мероприятия по антитеррору в МАДОУ детский сад "Тополек"
учебно-методический материал по обж (подготовительная группа)
Цель: Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму
Формирование у детей дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях, дать знания детям об основных понятиях и особенностях поведения в ситуациях террористической угрозы, обучать детей навыкам безопасного поведения, обеспечить преемственность в вопросах обучения навыков безопасного поведения детей в ситуациях террористической угрозы между детским учреждением и семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatiya_po_antiterroru.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План мероприятий по антитерроризму
Цель: Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму
Группа | мероприятие | содержание | Работа с родителями |
Младшие группы | Просмотр мультфильма из серии «Знать об этом должен каждый, безопасность - это важно!» Беседа о том, как вести себя с незнакомыми людьми Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре» Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Дидактическая игра «Добро и зло» Игра « Чужой – свой» Беседа «Игры во дворе» Игровая ситуация «Незнакомец предлагает конфету девочке» Игровая ситуация «Один дома» - давайте с вами посмотрим мультфильм и обсудим ситуацию
Физкультминутка «Кто живет у нас квартире?», дети делают движения в соответствии со словами (см. приложение) Ситуация «Подозрительный предмет» Стихотворение «НЕТ! » (см. приложение) Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми и можно ли уходить из детского сада с незнакомыми?» Игровое путешествие в страну «Безопасности» | Познакомить детей с наглядным материалом. Просмотр обучающих мультфильмов Дать преставление о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. ознакомить детей с опасными сторонами жизни нашего общества. (особое внимание обратить на объявления в общественных местах, автобусах о нахождении бесхозных вещей, пакетов. Знать меры предосторожности). Учить детей по модели определять (моделировать) доброго и злого человека. учить детей разбирать ситуаций, возможных во время прогулки около дома. Воспитывать внимательность Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | Передвижка для родителей на тему «Это диктует неспокойный век» Довести до каждого родителя об ответственности за жизнь и здоровье детей взрослыми людьми – прием и сдача детей осуществляется только из рук в руки родителям (или лицам их заменяющим только по доверенности) Рекомендации по действиям при угрозе совершения террористического акта |
Вводная беседа на тему «Что такое опасность?» «Осторожно! Подозрительный предмет» Просмотр фильма «Подозрительные предметы вокруг нас». Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми и можно ли уходить из детского сада с незнакомыми?»
Разбор жизненных ситуаций: «Будьте внимательны: не все «тёти» и «дяди» - добрые»
Чтение художественной литературы : Л. Зильберг «Если что-нибудь случится, помощь скорая примчится», Т.А.Шорыгина «Опасные сказки»., Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа милиционер» , А. Иванова «Как неразлучные друзья дом охраняли» Рассматривание иллюстраций из серии «Правила личной безопасности» Беседа на тему «Игры во дворе» НОД «Основы антитеррористической безопасности» Беседа «Как избежать неприятностей»; Викторина «Знаете ли вы правила безопасности?» Слушание познавательного рассказа «Кто нас защищает» Беседа «Моя полиция меня бережет» презентация по теме Выставка рисунков «Осторожно - опасность» Чтение художественной литературы : Л. Зильберг «Если что-нибудь случится, помощь скорая примчится», Т.А.Шорыгина «Опасные сказки», А. Иванова «Как неразлучные друзья дом охраняли» Игры: «Салют». («Собери салют»), «Окажи помощь», «Черный ящик», в игру «Салют», «Свой – чужой» физкультурный досуг «Красная шапочка» | Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях. дать знания детям об основных понятиях и особенностях поведения в ситуациях террористической угрозы, обучать детей навыкам безопасного поведения обеспечить преемственность в вопросах обучения навыков безопасного поведения детей в ситуациях террористической угрозы между детским учреждением и семьей | Передвижка для родителей на тему «Это диктует неспокойный век» Рекомендации по действиям при угрозе совершения террористического акта Буклет «Будьте внимательны» Довести до каждого родителя об ответственности за жизнь и здоровье детей взрослыми людьми – прием и сдача детей осуществляется только из рук в руки родителям (или лицам их заменяющим только по доверенности) | |
