Консультация для воспитателей "Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге"
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема обеспечения безопасности людей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ягодка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«ВОСПИТАТЕЛЬ – ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА
НА ДОРОГЕ».
Воспитатель
Чумичкина Л. Н.
г.Лабытнанги
2022 г.
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей – как дань своей автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен прививать устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны взрослым языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Воспитатели потому воздействию, которое они оказывают на ребёнка, идут вслед за родителями. Порой они дома что-то делают или не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Их авторитет порой ставится выше, чем авторитет родителей. Именно это воспитатели должны максимально использовать и учитывать, когда они ведут работу по
воспитанию у ребёнка навыков безопасного поведения на дороге.
Навыки и привычки, которые ребёнок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.
Навык – это способность ребёнка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путём многократного повторения.
Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения так и отрицательное.
Модель поведения ребёнка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на её разделительной полосе.
Знания – это совокупность усвоенных ребёнком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребёнка объём знаний предусмотрен действующими программами для и общеобразовательных учреждений и приобретаются в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребёнок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания, развиваются, закрепляются и
совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребёнка к безопасному поведению на дороге растёт.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируется под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателя, учителей, грамотных и серьёзных родителей, для которых безопасность ребёнка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных ( умственных) навыков. Оттого насколько развиты мыслительные навыки, зависит скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий методиками и знаниями воспитатель способен привить ребёнку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, и избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребёнок, непрерывно сталкиваются с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему уже известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребёнка таких стандартных ситуаций- ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.
Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию уходит несколько лет. Знакомство ребёнка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей среды имеют свою специфику. Он не может её «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребёнка. Однако очень важно заранее обучить ребёнка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедрённое в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребёнка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребёнка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребёнка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
При выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, её основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект даёт ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением правил дорожного движения.
Задача любого воспитателя – дать ребёнку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать её.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге – главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приёмами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребёнка огорчить их своим поведением;
- показать возможные последствия лично для ребёнка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребёнка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
- активизировать его творческую саморегуляцию;
- развивать его мыслительные навыки.
К пяти годам у ребёнка появляется прирождённое социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета папы и мамы, воспитателя»;
- «Я буду хорошим пешеходом» ;
- «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Использовать эти возможности – задача воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитатель-первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге
Взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дороге....
воспитатель-первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге
консультация для воспитателей,рассказывающая о том, как воспитатель знакомит ребенка с особенностями безопасного поведения на дороге...
Консультация для родителей "Правила безопасного поведения ребенка на дороге"
Вопрос безопасного поведения ребенка на дороге является наиболее актуальной и неотъемлемой частью современной жизни. Родители должны обучить ребенка основным правилам безопасности на дороге и следить,...
Консультация для родителей по формированию безопасного поведения ребенка на дороге
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ(расскажите об этом детям).При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, п...
Консультация для воспитателей «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге»
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в...
Консультация для воспитателей "Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях...