картотека ситуативных бесед
картотека по обж
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СИТУАТИВНЫХ БЕСЕД
Задачи:
- содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
- предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
- способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
- способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью
СИТУАЦИЯ №1
Сижу я один дома и играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека. Тут пришла мама, и чужой человек убежал.
1. А вы бы открыли дверь чужому? Нет
2. А почему нет?
3. Может быть этот дядя хорошим, если он не дождался вашей мамы?
4. Если бы он дождался её, то бы он не испугался и не убежал, то у него не было бы добрых поступков. И может он был бы знаком с ней.
5. Что сделал мальчик, когда кто-то постучался? - посмотрел в глазок
6. Сразу ли он открыл незнакомцу дверь? - нет
7. Что нужно сказать незнакомцу, когда он стучится в дверь, чтобы он ушёл? -мама моется в ванной, подождите
8. Можно сказать, что мама скоро придёт? - да, но не открывать дверь
Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь!
СИТУАЦИЯ №2
Однажды мама зашла в магазин, а я остался на улице один. Ко мне подошёл незнакомец. Он предложил мне сладости и пригласил с ним погулять. Я отказался, и хотел уйти, но он крепко схватил меня за руку. Мне стало страшно, я заплакал и громко позвал маму. На мой крик выбежала мама, и незнакомец быстро ушёл, я всё рассказал маме. Она меня похвалила и сказала, что я молодец, но я не понял, почему.
1. Может, вы мне подскажите?
2. Почему мальчика мама похвалила? - он не ушёл с ним
3. Можно у незнакомца брать сладости? - нет
4. А почему?
5. Могут быть они отравлены? - да
6. Что сделал мальчик, когда его схватил незнакомец за руку? - заплакал и закричал
7. Что сделал незнакомец, когда мальчик закричал? - он убежал
8. Наверно сам незнакомец испугался? - да
9. Что надо сделать, когда вас берёт за руку незнакомец? - закричать.
СИТУАЦИЯ №3
Молодой человек приметной наружности приветливо приглашает мальчика или девочку покататься на его новой машине: Садись, я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутишь? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!
1. Вы любите кататься на машине? - да
2. А кто вас катает на машине?
3. А ездить с чужими мамы разрешают? - нет
4. А если дяденька даст порулить? - нет
5. А можно маленьким детям садится за руль? - нет
6. А если маме не скажут, то сядете с незнакомцем? - нет
7. Что можно сказать этому дяденьке, чтобы он уехал? - я с вами не хочу разговаривать.
8. Можно ему сказать, что вы его не знаете и мама запретила разговаривать с незнакомыми людьми?
9. Можно говорить с незнакомцами? - нет
10. А есть ли у вас в семье родителями правило: " Всегда говори своим родителям, куда ты идешь".
А можно нарушать правила?
СИТУАЦИЯ №4
Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.
– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.
1. Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану»?
2. А может дяденька украсть телефон? -да
3. Что нужно сказать незнакомцу? -у меня нет телефона
Воспитатель:
Запомните, ребята!
Ведь преступник для того,
Чтоб ребёнка усыпить,
"Фанты "даст ему попить.
В очень вкусные конфетки
Спрячет сонные таблетки.
Принесёт наклеек пачку,
И отравленную жвачку…
Надо помнить: такая еда
Принесёт вам много вреда!
СИТУАЦИЯ №5
Сантехник: Откройте дверь
Трубы я пришел чинить
Надо воду перекрыть
1. А вы бы открыли дверь чужому? Нет
2. Может быть этот дядя вруном? -да
3. А может быть он грабителем, а не сантехником? -да
4. Что нужно сделать, когда кто-то постучался? -посмотреть в глазок
5. Что нужно сказать незнакомцу, когда он стучится в дверь, чтобы он ушёл? -мама моется в ванной, подождите
6. Можно сказать, что мама скоро придёт? -да, но не открывать дверь
СИТУАЦИЯ №6
"Телефонный звонок".
В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки.
На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители? » -
Можно говорить, что нет родителей дома? -нет
Если нет родителей, то может незнакомец ворваться к вам в квартиру.
А зачем? -чтобы украсть что-нибудь.
Может он сделать тебе больно? -да
Можно при телефоном разговоре спросить у незнакомца
"Извините, кто вам нужен? ", "Кого вам позвать? "-да
А кого ты позовешь, если дома никого нет?
Что бы ты сказал? отвечай, что родители дома, но они заняты, и подойти к телефону не могут.
Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).
Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить).
Если позвонивший, говорит непристойности, надо сразу же вешать трубку.
СИТУАЦИЯ №7
"Девочка! Покажи мне, пожалуйста, где находится аптека. Проводи меня туда. У меня что-то сердце разболелось. " Незнакомец берет девочку за руку.)