Вводная беседа на тему «Что такое опасность?» «Осторожно! Подозрительный предмет» Проблемные вопросы к детям: «Что вы знаете о терроризме?», «Злые это люди или нет?», «Чего они хотят добиться своими действиями?», «Что значит жить мирно?» НОД «Скажем терроризму НЕТ!! Деловая игра на тему «Кто может представлять опасность для тебя и других?» - учить детей по модели определять (моделировать) доброго и злого человека. Беседа с детьми «Террор – это война» Литературный вечер: чтение стихотворений о терроризме, о мире на земле Слушание познавательного рассказа «Кто нас защищает» беседа «Моя полиция меня бережет» презентация по теме Беседа «Как избежать неприятностей»; Моделирование ситуаций «Что может быть, если…»- обыгрывание поведения в опасных ситуациях, обсуждение, просмотр презентаций по теме Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним «Нет- терроризму!» НОД «Мы - против терроризма!» Беседа : «Правила эвакуации из здания» Дидактическая игра : «Окажи помощь», «Черный ящик», в игру «Салют». («Собери салют»), Свой – чужой» Выставка детских работ «Нет- терроризму!» Инсценирование сказки : «Кот, петух и лиса» Сюжетно- ролевая игра : «Скорая помощь» Чтение художественной литературы : Л. Зильберг «Если что-нибудь случится, помощь скорая примчится», Т.А.Шорыгина «Опасные сказки»., Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», рассказ «Кто нас защищает» Беседа «В каких случаях и как вызвать полицию» , практическая деятельность, учить детей набирать номер полиции и вызывать ее при чрезвычайных ситуациях Викторина «Знаете ли вы правила безопасности?» физкультурный досуг «Юные спасатели» | Дать определение понятию «терроризм», «террорист». Вырабатывать правила поведения в нестандартной ситуации. учить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов.. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. | Консультации для родителей « Что такое терроризм», « Научим детей не бояться» буклет для родителей « Вместе против террора» Довести до каждого родителя об ответственности за жизнь и здоровье детей взрослыми людьми – прием и сдача детей осуществляется только из рук в руки родителям (или лицам их заменяющим только по доверенности) Участие в выставке рисунков Рекомендации по действиям при угрозе совершения террористического акта | |
Старший воспитатель Казакова Л.В.
Приложение
Физкультминутка «Кто живет у нас квартире?» , дети делают движения в соответствии со словами
1,2,3,4 - хлопаем в ладоши
Кто живет у нас в квартире? - шагаем на месте
1.2,3,4,5 - прыжки на месте
Всех могу пересчитать - шагаем на месте
Папа, мама, брат сестра - хлопаем в ладоши
Кошка Мурка, два котенка - наклоны в стороны
Мой сверчок, щегол и я - повороты туловища
Вот и вся моя семья! - хлопаем.
«Незнакомец предлагает конфету»
1.Осторожней будьте,
Милые ребята:
Незнакомым людям
Доверять не надо!
Если вас с собою
В гости позовут,
Или вам конфетку
Вкусную дадут,
Лучше отбегайте
Прочь от них скорей
И предупреждайте
Всех своих друзей…
2.С человеком незнакомым
Ты в беседу не вступай!
Торопись скорее к дому:
Раз, два, три – и убегай!
От конфет, игрушек, жвачки
Ты сейчас же откажись.
Не нужны тебе подачки
Дальше от чужих держись!
Может человек хороший,
Ну, а может и плохой.
Будь с ним вежлив, осторожен,
Помни – человек чужой!
Ситуация «Один дома»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
Он покажет вам пакет
(А под мышкой – пистолет) .
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Ситуация «Подозрительный предмет»
Подозрительный предмет
Если ты найдешь.
