Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «С газом и огнем не шутят»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Чайковская Нина Степановна

Цель: Закрепление знаний детей о газовой и  пожарной безопасности. Закреплять у детей представления об опасных для здоровья предметах (газовая плита), с которыми они встречаются в быту, правилах пользования.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • о профессии пожарного-спасателя; учить ориентироваться в проблемных ситуациях; продолжать знакомить с огнем и его свойствами;
  •  формировать умение видеть когда огонь враг, а когда друг
  • Поддерживать умение работать с опорными схемами (ментальными картами)

Воспитательные:

  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
  • воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Познакомить детей с назначением газовых плит уточнить и расширить представления детей о безопасном поведении дома; расширять кругозор детей; систематизировать представления детей о правилах безопасного поведения.

 

Развивающие:

  • формировать умение реально оценивать возможную опасность;
  • помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;
  • развивать творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию

в старшей группе на тему:

«С газом и огнем не шутят»

Основная общеобразовательная программа  ДОУ:  

«Детство», автор В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Гогоберидзе…

Возрастная группа : старшая

Тема занятия (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

Сценарий занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «С газом и огнем не шутят»

ОО « Познавательное развитие», « Познание предметного и социального мира»

Цель: Закрепление знаний детей о газовой и  пожарной безопасности. Закреплять у детей представления об опасных для здоровья предметах (газовая плита), с которыми они встречаются в быту, правилах пользования.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • о профессии пожарного-спасателя; учить ориентироваться в проблемных ситуациях; продолжать знакомить с огнем и его свойствами;
  •  формировать умение видеть когда огонь враг, а когда друг
  • Поддерживать умение работать с опорными схемами (ментальными картами)

Воспитательные:

  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
  • воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Познакомить детей с назначением газовых плит уточнить и расширить представления детей о безопасном поведении дома; расширять кругозор детей; систематизировать представления детей о правилах безопасного поведения.

Развивающие:

  • формировать умение реально оценивать возможную опасность;
  • помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;
  • развивать творческие способности детей.

Виды деятельности:  коммуникативная, игровая, познавательная, конструктивная,

Формы организации: фронтальная ( общегрупповая)

Формы реализации детских видов деятельности:

Игровые ситуации , сюжетные игры,  обучающие ситуации , с использованием литературного произведения, ситуативный разговор , игры, обсуждение, рассказывание, самостоятельная  художественная речевая деятельность.

Предварительная работа:

Экскурсия в пожарную часть (презентация) , дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:

рассказа  Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение

С.Я. Маршак  « Рассказ о неизвестном герое» .

Заучивание стихотворения  М.  Лазарева « Если вдруг произошла с тобой беда».

Дидактическая игра «Срочно позвони», рассматривание плакатов на тему «Дома в безопасности». 

Оборудование:

макет пожарного щита, иллюстрации по пожарной безопасности, карточки-ситуации для игры «Добрый и злой огонь», огнетушитель, пожарные шланги, телефон; костюмы пожарных.

  1. Мультимедийное оборудование,   компьютерная презентация на тему: «Огонь-  друг, огонь – враг», два мольберта с плакатами о безопасности. Игровое  оборудование: игрушечный  телефон для игры « Сигнал тревоги», набор картинок для игры « Что нужно пожарным?»,   мяч для игры « Лови – бросай,  сразу  отвечай», красные  и голубые ленточки для подвижной игры « Огонь – вода», знаки-  светофоры ( красные и зеленые) для игры «Разрешается – запрещается» ( по количеству  детей). Игрушечная плита
  2. Игрушечный телефон

Видео - файл обучающий мультфильм «Правила безопасного использования газа в быту», памятки по газовой безопасности.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)-

Познавательная, мотивация общения, информационная

Дети заходят в группу.Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о безопасности. Окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома.

Воспитатель: Дети! Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:

Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,
 Лишь вечер настает - концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко. Оранжевые пряди так хочется погладить...  Проказника не тронь - зовется он …

Воспитатель: Верно, это – огонь! (Показывает символ огня).

Основная часть:

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь.  Подходите ,сюда поближе к экрану.  

« Огонь – друг, огонь- враг».

  Жил- был Огонь.  Он был веселый и горячий. Гулял огонь где хотел- по лесам,  домам,  деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

 Как вы думаете, почему?

Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:

 «Давай Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.

Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебя буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.

(Звучит музыка и вбегает огонёк)

Огонёк: Я - огонёк! Я- друг ребят!   Но, когда со мной шалят
Становлюсь тогда врагом- И сжигаю всё кругом!

Воспитатель: Здравствуй, мальчик Огонёк!

Огонёк: Здравствуйте! Дети , скажите, зачем человеку огонь?

Воспитатель вновь загадывает детям загадку

Живу на кухне я всегда,

На мне стоит сковорода,

Кастрюля, ковшик, чайник –

Над ними я начальник!

