Тематическое планирование образовательной деятельности «Безопасность»
календарно-тематическое планирование по обж
Тематическое планирование образовательной деятельности «Безопасность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti_bezopasnost.docx | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Бабочка» с. Елбулактамак - филиал МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово
муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостана
Тематическое планирование образовательной деятельности «Безопасность»
Воспитатель: Хисамова Г.М
с. Елбулактамак,2023-2024гг.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка…………………………………………………….. 2
- Комплексно - тематический план по теме «Безопасность ребенка»……. 4
- Содержание образовательной работы
по теме «Безопасность ребенка»………………………………… …10
- Список литературы …………………………………………………………13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексно – тематическое планирование по теме «Безопасность ребенка» разработано по основным направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - это формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также основ безопасности окружающего мира.
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
∙ формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
∙ формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
∙ приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
∙ формирование знаний о правилах дорожного движения.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
∙ Игрушки и игровое оборудование
∙ Наглядно-дидактические пособия
∙ Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
∙ Дидактические игры
∙ Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание образовательного блока «Безопасность» представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети – педагог – родители.
К концу года дети могут:
∙ владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
∙ пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;
∙ знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.
Работа по взаимодействию с родителями по данной теме происходит через использование таких форм и методов работы, как:
1.Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
2.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
3.Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
4.Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
5.Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
6.Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по теме «Безопасность ребенка»
Месяц и недели | События, праздники, традиции | Тема | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми | Взаимодействие с семьей |
Сентябрь 1 неделя | Веселый светофорчик | «Наш друг светофор». | Иллюстрации | Игра «Приключения светофорика» Художественное творчество: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик». Чтение: прочитать и выучить стихотворение Физическая культура: учить соблюдать правила дорожного движения во время подвижной игры «Цветные автомобили» на транспортной площадке | Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). |
2 неделя | «Знакомство с улицей» | Игрушки-машины, картинки с изображением транспорта разного вида | Познание: организовать экскурсию по улице микрорайона. Познание: проводить игру-имитацию «Как правильно перейти проезжую часть». | Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности | |
3 неделя | «Дорожные знаки». | Пластилин, иллюстрации по теме (светофор, дорога, пешеходный переход, регулировщик, дорожные знаки) | Дидактическая игра «Подбери по цвету». Игры-имитации «Я шофер», «Я машина»Чтение: читать стихи Художественное творчество: выполнить рисунок «Машины на дорогах». | Рассматривание дорожных знаков на улице Запоминание их названий | |
4 неделя | «Три цвета светофора». | Чтение художественной литературы Сюжетно-ролевая игра « Дорога» | Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» Коммуникация: учить составлять рассказ на тему «Как правильно себя вести на дороге»; поощрять высказывания детей. Музыка: учить распознавать звуки транспорта во время музыкально-дидактической игры «Слушаем улицу». Чтение: прочитать | Заучивание стихотворения о светофоре | |
Октябрь 1 неделя | «Будь осторожен» | «Источники опасности дома | Беседа с детьми об источниках опасности в квартире Рассматривание иллюстраций | Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке. | Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче. |
2 неделя | «Неожиданная встреча» | Обыгрывание проблемных ситуаций рассматривание иллюстраций по данной теме | Социализация: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно – не-правильно». Коммуникация: учить детей убеждать и объяснять свою позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях со сверстниками | Беседа с родителями о правилах поведения ребенка при встрече с незнакомыми людьми | |
3 неделя | «Если ты потерялся на улице» | Игровые обучающие ситуации Дидактические игры «Назови свой адрес» «Позови на помощь» Рассматривание иллюстраций | Коммуникация: побудить детей к высказываниям на тему «Если я потерялся» и всем вместе придумать небольшой сюжет для игры. | Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.). | |