Ты к нему не подходи-
Потихоньку обойди.
Чтобы не было беды,
Сразу взрослым сообщи.
Стихотворение «НЕТ»
1- «Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок.
«Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет
Говорите твердо: «НЕТ! »
2-: Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку
Или даже в цирк билет,
Говорите твердо: «НЕТ! »
3-: Просят дверь вас отворить,
Чаю крепкого налить.
Есть на все простой ответ
Говорите твердо: «НЕТ! »
Правила безопасности
1. Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
2. Если дядя незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.
3. Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдём в кино», -
Не ходи с ней всё равно.
Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.
4. Незнакомым секреты говорить.
Они обманут ребёнка легко
И деньги его унесут далеко.
Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.
Моделирование чрезвычайных ситуаций
Ситуация №1
На прогулке во дворе ребенок увидел красивого плюшевого медведя или цветной пакет.
Обсудить, как поступить в такой ситуации: взять вещи, никому не говоря? Рассказать сопровождающему взрослому? Что может быть в пакете?
Ситуация №2
Незнакомец уговаривает пойти с ним куда-то. Предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. Как ребенок должен поступить? Каждый придумывает и разыгрывает свою ситуацию с игрушками.
Например: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет»,
« У меня живет попугайчик, он хочет с тобой подружиться», «Твоя мама попросила меня привести тебя к ней».
Во время обсуждения педагог должен довести до детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если разговор состоялся, отвечать вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что тебя ждут».
Ситуация №3
Незнакомый человек угощает тебя чем- то очень вкусным. «Угощайся, малыш! Возьми конфетку! Выпей стаканчик газировки!»
Обсудить с детьми наиболее удачные ответы, довести до сознания детей, что есть и пить, предлагаемое незнакомыми на улице - нельзя. С едой могут дать снотворное или яд.
Ситуация №4
Ребенок потерялся. Что он будет делать? (разыграть ситуацию с игрушками)
- везде бегать и искать маму.
- стоять на месте, где потерялся.
- обратиться к прохожему и попросить отвести в полицию.
- обратиться за помощью к продавцу, охраннику
- пойти с незнакомой женщиной, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.
Обсудить с детьми все варианты и выбрать самые верные.
Ситуация №5
Выжить при штурме. Ты оказался в заложниках. Место, в котором вас удерживают, штурмуют спецслужбы. Как бы ты повел себя в такой ситуации?
- побегу, куда глаза глядят
- буду звать на помощь сотрудника спецслужб
- помогу спецназу драться с террористами
- лягу на пол и закрою руками голову
Ситуация №6
Действия заложников. Если ты оказался в заложниках, как ты поведешь себя в этой ситуации?
- буду плакать и просить отпустить домой
- буду кричать и звать на помощь
- попытаюсь незаметно позвонить домой
- буду подчиняться приказам человека с оружием
Стихи
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверена, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрым должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Это зло умирает со временем,
Но добро продолжает жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
Одна история.
Мама с ребёнком
Шли по дорожке.
Маленький сын
Отставал понемножку.
Вдруг он увидел
Красивый пакет,
И любопытство взяло над ним вверх!
Вот он бежит к дорогому пакету…
Мама увидела картину эту
И закричала она ему вслед:
«Нет, мой малыш, ты не трогай пакет!»
За руку мама сына взяла,
Со страшного места его увела,
Всё – всё сынишке она рассказала
И строго – настрого впредь наказала:
«Нужно быть бдительным, помни сынок,
Есть злые люди – им всё равно,
Что дети гибнут по их вине.
Должен поверить, сыночек, ты мне.
Всем ребятишкам, друзьям рассказать:
Всё, что лежит, нельзя поднимать».
-Понял,- сказал ей ребенок в ответ.-
- Скажем мы, мама, террору: «Нет-нет!»
