень интересно). Только в таком едином взаимодействии может быть достигнута цель и реализованы задачи программы.

  1. Адресат программы

Программа дошкольного дополнительного образования «Безопасная дорога» рассчитана на детей 6-7 лет.

У ребёнка старшего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок шести лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

Старший дошкольный возраст представляется нам особенно подходящим для более глубокого изучения ПДД из-за большой пластичности нервной системы ребёнка, её податливости влияниям внешней среды.

Характеристики особенностей детей 6 – 7 лет, значимые для разработки и реализации программы:

Познавательное развитие. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В подготовительном дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 6-7 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.

Социально-личностное развитие. Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).

В игровой деятельности дети седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.

В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда, выполняются качественно, быстро осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.

Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, инициативными, но в то же время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, всё, что связано с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками. Эти особенности современных детей диктуют необходимость использования средств и способов, представленных в данной программе для целостного развития дошкольников, создания условий для общения, роста мотивации к деятельности, усвоения общечеловеческих норм и ценностей, а в частности норм поведения на дороге.

Объем программы. Общее количество - 36 занятий в год.

Срок освоения программы – 1год обучения в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю.

Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 6-7 лет –30 минут согласно нормам СаНПина.

Условия реализации программы: Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, а также естественная для ребенка среда жизнедеятельности в виде помещений и территории ДОУ, социальной и природной сферы микрорайона,

Принципы и подходы к формированию программы

Обучение дошкольника проходит в игровой ситуации. Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Содержание игр способствует продуктивному усвоению материала. Интерес к занятиям так же поддерживается разнообразием пособий. Для занятий используется наглядные материалы: цветные картинки, кубики, игрушки. Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения, поэтому с детьми одним типом заданий не занимаются более 10 минут, прерываются на физкультурные разминки, рисование, печатание. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей – дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций. Способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

Процесс обучения ПДД строится на общедидактических принципах:

- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»);

- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

- принцип учёта возрастных особенностей обучающихся.

Цель и задачи реализации программы

Цель: сформировать у детей подготовительного дошкольного возраста навыки безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

Воспитателные:

*воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

* воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Развивающие:

* развивать мотивацию к безопасному поведению;

*развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

* развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

* развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

Обучающие:

* формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

* формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

* научить основным правилам дорожного движения;

* обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

* обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

* формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

Планируемые результаты

Личностные:

- ребенок - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении самостоятельной практической работы;

- следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

- сформирована культура поведения в процессе общения с дорогой;

- привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

- сформировано сознательное отношения к своим и чужим поступкам;

- развито отрицательное отношения к нарушениям ПДД.

Предметные:

- знает основные термины и понятия дорожного движения;

- сформированы представления о дорожных знаках, называет и объясняет назначение информационно-указательных и запрещающих знаков

- сформированы представления о правила безопасного поведения в транспортном средстве;

- сформированы представления об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге;

- сформированы представления о «островке безопасности» и его назначении;

- сформировано представление об особенностях движения транспорта на перекрестке;

- знает правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора;

- знает в каком городе они живут, и какой у них домашний адрес; безопасный путь от детского сада домой;

- сформированы представления о особенностях работы сотрудников ГИБДД, о назначении поста ГИБДД на дороге;

- сформированы представления о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика.

.Метапредметные:

Регулятивные УУД

- умеет свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада;

- проявляет психологическую готовность к действию и сохранению своей жизни и здоровья на уровне самостоятельности;

- владеет нормативным поведением в разных формах деятельности, подчиняется необходимым правилам;

- умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

- умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки;

- умеет признавать свои ошибки и исправлять их.

Познавательные УУД

- имеет устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения;

- умеет различать виды учебной и игровой деятельности;

-умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;

- умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь. Может осмысленно высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям.

Коммуникативные УУД

- умеет договариваться и работать в группе;

- умеет учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- умеет вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками.

Для педагога

- повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;

- внедрить современные формы и методы работы по ознакомлению воспитанников с ПДД.

Формы аттестации/контроля

Реализация программы дополнительного образования «Безопасная дорога» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Педагогический контроль/аттестация знаний, умений и навыков обучающихся проводится 2 раза в год:

- в начале учебного года (сентябрь) с целью определения начального уровня (знаний, навыков, развития и т.п.) обучающихся;

- в конце учебного года (май) проводится итоговая аттестация/контроль, с целью определения уровня освоения воспитанниками программы дополнительного образования, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Результаты педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей

Формы контроля/аттестации:

1. Наблюдение – на занятиях, во время прогулок – походов (знания и умения; практические навыки; поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми подготовительного возраста и так далее).

