Проект "ПДД"
проект по обж (подготовительная группа)

Сыч Евгения Юрьевна

Проект "ПДД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pdd.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина

Познавательный проект

в подготовительной группе

общеобразовательной  направленности №5

«Школа светофорчика»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2023 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....8

6. План мероприятий ………………………………………………………..……9

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

 Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.

В соответствии с ФОП ДО обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей. Обеспечение безопасности движения – это важная государственная задача, требующая самого пристального внимания. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практико-ориентированных форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Одним из основных средств воспитания детей в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей  дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

 Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.

Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их со встречей с улицей, с  движением транспорта. Приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость. Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге.

Современная действительность диктует нам новые  требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. В программе "От рождения до школы" область "Безопасность" рассматривается в разделах "Безопасность на дорогах". Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы,  где дети на занятиях знакомятся с правилами дорожного движения, дается довольно ограниченное представление о мире транспорта и его скорости, о профессиональной деятельности взрослых. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Для успешной реализации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, гармонично соединяются инновационные и традиционные технологии работы с дошкольниками. Это позволяет организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения, способствовать развитию познавательных интересов детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции, ориентировку в окружающей обстановке.

Создание проекта «Школа светофорчика» направлено на работу по воспитанию у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Дети активны, они любознательны и любопытны, им трудно устоять на месте.  Реализация данного проекта позволит расширить познания о дорожных знаках, о профессиях связанных с ними.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе  образования. Дошкольное  учреждение –  первая ступень  в  формировании  базовых  знаний  о  ПДД.

При организации работы дошкольного образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма выделяются следующие основные направления:

ребенок-пешеход; ребенок-пассажир городского транспорта; ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других).

 Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе.

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной  образовательной организации по изучению правил дорожного движения возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Осторожно: дорога!». Предварительный мониторинг уровня знаний о правилах дорожного движения дошкольников показал, что 85% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о правилах на дороге, нет четкого представления о разнообразии мира профессий в этой области, не сформированы знания о форменной одежде  и предметах необходимых для той или иной профессии.

Многие родители (83%) даже не подозревают, о том, что дети дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о дорожных знаках и уметь применять их на практике. Всего лишь 10% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 9% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области "Безопасность".

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 16% родителей, низкий уровень - 84%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний о труде взрослых у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Цель проекта:  Формировать у детей, через  игровую деятельность, знания и устойчивые навыки соблюдения правил дорожного движения.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «ребенок – пешеход, ребенок-пассажир, ребенок-водитель» через различные виды деятельности.

2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с понятием «знак», «светофор», «инспектор», «ГИБДД», «ПДД», историей праздника «День ГИБДД».

2. Формировать навыки правильного поведения на дороге.

3. Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на

улице.

4. Расширять знания о светофоре.

5. Закреплять знания детей о специальном транспорте. Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.

6. Развивать ориентировки в пространстве.

7. Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё

поведение - уверенность в своих действиях.

8. Активизировать словарь: правила, нарушения, знаки, автомобиль, автошкола, профессия автоинспектор, специальная техника.

Ожидаемые результаты

1. У детей сформировано осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;  проявляется дисциплинированность, выдержка, самостоятельность, осторожность в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;

2. Дети умеют предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации;

3. У детей сформированы представления о профессиях связанных с дорогой и их особенностях.

4. Имеют представления о технике, материалах и инструментах необходимых для ГИБДД.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам дороги.

6. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.

7. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

8. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.

9. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

Театрализованное представление «По дороге к теремку»

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на  5 недель: с 02.10.2023г. по 06.11.2023г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о ПДД. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме.

Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.

02.10 - 04.10

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «ГИБДД», «нарушение», «дорога», «щтраф»

05.10 - 01.11

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников в целом.

02.11 - 03.11

4.

Презентация проекта

Театрализованное представление «По дороге к теремку»

06.11

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

«Инспектор ГИБДД», «К своим знакам», «Повороты» (малой подвижности), «Умный пешеход».

Подвижные игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы о информационно-указательных знаках,  и знаках сервиса.  Решение проблемных ситуаций, возникающих на проезжей части и во дворе.

Беседы

«Составь знак» (разрезные картинки), "Урока светофора", "Дорога", "Лабиринт"

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

«Светофор», «На перекрёстке», «Прочитай схему», «Хорошо-плохо», «Слушайся регулировщика», «Найди и назови», «Назови запрещающие знаки», «Что означает?», «Пешеходы, и водители»,  «Умелый пешеход»

Дидактические игры, работа с родителями

«Регулировщик», «Автопарк», «Прогулка по нашему городу»

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

НОД

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

НОД

НОД

Конструирование

Тема:  «Безопасный путь в детский сад»,  «Улица»

Цель: обучение ориентированию по схемам

НОД

4.

«Речевое развитие»

«Сочинение сказки  «Про город дорожных знаков».

Занятие-беседа по картине «Улица города».

Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль». Заучивание стихотворения С.Михалкова «Инспектор ГАИ».

НОД

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка «Регулировщик»

Цель: учить сигналам регулировщика дорожного движения; учить соотносить жесты регулировщика с цветом светофора. Развивать мелкую моторику пальцев, воображения, память. Закрепить навыки отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикрепить к плоской поверхности.

НОД

 

Аппликация – коллаж «Дорога к теремку»

 Цель:

1.Обучение разметке по шаблону-кружочку.

2.Развивать у детей способность к творчеству, прививать навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.

3.Развивать моторику пальцев.

4.Развивать умения экономно пользоваться бумагой.

5.Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

НОД

«Улицы моего города», «Инспектор ГИБДД».

Рисование предписывающих знаков.

Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов детей, углубить знания и представления детей о цветах через познавательный, художественно-эстетический виды деятельности.

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минобрнауки России        от 17        октября 2013г. №        1155        «Об        утверждении федерального государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».

Ресурсы сети Интернет

  • https://pptcloud.ru/dlya-detei/obzh/besopanost/pravila-pdd
  • https://pptcloud.ru/obzh/dvizhenie-na-dorogah
  • http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=131

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о профессиях. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

  1. Абросимова, Ж. Д. Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения / Ж. Д.Абросимова // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 1–4.
  2. Добрякова, В. А. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга / В. А. Добрякова. — М., 2016. — 99
  3. Клочанов, О. С. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / О. С. Клочанов. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 61 с.
  4. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет: Азбука безопасности, конспекты занятий, игры / авт. — сост. Н. В. Коломеец. — Вогоград: Учитель, 2011. — 168с.
  5. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице / Т. Г. Хромцова. — М.: Центр педагогического образования, 2016. — 109 с.