Консультация для родителей "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
консультация по обж (младшая группа)
Консультация для родителей "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста". Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_eko_kultury.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.
К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров: домашних животных нам заменяют “тамагочи”, свежий запах луга – кондиционеры. Мы часто задаём себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и
поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам
безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило наш выбор приоритетного направления педагогической
деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности,
доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4 – 7- летнего возраста позволило создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, основная цель, которой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
В ходе работы решаются следующие задачи:
- Совершенствование эмоциональной сферы личности, культуры воспитания.
- Пробуждение познавательной деятельности, образного и творческого мышления.
- Формирование социально – волевой сферы личности, культуры общения и поведения.
- Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Хотелось бы поделиться некоторыми методами и приёмами, которые мы используем в работе с детьми по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Почти ежедневно проводим экологические минутки. Их цель - создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов
Речевая логическая задача - это рассказ – загадка, в данном случае о природе, которая способствует:
- Развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.
- Совершенствованию монологической речи детей.
- Поддержанию интереса у детей к природе, развитию наблюдательности.
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую задачу, используем различные игровые задания: экотренинги, проблемные ситуации.
Например “Почему деревья белые”
“Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?”
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это, возможно, осуществить через моделирование биоцинозов. Биоциноз – это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных
явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.Перед вами биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, птицы, растения).
Задание для детей среднего возраста: исправить ошибки и обосновать ответы.
Для развития детского фантазирования, используем экологические сказки, рекламы, загадки.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека в природной среде. Чтобы научить ребенка
видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, мы используем экологические сказки.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают понять глубже детские интересы и их направленность.
Таким образом, на основе знаний, полученных через экологическую сказку, могут быть заложены:
- начальные формы осознания правильного отношения к природе,
- интерес к ее познанию,
- сочувствия ко всему живому,
- видение красоты природы в разных ее формах и проявлениях,
- умение выражать свое отношение к ней.
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.
Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. Я дятел, живу в лесу.
У меня крепкий клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет. (Тузовский Миша 6 лет)
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяем опытам и наблюдениям.
Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются.
Задача педагога связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом
тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей.
Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы,
сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. <Рисунок 7>, <Рисунок 8> <Рисунок 9>
Д\игра “Лесные рецепты”
Делим детей на несколько групп и раздаем каждой группе карточки с названиями разных животных или птиц. Предлагаем детям написать меню завтрака, обеда и ужина для своего животного или птицы из даров леса, поля, луга и т.д.
Например меню для белки:
Завтрак – стакан березового сока и каша из молотых желудей;
Обед – грибной суп с листьями крапивы, котлеты из лесных орехов и компот из черники;
Ужин – творог из орехово-грибной пасты и чай из зверобоя и мяты. Все меню детей склеиваются в книгу: “Лесные рецепты”.
Д\игра “Гимн природе”
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.
Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Д\игра “Природа и Я”
Предлагаем детям закончить предложения:
- Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….
- Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….
- Капли дождя на стекле, словно….
- Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….
- Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги….
- Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….
- Этот цветок так благоухает, что….
- Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….
После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы
догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга.
Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля "общим домом"; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или
животное – используем экотренинги. Кроме того, они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное
отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. "Представьте, что человек
берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?"
Дети обычно отвечают так: "Я могу оглохнуть", "Я могу умереть".
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
Самая обыкновенная посадка лука может стать опытом положительных переживаний, если вся система прожита ребенком: у его луковки есть имя, настроение, с ней он общается, заботится о ней, а луковка дарит ему свою косичку, ведь ей совсем не больно и не жалко. Там, где возможно, должны быть организованы условия проживания целостных систем в реальности, либо проживания игровых систем.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь
радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением
праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.
Конкурсы, праздники, театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.
Экологический досуг “Кто как видит?”
(подготовительная группа)
Программное содержание:
- Развить представление об особенностях зрения людей и животных.
- Формировать навык иследовательско-эксперементальной деятельности.