2. Срезовые задания (устный опрос, собеседование, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

3. Игры (дидактические, подвижные, интерактивные, экологические), позволяющие решать поставленные задачи с обучающими путем активизизации мыслительных процессов и познания нового.

4. Демонстрационные: организация конкурсов, соревнований.

5. Творческие задания: изо – деятельность, КВН, интеллектуальные игры.

6. Занятие комплексного контроля.

Формы аттестации/контроля

Реализация программы дополнительного образования «Безопасная дорога» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: в начале года (сентябрь) с целью определения уровня развития детей, и в конце года (май) с целью определения уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Оценочные материалы /диагностический инструментарий

Критерии оценивания/ показатели:

  1. Знает основные термины и понятия дорожного движения;
  2. Сформированы представления о дорожных знаках, называет и объясняет назначение информационно-указательных и запрещающих знаков;
  3. Сформированы представления о правила безопасного поведения в транспортном средстве;
  4. Знает правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора, о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика.
  5. Сформированы представления о особенностях работы сотрудников ГИБДД, о назначении поста ГИБДД на дороге;
  6. Развито отрицательное отношения к нарушениям ПДД.
  7. Знает домашний адрес; безопасный путь от детского сада домой.
  8. Сформирован устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения.

Высокий уровень: У ребенка сформирован устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения; ребенок уверенно называет и объясняет назначение информационно-указательных и запрещающих знаков; знает основные термины и понятия дорожного движения; правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора, о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика, свой домашний адрес и безопасный путь от детского сада домой; сформированы устойчивые представления о правилах безопасного поведения в транспортном средстве. представления о дорожных знаках, об особенностях работы сотрудников ГИБДД и назначении поста ГИБДД на дороге. У ребенка развито отрицательное отношения к нарушениям ПДД.

Средний уровень: Ребёнок частично владеет основными терминами и понятиями правил ПДД. Отдельные вопросы позволяют ему проявлять активность в общении с воспитателем по заданной теме. Не на все вопросы ребёнок даёт ответы, допускает ошибки, затрудняется с ответом. Большая часть ответов о дорожных знаках, правил безопасности на дороге, особенности работы сотрудников ГИБДД всё же сопровождается детским исчерпывающими комментариями, иногда проявляется эрудированность. Представления избирательны, разрозненны.

Низкий уровень: Ребёнок слабо владеет представлениями по содержанию беседы, периодически проявляя активность в общении с воспитателем по заданной теме. На большинство вопросов даёт неверные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.

Результаты стартовой и итоговой диагностики:

Фамилия

Имя

обучающегося

Показатели

Знает основные термины и понятия дорожного движения

Сформированы представления о дорожных знаках, называет и объясняет назначение информационно-указательных и запрещающих знаков

Сформированы представления о правила безопасного поведения в транспортном средстве

Знает правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора, о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика

Сформированы представления о особенностях работы сотрудников ГИБДД, о назначении поста ГИБДД на дороге

Развито отрицательное отношения к нарушениям ПДД

Знает домашний адрес; безопасный путь от детского сада домой.

Сформирован устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения

Н. г

К.г

Н. г

К.г

Н. г

К.г

Н. г

К.г

Н. г

К.г

Н. г

К.г

Н. г

К.г

Н. г

К.г

1.

2.

Условные обозначения:

Н. г. – начало года;

К. г. – конец года;

н. у. - низкий уровень;

с. у. - средний уровень;

в. у. - высокий уровень.

  1. 2. Содержательный раздел Программы

Программа «Безопасная дорога» предлагает интегрированное образовательное содержание для решения задач различных образовательных областей и всестороннее развитие детей:

- умственное развитие – дети получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

- нравственное воспитание – на занятиях у детей формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

- эстетическое воспитание – дети участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

- трудовое воспитание – дети изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,

- физическое воспитание – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Также образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить ребенка полагаться только на самого себя, в плане правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах, дать представление об опасности, выработать навык и правильные поведенческие установки.

Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольникам в соответствии с тематическим планом работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

  1. Содержание общеобразовательной общеразвивающей деятельности детей

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Пешеходный переход (6 часов)

1

Тема. Пешеходный переход.