Со мною вся семья сыта,

Ну, догадались? 

Воспитатель: Правильно, это газовая плита. Она есть на кухне у каждого из нас.

 - Для чего она нам нужна?

Как вы думаете, ребята, а почему плита эта называется «газовая»?

Воспитатель. Подумайте и скажите, а газ полезен или вреден. Подскажите, так чем же все таки газ для нас полезен?

Но кто только может зажигать газ? 

 А кто у вас дома зажигает газ.Запомните, что зажигать газ могут только взрослые!

 Детям этого делать нельзя!

Бытовой газ требует внимательного и осторожного обращения.  Он может стать для человека враждебной силой.

– Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки ещё идёт – это очень опасно! Как вы думаете почему?

– Посмотрите, к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа.

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 04.

Ребята, а знаете ли вы Правила пользования газом?

 -Что нужно сделать, окончив пользоваться газом?

-Можно ли спать и отдыхать в комнате, где установлена газовая плита? Почему?

«04» помнить нужно!

Это газовая служба!

В доме газовые печки,

Опасайся друг утечки!

Запах газа есть в квартире –

Окна настежь распахни,

В службу газа «04»,

Поскорее позвони!

-Давайте позвоним в службу газа «04»

ФИЗМИНУТКА

Есть у каждого плита                Руки на поясе. Повороты.

Жарится на ней еда                   Наклоны туловища

Пахнет вкусно пирожками       Наклоны туловища

Мясом жаренным, с грибами,   Ходьба на месте.

И тушеным кабачкомХодьба на месте.

И картофелем с лучком, 

Но внимание — стоп игра!      Остановиться.

Запах газа детвора!               

Воспитатель: Без огня людиникогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь , оставляет хвост пламени- это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода,  металлургического завода,  кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос).

Воспитатель:   Да Огонек ! Ты очень нужен людям !

  Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому , по лесу, по полю.

Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.

Скажите , отчего может  возникнуть пожар?

.Огонек:  Да ! Спички -это не игрушка!

                          Могут целый дом спалить,

                          Если взрослых не послушать,

                          Больше негде будет жить.

Обещайте мне сейчас же, что играть со мной не будете?!

Воспитатель: Обещаем, обещаем! Послушай, Огонек, наших детей.

 Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?

Огонек: Ребята,  мой братишка-  Дымок,  я его очень люблю и  с ним никогда, никогда не расстаюсь.

Воспитатель: Мы это знаем, Огонек!

Огонек: Откуда вы это знаете?

Воспитатель: Наши дети знают это из пословиц и поговорок.

Огонек: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем  в игру                                     Подвижная игра «Огонь- вода!»

Воспитатель:  Молодцы!  Садитесь.     Для  вас, ребятки,  ещё  одна  загадка:

В брезентовой куртке и каске,

   Забыв про кольчужную бронь.

Решительно и без опаски
    Бросается рыцарь в огонь! 

Как называется люди, которые тушат огонь, , спасают людей и дома от пожара?

Воспитатель: Дети! А знаете ,  почему огонек убежал? Он боится, что мы его потушим. Внимательно посмотрите на эти предметы  и подумайте , для чего  они нужны?

Воспитатель: Найдите лишний   предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь.

Воспитатель:  А вот ещё загадка:  

 Мчится огненной  стрелой

   Мчится вдаль машина

   И зальет пожар любой

  Смелая дружина.

Воспитатель: Правильно- пожарная машина.  На ней можно быстро примчаться на пожар.

Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно,  случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» и попросить о помощи

Вот  для вас опять  игра « Сигнал тревоги»

Воспитатель:  А теперь встаньте, Мы поиграем с мячом.Игра  «  Лови- бросай, сразу отвечай»

Для чего пожарной машине нужна сирена?

Почему пожарная машина красного цвета?

Зачем пожарной машине раздвижная лестница?

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар?

Чем тушат бензин?

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине?

Какими должны быть пожарные?

Почему пожарные должны быть сильными, смелыми?

Зачем пожарные  надевают  противогаз?

Воспитатель:

 Всем людям нужно обязательно знать  правила, как  себя вести во  время пожара. Мы их закрепим в  игре« Разрешается запрещается» 1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

2.Бросать горящие спички;

3.Кричать и звать на помощь взрослых;

4.Оставаться в помещении, где начался пожар;

5.Открывать все окна и двери во время пожара;

6.Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;

7.Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

10.Обливать водой стены и пол во время пожара;

11.Пользоваться лифтом;

12.Не бояться, слушаться  во  всём пожарных;

13.Тушить водой горящие электроприборы;

14.Обращаться к соседям за помощью;

15.По возможности пытаться тушить пожар;

16.Включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель: Молодцы,   все правила назвали . Садитесь.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.

Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом,  и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда.  Как вы думаете почему?

Дети: Огонь!

Дети обращают внимание на экран

Дети: Он сжигал все подряд.