- Совершенствовать речевую активность детей.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость в общении с природой, стремление познать её и одновременно заботится о её сохранности.
Ход. Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.
Ведущая:
Два братца глядятся, друг друга не видят. Живут рядом, а сойтись не могут.
Все у кого есть, глаза – видят. Вот и мы с вами видим, сколько к нам сегодня на праздник пожаловало гостей. Поздороваемся со всеми. Сегодня ребята и уважаемые гости праздник не простой, мы не только будем петь, и веселиться, но и экспериментировать. Закройте, пожалуйста, все глаза и скажите, что вы видите? (Ничего). А теперь откройте. Что
увидели? (Теремок). Какой он? (Крыша красная, сам желтый, окошки синие). Первый эксперимент прошел удачно, мы теперь знаем, что люди вокруг себя видят цветным изображением. Кто самый наблюдательный и смелый выходи. Приступаем ко второму эксперименту. Желающие могут экспериментировать вместе с нами. Мне нужны два помощника. Встаньте все лицом к теремку. Кого и что, ты видишь правым глазом, а левым, а двумя глазами? (Ответы ребенка). Какой можно сделать вывод? Два глаза вместе видят больше. Если закрыть левый глаз, то человек не видит, что находится налево, и наоборот.
Глаза есть только у людей? А у кого еще есть глаза? (У зверей, птиц, насекомых, рыб). Ребята, только каждый из них видит по-разному. Хотите в этом убедиться? А поможет нам этот чудо-теремок. Дети заводят хоровод:
1. Стоит в лесу дремучем Сосновый теремок Осиновая крыша Березовый порог | 2. На двери объявление Читает все зверье Что дивное строение Сдается под жилье | 3. Жить может, кто захочет Условие одно: Кто нам сейчас расскажет Как видит мир в окно. |
Дети садятся на стулья. (Важно входит крот в тёмных очках, проходит мимо теремка).
Ведущая: Крот, постой, куда ты? Не проходи мимо теремка. Крот:
Вместо земляных ворот Очутился здесь домок Чудо терем-теремок, Кто в тереме живет?
Ведущая: В теремке будет жить тот, кто скажет, как он видит.
Крот: Хуже видит тот, кто живет под землей. У меня глаза маленькие и находятся под кожей, под веками и никогда не открываются. Я только свет от тьмы отличаю. Поэтому, абсолютно не вижу ваш теремок. Желаете узнать, как я вижу? Повернитесь в сторону окна и закройте глаза, а теперь закройте глаза ладошками, уберите ладошки, не открывая глаз. Снова закройте, откройте, закройте, откройте. Что видели? (То темно, то светло). Вот так я отличаю свет и тьму.
Ведущая: Впустим, крота в теремок? (Да).
Весело прыгая, появляется лягушка, сталкивается с теремком.
Лягушка:
Речка, мошка и трава!
Теплый дождик. Ква! Ква! Ква! Я – лягушка, я – квакушка Полюбуйся какова!
Ой, что это! Кто в теремочке живет?
-Я Крот-кроток слепой глазок.
-А ты кто?
-Я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок
Буду в терем я воду носить, Буду с тобою тесто месить.
Ведущая: Лягушка в терем войдет тот, кто расскажет, как он видит.
Лягушка: Ква! Ква! Ква! Как я вижу?
Целый день неподвижно сижу я на берегу пруда. Вы подумаете, что я лентяйка. Нет, я делом занята, добычу караулю. Стоит пролететь мимо стрекозе или мухе, как я их вмиг пришлепну своим липким, длинным языком. Проглочу и снова застыну. Я вижу свою, добычу только тогда, когда она движется. Так же охотятся многие мелкие животные –
ящерицы, насекомые. Но я не только умею охотиться, но и играть, и веселиться. Выходите на танец “Веселые лягушата”.
Ведущая: Впустим, лягушку в теремок? (Да)
Медленно под музыку входит Улитка с рюкзаком за спиной, в рюкзаке лупы.