3

2

1

Опрос, игра,творческое задание,

2

Тема: Светофор.

3

1

2

Опрос, творческое задание

Раздел 2. Воспитанный пассажир (8 часов)

1

Тема: Транспорт.

2

1

1

Игра, творческое задание, опрос

4

Тема: Я- пассажир.

6

4

2

Опрос, игра, наблюдение, творческое задание

Раздел 3. Дорожные знаки важны (8 часов)

1

Тема 1. Зачем нужны дорожные знаки.

3

2

1

Занятие комплексного контроля. соревнование

2

Тема 2. Виды дорожных знаков.

5

3

2

Игра, опрос, наблюдение

Раздел 4. Безопасная улица (14 часов)

1

Тема: Безопасный двор.

8

4

4

Игра, наблюдение, опрос

3

Тема: Они охраняют безопасность на дороге.

3

3

Опрос, Игра, наблюдение

4

Тема: Стань заметней на дороге.

3

3

Творческое задание

ИТОГО

36

20

16

Содержание учебного плана

Раздел 1. Пешеходный переход

Тема. Пешеходный переход.

Теория: Понятие пешеходный переход; понятия регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход, «зебра»; виды пешеходных переходов (наземный, подземный, надземный); правила перехода дороги; дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Практика: Освоение и закрепление навыка перехода дороги по нерегулируемому и регулируемому пешеходному переходу; определения на местности мест разрешенных для перехода дороги. Отработка навыков ориентировки в пространстве.

Тема: Светофор.

Теория: История появления светофора; устройство и работа светофора; виды светофоров; цветовые сигналы светофора.

Практика: отрабатывать умения выполнять движения в соответствии сигнала светофора.

Раздел 2. Воспитанный пассажир

Тема: Транспорт.

Теория: История транспорта; виды транспорта (воздушный, водный, наземный; грузовой и легковой транспорт); общественный транспорт, специальный транспорт; профессия водитель (пилот, машинист, капитан судна).

Практика: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам, активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

Тема: Я- пассажир.

Теория: понятие общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси); понятие пассажир; значение использование автокресла; правила поведения в общественном транспорте и на остановках общественного транспорта; дорожный знак «Остановка общественного транспорта».

Практика: отработка модели поведения в общественном транспорте; формировать у детей навыки правильного поведения при посадке и высадки из автобуса; умение различать общественный транспорт.

Раздел 3. Дорожные знаки важны

Тема 1. Зачем нужны дорожные знаки.

Теория: Назначение дорожных знаков; представления о том, как важно правильно ходить и ездить по городу; представление о внешнем виде, цветовой гамме и материала из которого сделаны дорожные знаки; дорожные знаки: «Осторожно дети», «Главная дорога», «Перекресток», «Въезд запрещен», «Остановка запрещена», «Уступи дорогу», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Светофор», «Движение на велосипедах запрещено» , «Движение пешеходов запрещено», «Опасный поворот», «Ограничение скорости».

Практика: Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни, формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.

Тема 2. Виды дорожных знаков

Теория: Классификация дорожных знаков: предупреждающие ("Железнодорожный переезд со шлагбаумом" "Пересечение равнозначных дорог" "Светофорное регулирование", "Светофорное регулирование", "Опасные повороты", "Пешеходный переход", "Дети",«Искусственная неровность"), запрещающие ("Въезд запрещен", «Движение запрещено» "Движение механических транспортных средств запрещено", «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», "Поворот направо запрещен", "Обгон запрещен", "Ограничение максимальной скорости", "Остановка запрещена") предписывающие ("Движение прямо" "Круговое движение", "Велосипедная дорожка", "Пешеходная дорожка", "Ограничение минимальной скорости»); информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса ("Пункт медицинской помощи", "Автозаправочная станция", Техническое обслуживание автомобилей", "Пункт питания", "Гостиница или мотель", "Место отдыха", "Парковка (парковочное место)" "Наименование объекта").

Практика: учить различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме, закрепить умение различать дорожные знаки по назначению: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, закрепить знания детей о видах транспорта, развивать внимательность, умение применять усвоенные правила дорожного движения в различных игровых ситуациях.

Раздел 4. Безопасная улица

Тема: Безопасный двор

Теория: Формировать правила поведения на улице; закрепить понятия «дорога», «тротуар», «бордюр», «проезжая часть», «пешеходная дорожка», «жилая зона», «обочина»; закрепление понятия о местах, разрешенных для игр на улице и запрещенных для этого; закрепление понятия «опасная ситуация на дороге»; правила поведения на улице для избежание опасных ситуаций.