Я хочу видеть мирное небо,
Чтобы в достатке у всех было хлеба,
Фруктов, печенья, игрушек, конфет…
Нет! Терроризму – конечно же, нет!
Мама тихонечко грустно вздохнула,
Сына погладила и улыбнулась.
- Правильно, мальчик,- сказала она.-
- Нет, не нужна людям война!
Надо всем дружно мир сохранить!
Нам терроризма не допустить!
Алиса Беденко
Нет» - терроризму!
Скажем вместе:
- Терроризму-нет!
Миру нужен солнца яркий свет!
Чтоб не проливалась кровь людей,
Чтобы не было погибших детей!
Нет причины для смертей и слёз.
Взрослые, слышите, это всерьёз!
Мы не устанем опять повторять:
- Вы не должны людей убивать!
Не на могилу носить нам цветы -
Цветут они для мирной красоты.
Горе в семью вы нести не должны!
Дружба и счастье людям нужны!
Почему не хотят услышать нас?!
Мы повторить можем тысячу раз:
- Нет – терроризму! Нет – войне!
Мы хотим жить в мирной стране!
Солодуненко Кристина
Конспект познавательного рассказа «Кто нас защищает» для средней и подготовительной групп
В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Это они способны организовывать взрывы и убийства. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае?
Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но, чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом.
От кого нас защищают
Нас защищают от террористов. Это злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. При этом они могут говорить много красивых слов, выдвигать гневные требования, пытаться внушить всем нам, что они делают благородное дело. Себя преступниками они не считают.
«Структура НАК» Национальный антитеррористический комитет
У людей, работающих в НАКе, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать… Милиционеры ловят преступников, врачи лечат людей. Но, если террористам все же удается осуществить свои грязные замыслы, например, захватить в заложники детей в школе (как это было в Беслане) или взорвать жилой дом (как в Москве и ряде других городов России) - НАК становится единой командой, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.
Как разговаривать с детьми о терроризме
Бдительность, ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической коалиции. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.
Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Только толерантность, взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма.
3 сентября в России принято вспоминать жертв террористических актов, а так же сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга.
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах, мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке) или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г.). Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?
Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.
Возможно, главная реакция - это страх. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.
Характерно и ощущение потери стабильности. Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку.
Гнев — естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности — на близких.
Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения, которое осуществляется в разных направлениях: работа с детьми; родителями; педагогическим коллективом и персоналом.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
С родителями провести консультации, семинары, вечера обсуждений. Подготовить в качестве раздаточного материала памятки и советы для родителей, оформить стенды в родительских уголках «Дошкольник - в безопасной среде».
Работа с дошкольниками по антитеррору начинается с обучения детей правилам поведения: с незнакомыми людьми, в ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых, когда ты потерялся, в ситуациях с найденными пакетами и игрушками. С детьми можно провести беседы по сюжетным картинам, досуговые мероприятия, обыгрывание ситуаций, посмотреть обучающие мультфильмы; провести акцию «Памяти детей, погибших в терактах».
Как говорить с ребенком.
Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я вижу, ты потрясен этим».
Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Это действительно тяжело для тебя и для нас».
Скажите ребенку: испытывать страх за собственную безопасность — это нормально. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие взрослые.
Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.
Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: «Кто может с этим что-либо поделать?» Старайтесь помочь подростку удержаться от незрелых реакций и действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам» и т.д.).
Помогайте вашим детям справится с их страхами
Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.
Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.
Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.
Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.
Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником).
Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.
Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае необходимости — и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы для детей и подростков. Есть и другие организации, способные оказать поддержку, — общественные или религиозные.
Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно.Это поможет вам лучше понять своего ребенка.
Обучение ребенка правилам безопасного поведения
Не будем о грустном? Но ведь нужно! Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды... Навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше.
Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
- Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.
- Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду. Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Дети этого возраста должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.
- Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.
- Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории.
- Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
- Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, и т.д.)
- Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.
- Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.
- Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если детям и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.
Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
- Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
- Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.
- Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.
- Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в полицию.