Улитка:
Я улиточка – Шу-Шу Домик на себе ношу И ползу я, не спеша
Тихо листьями шурша
Что я вижу, терем-теремок, Он не низок, не высок
-Кто в теремочке живет?
Ведущий: Улитка, этот терем не простой. В тереме будет жить тот, кто расскажет, как он видит.
Улитка: У меня спереди четыре стебелька торчат, как рожки. Два нижних – это щупальца, а вот на кончиках верхних – глазки. Если надо к листочку приглядеться – я к нему верхние стебельки с глазками пригну и посмотрю, как через лупу. Глазки у меня простенькие, видят только вблизи, а далеко я вижу, как в тумане. Примерно так же видит и паук своими глазками, а у него их восемь. Я вам принесла сюрприз, с помощью его вы сможете видеть как я. (Раздает детям лупы).
Ведущая: Впустим, улитку в теремок? (Да).
Вбегает мышка с папочкой в руке, в ней черно - белые фотографии.
Мышка:
Я маленькая Мышка С ушами и хвостом, Я вовсе не трусишка И, ловкая, при том.
На помощь прихожу я, Когда совсем не ждут Пролезу в щель любую…
Ведущая: Стой Мышка! В теремок войдет лишь тот, кто расскажет, как он видит.
Мышка: Теремок я увидела давно, еще издалека. Ведь зрение у меня хорошее. Только вот беда, я его вижу не цветным, а черно-белым. Вот таким. (Показывает).
Ведущая: Впустим Мышку в теремок? (Да). Мышка ты говорила, что шустрая и ловкая. Поиграешь с нами в игру-эстафету “ Унеси сыр в норку” Проводится эстафета, дети переносят кусочки сыра от одного места к другому медленно входит змея с корзинкой под восточную музыку.
Змея:
Я пестренькая змейка, Я по лесу ползу,
Ищу себе домишко, Ищу, не нахожу.
Вот и теремок. Кто в тереме живет?
- Я Улиточка Шу-Шу.
- Я Лягушка-квакушка.
- Я крот-кроток смешной глазок.
- Я Мышка-поскребушка.
- А ты кто?
- Я пестренькая змейка, пустите меня к себе.
Ведущий: В терем имеет право войти тот, кто расскажет, как он видит.
Змея: Я вижу хорошо, но глаза мои похожи немного на глаза крота. Догадайтесь сами чем? Я ведь среди песков ползаю, в воде плаваю и везде хорошо вижу. Не догадались? Веки у меня прозрачные, я через них и смотрю. Поэтому мы змеи не умеем моргать как вы. (Достает очки) я вам принесла очки. Если оденете, то будете видеть как я. В воде и в сыпучих песках глаза не повредите.
Ведущий: Пустим змею в теремок? (Да). Звери веселятся, взявшись за руки.
Уж мы будем, мы будем дружить, Будем в тереме весело жить.
И работать, и петь, и плясать. И друг другу во всем помогать.
Ведущая: Слышите, ребята, Улитка, Лягушка, Крот, Мышка и Змея живут дружно, друг другу помогают. А вы хотите попасть в теремок?
Тогда расскажите, как видят - Лягушка, Крот, Мышка, Улитка, Змея. (Ответы детей).
Звери: А они нас не будут обижать?
Дети:
Нор звериных и птичьего гнезда Разорять, не будем никогда,
Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом.
Ведущая: Сейчас посмотрю в их глаза и сразу все скажу. По глазам человека, можно узнать правду он говорит или нет. А глаза у них добрые, чуткие и ласковые.
Звери: Ну ладно, тогда мы согласны жить вместе. Дети все вместе исполняют песню “Дружба крепкая”. (Мышка выносит блины, угощает детей и гостей).
Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления
препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все
удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.Д. РодовичЖизненный путь человека с самого первого шага немыслим без участия вз...
Консультация для воспитателя "Методика работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Как же рассказать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к ...
Консультация для воспитателей Тема: "Воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Основными задачами экологического образования являются:- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;- Формирование знаний о природе;- Развитие сопережи...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...