Методическая разработка занятия для дошкольников по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде»
методическая разработка по обж
Правила безопасного поведения на воде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_na_vode_razrabotka.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия для дошкольников по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде»
Программное содержание:
Образовательная область: социально – коммуникативная (формирование основ безопасности)
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие, «художественно – эстетическое развитие»
Возраст детей: 5-7 лет
Форма организации занятия : фронтальная
Методы и приёмы : наглядный (мультимедийная презентация, словесный (диалог, ответы на вопросы, высказывания, игровой (словесная игра «Да или нет», дидактическая игра «найди нужные спасательные предметы», игровая ситуация: письмо от водяного с просьбой вспомнить правила безопасного поведения на воде).
Словарная работа: буйки, спасательный жилет, водоём, отмель.
Рефлексия: беседа по теме занятия, ответы на вопросы, желание поделиться полученными впечатлениями от занятия.
Материалы и оборудование: демонстрационный (экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, флеш – карта, раздаточный (знак «Купание запрещено» для раскрашивания).
Предварительная работа: экскурсия на водоём, анализ ситуаций поведения на воде, рассматривание иллюстраций.
Задачи:
- образовательные: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме; закреплять знания об основных спасательных средствах;
- развивающие: развивать способности к осмыслению восприятия опасности на водоёме; развивать внимание, память, речь;
- воспитательные: воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.
Здоровьесберегающие задачи: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, проведение физкультминутки.
1. Орг. момент
Воспитатель: 1 слайд
- Здравствуйте, мои хорошие! Давайте подарим друг другу свои улыбки. Сегодня на улице светит яркое солнышко. Нам весело не только от того, что сегодня солнечный денёк, но и от наших улыбок, ведь каждая улыбка – маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение.
2. Вводная беседа
Воспитатель: 2 слайд
– Ребята, какое сейчас время года? Вы любите лето? Почему? (Летом тепло, ярко светит солнышко, зреют вкусные ягоды, цветут красивые цветы).
- В какие игры вы любите играть летом? (догонялки, играть с мячом, прятки, кататься на велосипеде, купаться на речке).
- В жаркий солнечный день очень хорошо провести время у реки или озера, позагорать, поплескаться в воде. 3 слайд
Рассматривание иллюстрации «Дети купаются в реке»
Воспитатель:
- Кто изображён на иллюстрации? Чем занимаются дети? Какое у них настроение? (Детям весело, радостно)
- А вы любите купаться? А кто из вас умеет плавать?
- Умение держаться на воде необходимо любому человеку.
3. Основная часть
Слышен звук СМС на телефоне.
Воспитатель:
- Ой, ребята, нам пришла СМС. Посмотрим и прочитаем письмо. Это письмо от Водяного. 4 слайд
Воспитатель читает СМС письмо от Водяного, в ходе чтения проводится словарная работа со словом «буйки».
«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю лето, но летом у меня много работы: почистить водоёмы, расставить запрещающие или разрешающие знаки вблизи водоёма, расставить буйки в нужные места. Я знаю, что вы летом очень любите купаться на озере, пруду, реке. Мне очень хочется, чтобы вы при купании соблюдали правила безопасного поведения на водных просторах. Ведь они помогают избежать случаев гибели на воде».
Воспитатель:
- Ребята, существуют правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый из нас. Эти правила мы с вами сформулируем сегодня на занятии и в дальнейшем будем их соблюдать.
-Сейчас вы прослушаете сказку «Добрая Ивушка», в которой говорится о правилах безопасности на воде. Слушайте внимательно.
Чтение сказки «Добрая Ивушка» 5 слайд
Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.
Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.
Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.
— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?
— С удовольствием! — согласилась другая.
Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.
Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.
Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.
Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.
«Ух, как жарко! — подумала Таня. — Хорошо было бы искупаться в речке».
Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.
«Теплая! Можно купаться», — решила Таня.
Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.
Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:
— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.
Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:
— Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.
— Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.
— Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.
В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.
Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто- то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.
— Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.
— Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.
Таня обернулась и увидела свою бабушку.
— Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.
— Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.
— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.
— Ирочка! Ты плавать-то умеешь?
— Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.
— Ну и хорошо! Только далеко не заплывайте и не шалите в воде!
— Ладно, бабуль, не будем, — пообещала Таня.
И подружки побежали купаться.
Беседа по содержанию сказки
Воспитатель:
- Куда пришли подружки Ира и Таня? (К реке)
- Что они стали делать у реки? (Стали отдыхать, сидеть на травке, а потом Таня захотела искупаться).
- Почему Ива удержала Таню от купания? ( Купание в данном месте было опасным: берег крутой и обрывистый, дно илистое).
- Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему? (Нельзя, купание в незнакомом месте может привести к беде).
Воспитатель:
И большим, и детям хочется сказать:
В незнакомом месте вам нельзя нырять
Может очень мелкой речка оказаться…
А в песок опасно головой втыкаться!