дети обращают внимание на экран, на котором изображен костер, газовая плит, свеча , факел. Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду. Огонь зажигает газовую плиту.  Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер. Огонь освещает, например, если зажечь факел или свечу.

Ребенок 1: Знают все- человек без огня Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята вокруг,

Нам огонь- повседневный наш друг

Ребенок 2:  Нам без доброго огня             Обойтись нельзя и дня   Всем огонь хороший нужен  И за то ему почет,   Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет

Дети: Огонек Видишь, как ты необходим людям!

Дети: газовая плита

Дети:Она необходима для приготовления еды. Если мы с вами собрались, приготовить кушать. Нам нужно повернуть краник,

Дети:Потому, что в плиту по специальным трубам поступает природный газ.    

Дети:

 - На газовой плите люди готовят пищу.

 - Газ приносит тепло в дома (газовое отопление).

 - Газовая колонка подогревает воду, и из крана в квартире течет горячая вода.

Дети:взрослые

(Выслушать ответы детей) 

Дети:им можно отравиться, скопившись на кухне, газ может взорваться.

Дети:Закрыть краны на плите и перед ней.

Дети:Нет, можно отравиться газом.

Руки на поясе. Повороты.

Наклоны туловища

Наклоны туловища

Ходьба на месте.

.Ходьба на месте.

    Остановиться.

Ноги вместе, руки в стороны.

Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных газовой плиты и утюга.

Ребенок: Спичками играть не будем          Зажигалку не возьмем,

И себя мы не погубим.

И квартиру не сожжем!

Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.

Дети:1.Нет дыма без огня

2.Где огонь, там и дым.

3.С огнем не шутят  

4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

. Огонь без дыма не живёт.

Огонек раздает детям  красные ленточки, а воспитатель- голубые) Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода.Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь.

Дети: Это пожарные!

Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары

.Дети: Это спички , они служат причиной пожара, а не помогают еготушить.

Дети: Пожарная машина.

Дети на игрушечном телефоне набирают цифры « 01» и выполняют задание

Набери номер « 01»

Услышав ответ – назови свое  имя.

Сообщи, что  случилось.

Скажи точный домашний  адрес- улицу, номер дома и квартиры.

Не клади трубку, пока об этом не попросят

Дети:( Чтобы все услышали и уступили дорогу)

( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня)

Дети:.( Чтобы подниматься на  высокие этажи)

Дети: (Рукава)

Дети:( Пеной)

Дети: ( В колодцах, в реке)

Дети: Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)

Дети: ( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)

Дети: Чтобы можно было дышать  при задымлении)

 Дети берут в руки светофорчики и показывают красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:

Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.

Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.

 Огонь нужен для работы транспорта.

Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.

На огне готовят пищу.

Заключительная часть (рефлексия)- итог

Воспитатель: я хотела бы ,чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности  и  беда обойдет вас стороной.

Вам понравилось у меня в гостях? Что нового вы сегодня узнали?

Для закрепления рассмотрим ментальную карту «Пожар»

В центре расположили сюжетную  картинку пожар соответствующую теме. От нее отходят лучики. Это характеристики пожара, назовите их

Воспитатель: Перечислите причины пожара

Воспитатель: перечислите в чем опасность пожара

Воспитатель: Что необходимо предпринять?

Воспитатель: Какую активность проявляем при пожаре?

Воспитатель: Какие разрушения наносит пожар?

Воспитатель: Молодцы! И дома тоже расскажите, какие правила все должны знать о газе, чтобы не случилась беда. Я вам раздам памятки, а вы обязательно передадите их родителям! Договорились?

   Итог занятия:                  

Ребята, мы справились со всеми поставленными задачами, запомнили правила пожарной безопасности? Молодцы, теперь Вас можно назвать «Юные пожарные».

Рисование на тему : «Добрый огонь»

Детям предлагается сделать рисунок, где огонь является другом. Потом изготавливается книжка- самоделка «Огонь- друг человека»

Дети: причина, опасно, желание, активность, разрушения

Дети: замыкание элетропроводки, игра со спичками, оставленный утюг и т.д

Дети: можно получить травму, ожог, задохнуться.

Дети: позвонить в скорую, если есть одеть противогаз, или приложить к лицу влажную салфетку и ползти до двери , промыть и наложить повязку на место ожога

Дети: вызвать пожарную службу, назвать домашний адрес, пожарные спасают людей, но пока их нет сами можем побороться с огнем. Засыпать песком, накрыть одеялом, залить водой.

Дети: сгорает машина, дом и горят поля и леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группе по теме «Овощи»

Образовательные задачи: Уточнить знания детей об овощах, о том, как можно вырастить овощи и места их произрастания. Дать детям представления о пользе овощей для укрепления здоровья человек...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа) на тему: "Город мастеров"

Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них...

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа Тема: «Береги природу - сортируй отходы»

Занятие предназначено для врспитателей детских садов старших групп....