Практика: Освоение навыков адекватно реагировать на дорожные ситуации. Развивать умение прогнозировать своё поведение на дороге и выявлять опасные ситуации. Отработка навыков применения ПДД в реальной жизни.

Тема: Они охраняют безопасность на дороге

Теория: Понятия «Сотрудник ГИБДД», «Регулировщик движения», «ДПС»; значение и суть работы сотрудников дорожной патрульной службы; сигналы регулировщика; отличительные черты транспорта специального назначения (полицейская машина, скорая помощь, пожарная машина).

Практика: Развитие умения ориентироваться на сигналы регулировщика. Отрабатывать навык применения ПДД на практике в различных жизненных ситуациях

Тема: Стань заметней на дороге

Теория: Назначение светоотражающих элементов, «фликер», применение их в темное время суток. Виды светоотражающих элементов. Правила ношения светоотражающих элементов, расположение их на одежде. Понятие «ограниченная видимость», «слепая зона водителя».

Практика: Формировать знания о поведении на дороге, о правилах движения в темное время суток. Отработка навыки ношения светоотражающих элементов, правильного расположения их на одежде.

  1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Неделя

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Сентября

1 нед.

Интегрированное занятие (познавательная, речевая деятельность)

1

Как правильно переходить дорогу.

гр. помещение

Опрос, конкурс

2 нед

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами изобразительной деятельности

1

Какими бывают пешеходные переходы?

гр. помещение

Опрос,, творческое задание

3 нед.

Прогулка-экскурсия

1

Экскурсия к пешеходному переходу.

С.Печерск

опрос

4нед.

беседа

1

Как появился светофор?

гр. помещение

опрос

Октябрь

1 нед.

Конструирование из подручных материалов

1

Три глаза для светофора.

гр. помещение

Опрос, творческое задание

2 нед.

Квест-игра

1

Азбука Пешехода.

Территория детского сада

Игра, творческое задание

3 нед.

Беседа с включением игр и творческих заданий

1

История транспорта.

гр. помещение

Игра, творческое задание

4 нед.

Интегрированное заня- тие с элементами продуктивной деятельности

1

Какой бывают транспорт.

гр. помещение

Опрос, творческое задание

Ноябрь

1нед.

Интегрированное занятие (познавательная, речевая деятельность)

1

Правила поведения в транспорте.

гр. помещение

Игра, наблюдение

2нед.

Коллективная Аппликация

1

Остановка общественного транспорта.

спортзал

Творческое задание

3нед.

Прогулка-экскурсия

1

Экскурсия к остановке.

С.Печерск

Опрос

4 нед

Беседа с включением игр и творческих заданий

1

Какой разный общественный транспорт.

гр. помещение

Опрос,, творческое задание

Декабрь

1нед.

Игровая деятельность

1

Мы пассажиры.

гр. помещение

Опрос, наблюдение

2нед.

Создание лепбука

1

Грамотный пассажир .

гр. помещение

Творческое задание

3нед.

Интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности

1

Зачем нужны дорожные знаки?

гр. помещение

Опрос, наблюдение

4нед.

Рисование

1

Дорожные знаки.

гр. помещене

Творческое задание

Январь

1нед.

Квест-расследоване

1

В стране дорожных знаков.

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

2нед.

Беседа с элементами интерактивной игры

1

Запрещающие дорожные знаки.

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

3нед.

Беседа с элементами интерактивной игры

1

Разрешающие дорожные знаки.

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

4нед.

Беседа с элементами интерактивной игры

1

Предписывающие дорожные.

гр. Помещение

Тестовое задание

Февраль

1нед.

Экскурсия

1

Дорожные знаки по дороге в детский сад.

С.Печерск

Опрос, наблюдение

2нед.

Игра-викторина с включением практи- ческих заданий

1

Знаток дорожных знаков.

гр. Помещение

Игра,, наблюдение

3нед.

Беседа

1

Элементы дороги.

гр. Помещение

Опрос

4нед.

Беседа, решение проблемных ситуаций

1

Как рождаются опасные ситуации на дороге?

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

Март

1нед.

Игра- викторина

1

Кто больше знает?

гр. Помещение

Игра-викторина

2нед.