3 неделя | «Дорога домой. Препятствия и опасности». | Сюжетно-ролевые игры с крупным строителем «Наша улица» Рисование маршрутов передвижения от детского сада до дома | Дидактическая игра «Прогулка по улицам микрорайона» Художественное творчество: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад»; организовать выставку «Светофор своими руками». | Изготовление плана «Дорога домой от детского сада» | |
Ноябрь 1 неделя | Советы Доктора Айболита | «Если хочешь быть здоров…» | Динамические паузы Гимнастика в кроватках Подвижные игры на улице | Здоровье: рассказывать | Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. |
2 неделя | Уроки Айболита | Рисование героев сказки про Айболита Подвижные игры Чтение художественной литературы | Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ и обмениваться мнениями на тему Чтение: прочитать сказку К. Чуковского «Айболит», выучить отрывки. | Информировать родителей о соблюдении техники безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д. | |
Декабрь 1 неделя | Будь осторожен зимой. | «Осторожно: зимняя дорога». | Беседа о поведении на дороге Рассматривание иллюстраций «Где катаются дети» | Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период Художественное творчество: выполнить рисунок «По дороге с мамой» и аппликацию «Отгадай, вырежи и наклей грузовик». | Предупреждение родителей о том, где можно кататься детям с горки |
2 неделя | «На реке зимой» | Проведение опытов с водой и льдом Обыгрывание ситуаций «Как себя вести» | Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнением на тему «Как правильно себя вести зимой на озере, реке»; проводить игры по словообразованию (словарик ПДД). | Предупреждение родителей о поведении детей около реки зимой | |
3 неделя | «Осторожно, гололёд!» | Экспериментирование на участке детского сада Наблюдение за поведением людей на скользкой дороге | Познание: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге. Труд: учить посыпать дорожки песком во время гололёда | Папка – раскладушка «Оказание первой помощи при травме» | |
Февраль 1 неделя | “Поведение детей на улице” | «Путешествие на улице». | Экскурсия по улицам Изготовление макетов зданий Загадки о правилах дорожного движения | Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения» Художественное творчество: формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины». | Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими на дороге и способами поведения в них. |
2 неделя | «Поведение в транспорте». | Пластилин, картинки с изображением транспорта разного вида Дидактическая игра «Правила поведения | Режиссёрская игра «Мы едем, едем, едем…..» Социализация: учить правилам поведения Музыка: учить выполнять движения, соответствующие характеру музыки в музыкальной игре-имитации «Я машина» | Экскурсия по городу на различных видах трансорта. | |
3 неделя | «Помощники на дороге» | Картинки с изображением водного, воздушного, наземного транспорта | Художественное творчество: аппликация «Автобус на нашей улице». Чтение: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Дорожная песня» | Конкурс рисунков «Дорожные знаки» | |
4 неделя | «Мой микрорайон» | Игра «Кто самый лучший пешеход?» | Чтение: прочитать и пересказать стихотворение В. Головко «Правила движения». Социализация: режиссерская игра «Приключения Светофорика на перекрёстке» | Поделки из бросового материала «Мой двор» | |
Март 1 неделя | Грамотный пешеход | «Пешеходы и водители». | Картинки с изображением дорожных знаков «Дорожные знаки». | Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» Дидактическая игра «Расположи правильно дорожные знаки» Чтение: прочитать стихотворение А. Дороховой «Зеленый, желтый, красный». Социализация: формировать навык ролевого соподчинения и умение вести диалоги в спектакле пальчикового театра «Светофор», «В гостях | Показать детям своим примером где и как необходимо переходить улицу |
2 неделя | «Я грамотный пешеход». | Игра «Мы переходим улицу» «Домик у дороги» | Игра «Мы переходим улицу» Художественное творчество: выполнить аппликацию «Колеса для машины». Чтение: прочитать | Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации | |
3 неделя | «Водители и пешеходы». | Знакомство с разметкой дороги Беседа «Что такое тротуар» | Сюжетно-ролевая игра «Шофер» Художественное творчество: выполнить рисунок «Дорога и тротуар» или аппликацию «Мой любимый вид транспорта». | Конкурс рисунков «Письмо водителю» | |
Май 1 неделя | Безопасное поведение в природе | «Бездомные животные» | Рассматривание картинок животных Беседа «Животные на улице» Чтение художественной литературы | Социализация: провести сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители» на транспортной площадке. | Акция «Помоги бездомному животному» |
2 неделя | «Как вести себя в лесу» | Обыгрывание различных ситуаций Беседа «Если я потерялся в лесу» | Музыка: подготовить и провести развлечение «На лесном перекрестке», «Дети в лесу». | Папка раскладушка Безопасность в лесу | |
3 неделя | «Опасные растения» | Отгадывание загадок о растениях и грибах Альбомы «Ядовитые растения» «Ядовитые грибы» | Здоровье: рассказать о ядовитых грибах и ягодах и о том, какой они наносят вред для здоровья человека | Консультация врача «Первая помощь при отравлении» |
Содержание образовательной работы по теме «Безопасность ребенка»
«Наш друг светофор». | Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора |
«Знакомство с улицей» | Расширять представления об улицах. Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д. |