По мнению психологов, научить маленького ребенка самостоятельным адекватным действиям в чрезвычайной ситуации практически невозможно. Эмоции у детей берут верх над разумом, а память в этот момент «вышибает». От наших наставлений не остается и следа. Психика взрослых работает по обратному принципу: в момент опасности срабатывают защитные механизмы, и в памяти всплывают прочитанные где-то советы о том, как спастись.
Только взрослым под силу помочь ребенку совладать с собой в случае большой опасности, защитить, успокоить, ободрить. И не важно, чьи рядом могут быть дети: как правило, беда и опасность сближает. Так что, каждому из нас необходимо знать и всегда держать в голове «инструкцию по выживанию».
Самое главное - успокоить ребенка, продемонстрировать ему свою уверенность и спокойствие. Важно даже не то, что вы говорите, а то, как вы это делаете. В таких ситуациях очень важен телесный контакт: прижмите малыша к себе. Если можно, возьмите на колени, погладьте по голове. Хотя бы просто возьмите за руку. Успокаивают детей и всевозможные «пальчиковые игры»: перебирание пальчиков, легкий массаж ладошек. Полезно играть «в слова» и разговаривать на отвлеченные темы из повседневной жизни.
Постоянно находитесь в контакте: разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы, будьте искренни с ним, своим эмоциональным состоянием, тоном речи, мимикой настраивайте его на позитивный лад, давайте понять маленькому человеку, что «все будет хорошо». Старайтесь не допускать бурных эмоций и резких движений ребенка.
Оказавшись в числе заложников, прежде всего жизненно важно успокоиться. Спокойствие и трезвый взгляд на происходящее помогут оценить ситуацию и принять все возможные меры для сохранения собственной жизни и жизни оказавшихся рядом детей.
Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.
Список литературы:
Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей детского сада /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение,2005.
Правила безопасности для взрослых и детей: «Библиотечка «Военные знания»/ А.Г.Рыхнов, под ред. В.В. Шевченко –М.: 2006г
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Электронные ресурсы:
http://nsportal.ru
http://www.antiterror.ru - «Россия Антитеррор» - Национальный портал противодействию терроризма.
http://wikikurgan.orbitel.ru/images/e/ec/Дорошенко_Л.Н._КП-2013_презентация.pdf
http://www.litn-andr.narod.ru- детский сайт противодействия терроризму
:http://datki.net/den-solidarnosti-v-borbe-s-terrorizmom/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по сопровождению перехода на ФГОС ДО в МАДОУ Детский сад №7
В работе представлен план основных мероприятий по сопровождению перехода на ФГОС ДО в ДОУ...
Методическая разработка совместного мероприятия с детьми подготовительной к школе группы и их родителями МАДОУ «Детский сад №56» г.о. Самара
Данный материал содержит игры, способствующие развитию памяти, внимания и мышления детей. Кроме того, они развивают интонационную выразительность. Совместные игры со взрослыми создают позитивный...
План мероприятий по экологическому воспитанию МАДОУ "Детский сад №6"
План мероприятий по экологогическому воспитанию на 2021-2022 учебный год МАДОУ "Детский сад №6"...
В МАДОУ «Детский сад «Гусельки» прошли мероприятия посвященные Дню Победы.
Воспитание у детей дошкольного возраста нравственно – патриотических качеств....
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 4» НА 2022 ГОД
План мероприятий по провилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ДОУ...
Фотоотчёт экологических мероприятий, посвященных Международному дню леса, в МАДОУ «Детский сад «Ромашка» с 14.03.22г – 19.03.22г.
21 марта - отмечается Международный день леса.Лес — это легкие нашей планеты. О важности сохранения лесного богатства часто говорят, и не случайно появился Международный день...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ К «ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РОССИИ» В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» 2023 ГОД
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ К «ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РОССИИ» В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» 2023 ГОД Цель плановых мероприятий: привлечение внимания учас...