Квест-расследование

1

На помощь другу Светофорику.

Территория детского сада

Квест-игра

3нед.

Беседа

1

Где можно играть и где нельзя.

гр. Помещение

Опрос,

4нед.

Интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности (рисование)

1

Я- велосипедист.

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

Апрель

1нед.

Интегрированное занятие элементами продуктивной деятельности(аппликация)

1

Безопасный двор.

гр. Помещение

Опрос

2нед.

Спортивный праздник

1

Это должен знать каждый на «5».

Спортивный зал

Соревнование

3нед.

Беседа

1

Работа сотрудника ГИБДД.

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

4нед.

Беседа с элементами интерактивной игры

1

Специальный транспорт - какой он.

гр. Помещение

Опрос

Май

1нед.

Беседа

1

Встреча с сотрудником ГИБДД.

Гр.помещение

Опрос

2нед.

Беседа с элементами интерактивной игры

1

Что такое «фликеры»?.

гр. Помещение

Опрос, наблюдение

3нед.

Акция

1

Акция «Стань заметней на дороге»,1ч

гр. Помещение

Акция

4нед.

Акция

1

Акция «Стань заметней на дороге»,2ч

территотия ДОУ

Акция

3. Методическое обеспечение программы

Методические материалы

Дидактическое обеспечение реализации программы

Для реализации ДООП «Безопасная дорога» развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Образовательное пространство, материалы, оборудование и инвентарь в здании и на участке должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, возможность участия в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей;

- возможность самовыражения детей.

В соответствии с данными требованиями, развивающая среда наполняется следующими тематическими материалами:

Игрушки и игровое оборудование

Наглядно-дидактические пособия

Атрибуты к сюжетным играм

Дидактические игры

транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная

машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный;

куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери.

Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок,

общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро,

маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые

машины; картины: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с

машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 x15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пе- шеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход»,

«Осторожно: дети», «Двухстороннее движение». Макет на столе (или стене (из ткани), дорога - машины, люди). Лабиринт

«Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».

фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне - общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.

«Угадай, на чем повезешь»,

«Правильно - неправильно»,

«Разрешено - запрещено»,

«Дорожное поле»

  • «Наша улица»
  • «Поставь дорожный знак»
  • «Теремок»
  • «Угадай, какой знак»
  • «Виды перекрёстков»
  • «Улица города»
  • «Запрещается - разрешается»
  • «Собери светофор»
  • «О чём говорят знаки?»
  • «Где спрятался знак?

.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей.

Оборудование:

- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;

- Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);

- Плакаты «Транспорт», «Дорога» и т.д;

- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);

- Набор «Дорожные знаки».

- Картотеки дидактических и интерактивных игр по ПДД.

- Макеты дорог различных размеров.

- Ноутбук, проектор

- Картотека презентаций по темам программ

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность»
  2. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008
  3. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009
  4. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения»
  5. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010
  6. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008
  1. Краткое описание общей методики работы
  2. Методы обучения

При обучении детей очень важно донести до обучающихся весь необходимый материал. Для этого нужны современные методы. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями.

Методы, в основе которых лежит способ организации моих занятий:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы воспитания адресованы к личности воспитанника.

Из методов формирования сознания личности: разъяснение, беседа, рассказ, пример. Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Из методов организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций

Из методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения: поощрение, соревнование. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость, являющиеся следствием негативных отношений в семье.

В практической деятельности выбор метода воспитания, определяется целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст ребенка и его индивидуальные особенности.

  1. Формы организации образовательного процесса и учебного занятия

Основная форма организации образовательного процесса: очная, групповая.

Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, макетов, презентаций.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Беседы, минутки (пятиминутки). Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД - это запоминающее на долго мероприятие. Оно привлекает внимание ребят, активирует все их знания, ведь каждому ребенку так хочется пообщаться с полицейском рассказать ему, что он знает и умеет. Но сотрудники ГИБДД не просто приходят в гости, он приходит для проведения интересного и познавательного занятия в ходе проведения которого ребята закрепили уже имеющиеся у них знания и узнали много нового.

Решение проблемных ситуаций - организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Квест – игра. Форма квест-игры, позволяет мотивировать и привлечь внимание детей. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Все это способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, навыков безопасного поведения, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство самоконтроля.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В сюжетно-ролевой игре ребенок примеривает на себя взрослую жизнь, социализируясь в обществе. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей (а конкретно в данном случае - поведении на дороге), познавая систему человеческих отношений (пешеход – водитель- сотрудник ДПС), он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.

В игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Акция предполагает создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному усвоению материала, также в ходе их проведения активно привлекаются родители. Ребята очень активно принимают участия в обсуждении сценария акции, подготовки необходимых материалов, что способствует хорошему усвоению программы.

Викторины, конкурсы оказывают определенное просветительное и воспитательное влияние, в игровой веселой форме помогают закрепить материал и отработать навыки поведения на дороге, во дворе и т.д.

Спортивные праздники. Такие занятия не просто полезны для здоровья детей, а также помогают отрабатывать навыки быстрого и правильного поведения на дороге в нестандартных ситуациях. Эти занятия всегда проходят весело и очень эмоционально.

Чтение художественной литературы. Произведения художественной литературы образно объясняют поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тем самым расширяя жизненный опыт ребёнка. Поступки героев в произведениях художественной литературы заставляют ребёнка волноваться, сопереживать или осуждать их неправильные действия, побуждают делать правильные для себя выводы.

Продуктивные виды деятельности. Все дети любят творить что-то новое. Через рисунки, аппликации мы закрепляем полученные знания, учимся отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими, пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

  1. Педагогические технологии, используемые при реализации ДООП «Безопасная дорога»

Педагогические технологии

Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.

Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Этот вид обучения не только способствует формированию необходимой системы знаний, умений и навыков, но и создает условия для достижения высокого уровня развития обучающихся, развития их способности к самообразованию, формированию у них особого стиля умственной деятельности, развитию их исследовательской активности и самостоятельности.

Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.

Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения – совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.

Здоровьесберегающая технология, направленная на организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.; развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры обучающихся; воспитание у обучающихся привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье; накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности, позволяющей обучающемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Социо - игровые технологии, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей друг другу, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей, развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Технология проектной деятельности - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Информационно - компьютерные технологии обучения позволяют использовать специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей. Это технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи информации обучающемуся является компьютер. Эта технология позволяет педагогу расширять формы, методы, приемы в обучения и воспитании детей: ауди-, видеозаписи, презентации, проводить интерактивные игры.

Для педагога данная технология расширяет возможности повышения профессионального мастерства, использование сетевой формы реализации дополнительной образовательной программ. Продуктивное использование ИКТ технологии позволяет использовать ее для диссеминации своего опыта на разных площадках педагогического сообщества: ДОУ , а также размещая материалы на личном сайте , сайте Международного педагогического портала «Инфоурок»

  1. Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся

В соответствии с Приказом Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями и в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что находит отражение и в программах дополнительного образования.

Программа дошкольного дополнительного образования «Безопасная дорога» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, проявивших к ней заинтересованность, и доступна для различных категорий обучающихся.

В рамках объединения «Безопасная дорога» представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые могут занимаются согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивают навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.

Программа «Безопасная дорога» предусматривает возможность организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Выявление предпосылок одарённости обучающихся теми или иными способностями (художественные, академические, литературные, музыкальные, артистические, спортивные) позволяет использовать педагогическую методику Савенковой А.И «Методика оценки общей одаренности».

Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников в различных образовательных областях.

Программа «Безопасная дорога» доступна для детей, проживающих в любой местности Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно. Она уже существует в виде естественной для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ, социальная сфера микрорайона.

Использование специального оборудования, технологий, методик преподавания предусмотрено и заложено в самой программе.

Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.

Программа «Безопасная дорога» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.

  1. Используемая литература

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей подготовительного возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г

2. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и подготовительного дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000

3. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.

4. А. В. Горская «Правила - наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.

5. Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.

6. Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год

7. М. Дружинина Стихи «Мы идём через дорогу»

8. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.

9. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.

10. В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД» 1

11. К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год

12. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательскоторговый дом Волгоград

13. «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.

14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.

15. СД диск «Дорожные приключения»

16. Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»

17. Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников»

18. Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».

19. Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по безопасности (старшая группа) по теме: Непосредственно образовательная деятельность "Моя безопасная дорога от дома до сада".

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательные области: "Социализация", "Безопасность", "Коммуникация"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

"Безопасная дорога домой". Парциальная программа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.

Программа разработана для системного, углублённого изучения основ безопасного поведения ребёнка на дорогах и улицах села, умение ориентироваться на них, принимать правильное решение в нестандартной си...