«Дорожные знаки». | Закреплять знания о назначении дорожного знака. Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией. Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход» |
«Три цвета светофора». | Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов. Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге |
«Источники опасности дома» | Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность. Закреплять знания о безопасном поведении в быту |
«Неожиданная встреча» | Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками. Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03 |
«Если ты потерялся на улице» | Объяснить детям порядок действий в том случае, если они потерялись. Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города |
«Дорога домой. Препятствия и опасности». | Развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона |
«Если хочешь быть здоров…» | Знакомить с понятием «здоровье». Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье |
«Уроки Айболита | Ввести понятия: «вирусы, микробы». Рассказать, как предупредить болезни и что нужно делать, если заболел. Закрепить знания о пользе витаминов и закаливания |
«Осторожно: зимняя дорога». | Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во время гололёда. Дать представления об особенностях передвижения машин по зимней дороге |
«На реке зимой» | Рассказать об особенностях состояния водоёмов зимой. Знакомить с правилами безопасного поведения у водоёма зимой. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций |
«Осторожно, гололёд!» | Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололёда. Учить оказывать первую помощь человеку, который поскользнулся |
«Путешествие по улицы». | Знакомить с особенностями передвижения на транспорте Закреплять: – знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, трамвае, маршрутном такси |
«Поведение в транспорте». | Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге. Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте |
«Помощники на дороге» | Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети». Закреплять знания о работе светофора |
«Мой микрорайон» | Учить ориентироваться на макете микрорайона и «островка безопасности». Учить ориентироваться на макете микрорайона. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике |
«Пешеходы и водители». | Формировать знания о труде водителей. Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения |
«Я грамотный пешеход» | Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге. Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Закреплять знания о работе светофора |
«Водители и пешеходы». | Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве. Закреплять умение наблюдать за движением машин по зимней дороге. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике |
«Бездомные животные» | Рассказать детям о бездомных животных. Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними. Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретных ситуаций. Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду |
«Как вести себя в лесу» | Формировать навыки безопасного поведения в лесу. Объяснить причины возникновения лесного пожара |
«Опасные растения» | Ввести понятие «опасные растения». Знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами. Закреплять навыки безопасного поведения в лесу |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «АСТ–ЛТД», 1997.
2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М. : Просвещение, 2008.
3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4. Дети и дорога : метод. комплект для воспитателей дет. садов. – М., 1999.
5. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М. : ДОСААФ, 1991
7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. – М. : Просвещение, 2003
10. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
11. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. – М. : Малыш, 1994
12. Маландин, Н. Г. Внимание – дети / Н. Г. Маландин. – М. : Педагогика, 2005.
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
14. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения : метод. разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. – Волгоград : Перемена, 2008.
15. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. – М. : Просвещение, 2009.
16.. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план "Безопасный пешеход"
Материал тематической недели "Безопасный пешеход" младший и старший возраст...
Тематическая неделя безопасности "Как избежать неприятностей"
Фото, названи, форма проведения мероприятий с детьми старшего возраста....
тематическая неделя "Безопасные каникулы"
Цель: -Уточнить знания детьми правил поведения пешеходов при движении по тротуару. - Познакомить детей с понятием «перекресток ». - Учить распознавать сигналы светофора, закреплять умен...
«Примерный план – конспект непрерывно - непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации тематической недели: «Безопасность на дороге» тема: «Наша улица»
Тема: «Наша улица»Возрастная группа: старшаяОбразовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстет...
проект по тематическому дню "безопасность в быту"
Проект с детьми 4-5 лет по тематическому дню "Безопасность в быту"...
Тематическое занятие "Безопасность на водоемах"
Материал по безопасности детей младшего возраста...
Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».
Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....