Сучья, камни, стекла спрятались на дне –
Их заметить сложно в водной глубине…
- Итак, давайте назовём первое правило безопасности на воде.
1 правило.
Прежде чем зайти в водоём, убедись, что там можно купаться,
что водоём безопасен.
Воспитатель:
- Ребята, а можно купаться детям в водоёме без сопровождения взрослых? Почему? (Купаться детям в водоёме нельзя без сопровождения взрослых. Взрослые всегда окажут помощь, предотвратят беду).
- Давайте назовём следующее правило безопасности на воде.
2 правило.
Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.
Воспитатель:
- Послушайте внимательно стихотворение. В нём дано ещё одно правило безопасного поведения на воде.
Если развлекаться будешь на воде,
Проследи, чтоб шутка не вела к беде…
Не топи другого – может оказаться,
Что воды случиться, другу наглотаться,
И игра такая грустно завершиться …
Мы вам не желаем в речке утопиться!
- Давайте сделаем вывод, как нужно себя вести в воде?
3 правило.
Ни в коем случае нельзя во время купания хватать друг друга, толкаться, топить друг друга.
Проведение физкультминутки.
К речке быстрой мы спустились (шагаем,
Наклонились и умылись (наклоны, умывания).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
Будем в речке мы нырять (движения, имитирующие ныряние).
Мы плывём по тёплой речке (движения, имитирующие плавание,
В небе тучки, как овечки (руки поднимаем вверх).
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть пошагаем (шагаем).
Воспитатель:
- Продолжим говорить о правилах безопасного поведения на воде.
Когда гроза вдруг началась,
Чтоб не было беды
Не плавай, не купайся,
А вылезь из воды.
Ведь всякое бывает,
И нам не угадать,
Куда сегодня молния
Захочет попадать.
Воспитатель:
- Как вы думаете, молния, гроза опасны во время купания? (Молния – это электрический разряд в природе. Удар молнии может убить человека мгновенно, особенно в воде).
-Сформулируйте четвёртое правило безопасности на воде.
4 правило.
Нельзя купаться во время грозы.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы сформулировали основные правила безопасного поведения на воде. Соблюдая их, с вами не случится беды во время купания.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра «Да или нет». Если ответ «да», хлопаете в ладоши и киваете. Если «нет», топаете ногами и грозите пальчиком.
Вопросы.
1. Можно купаться под присмотром взрослых?
2. Можно хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?
3. Можно брызгать воду в лицо?
4. Можно плавать вдоль берега?
5. Нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?
6. Можно звать на помощь без причины?
7. Можно заплывать далеко от берега?
8. Можно купаться во время грозы?
9. Нужно быть осторожным при купании и соблюдать правила безопасности на воде.
Воспитатель:
- Какими спасательными средствами мы воспользуемся для безопасного купания на воде?
- Выберите среди предметов те, которые можно использовать в качестве спасательных средств.
Дидактическая игра «Найди нужные спасательные предметы».
Воспитатель:
- Ребята, а что обозначает этот знак? (купание запрещено).
- Водоёмы хороши в любое время года. И в опасных местах водоёма должен стоять такой знак. Сегодня мы с вами сделаем такие знаки и подарим их водяному.
Дети раскрашивают запрещающий знак «Купание запрещено».
4. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия «Букет настроения»
Воспитатель:
- Вот и готовы знаки. Ребята, водяной со своими жителями рек, прудов и озёр вблизи водоёмов поставит эти знаки! А вы будете внимательными и осторожными на водоёмах. Будете соблюдать правила и научите этим правилам взрослых.
- Давайте подведём итог нашего занятия. Чему была посвящена тема нашего занятия? Какие правила безопасного поведения на воде вы запомнили?
На столе перед детьми лежат бумажные цветы: голубые и красные.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами говорили о прекрасном времени года – лете. Я предлагаю вам сейчас собрать в корзину букет летних цветов. Эти цветы – ваши впечатления от сегодняшнего занятия. Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой.
Литература:
1. Гарнышева Т. П. «Обж для дошкольников»
2. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. Полынова В. К. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
4. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами», Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2005.
5. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «Как избежать неприятностей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по ознакомлению с социальным миром "Безопасное поведение на улице"
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста...
ПАМЯТКА О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.
правильное поведение на водоёмах в летний период...
ПАМЯТКА О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.
Правильное поведение на водоёмах в летний период....
О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.
Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие о...
Памятка о безопасности на водоёмах в летний период. Основные правила безопасного поведения на воде
Водоёмы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами.Летом на водоёмах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».
Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических знаний детей о правилах дорожного движения....
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей: "Дорожно-транспортные происшествия"."Основные правила безопасного поведения на воде"."Оградите своих детей от злоумышленников."
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей: "Дорожно-транспортные происшествия"."Основные правила безопасного поведения на воде"."Оградите своих детей от злоумышл...