Далее в ходе игры возможны следующие варианты:
Обсуждение первого варианта игры:
1. Задаются вопросы детям, исполнявшим роли:
-Когда ты увидел (а, что к девочке подошел мужчина и заговорил с ней, о чем ты подумал (а?
-Когда ты увидел (а, что девочка с кем-то уходит со двора, о чем ты подумал (а?
2. Задаются вопросы девочке, которая исполняла роль "девочки":
-Когда к тебе подошел незнакомец и заговорил с тобою, о чем ты подумала?
-Какие чувства ты испытывала, когда незнакомец взял тебя за руку и повел?
-Что ты чувствовала, когда незнакомец попросил у тебя помощи?
3. Задаются вопросы группе детей:
-Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем-либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь?
-Какие взрослые, на ваш взгляд, не могут заслуживать доверия у детей? Почему вы так думаете?
-Для чего нам нужны правила безопасности?
СИТУАЦИЯ №8
"Мальчик! Я живу в соседнем дворе. Мой котенок залез на дерево. Помоги мне, пожалуйста, снять его оттуда") .
Должен мальчик отказать помочь старушке.
что он может сказать? "Бабушка! Мне нельзя уходить со своего двора".
"Обратитесь к кому-нибудь другому. Мне не велено уходить со своего двора. "
"Бабушка! Я не умею лазить по деревьям. "
"Нет! Я не могу вам помочь".
Может мальчик обращаться за помощью к другим детям.
Как? -"Здесь рядом играют другие дети, я пойду и расскажу им о вашем котенке, и мы попробуем все вместе вам помочь. Но сначала мы предупредим своих родителей. "
"Давайте я позову еще и других детей, мы все вместе достанем вашего котенка. Только надо отпроситься у мамы. "
Обсуждение всех вариантов ответов "мальчика" по вопросам:
" Почему ты решил сразу же откликнуться на просьбу старушки? "
" О чем ты подумал, когда понял, что тебя хотят украсть? "
" Какие чувства ты испытывал, когда отказался помочь старушке? "
"Почему ты не согласился помочь старушке? "
" Почему ты решил рассказать ребятам о просьбе старушки? "
" Что тебе хотелось сделать, когда ты услышал просьбу старушки? " и т. п.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы детей) .
СИТУАЦИЯ №9
Вы оказались одни вдали от дома!
Ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать?
Что необходимо делать в первую очередь? (Ответы детей) .
Воспитатель. Испугаешься ты. Нужно плакать? -нет
Этим делу не поможешь. Вокруг тебя всегда есть люди. Но к кому можно обратиться за помощью? (Ответы детей) . Можно обратиться к полицейскому?
А как его узнать? - по форме
Лучше всего подойти к милиционеру. Ведь у него служба такая – всем помогать. Но если его по близости нет, то можно подойти к мамам и бабушкам, которые гуляют во дворе с такими же, как ты, детьми. Если ты потерялся в большом магазине, подойди к продавцу или кассиру.
Воспитатель. А можно уходить далеко от того места, где ты потерялся? -нет
Дети, но есть самое важное правило
НЕ УХОДИТЬ С ТОГО МЕСТА, ГДЕ ТЕБЯ ОСТАВИЛИ ВЗРОСЛЫЕ!
Воспитатель. Дети, давайте повторим и запомним главные правила поведения «Что делать, если ты потерялся? »
Никогда не отходи далеко от взрослых.
Если ты потерялся, не пугайся и не плачь.
Подойди к милиционеру или женщине с ребенком.
Знай свое имя, фамилию, адрес, телефон (это тебе очень поможет) .
Но самое главное – не уходи с того места, где тебя оставили!
СИТУАЦИЯ №10
Электричество
ЗАДАЧИ:
- обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации.
- расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности.
- сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.
Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла
Нагрелся утюг, загорелись штанишки.
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Что хотела сделать девочка? -погладить штанишки для мишки.
Можно малышам включать утюг? -нет
А другие электроприборы? -нет
Можно сунуть пальчики в разетку? -нет
Может ток вас убить? -да
А если гвоздь засунуть в разетку? Что случится? -ток убьёт
А если утюг оставить надолго на белье, то может вспыхнуть пожар? -да
Это опасно? -да
Воспитатель: Помните дети: пожары бывают
Когда про включенный утюг забывают!
- А как же действовать в опасной ситуации. Давайте вместе с вами будем учиться правильным действиям во время опасной ситуации.
Если в доме что-то загорелось - (что нужно делать) Быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону 01, маме на работу. Позвонить из телефона-автомата по номеру 01 и сказать, что у вас в доме пожар. При этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.
Если в квартире много дыма - (как вы поступите) низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем. Загорелась одежда - падать и, катаясь, сбивать огонь.
СИТУАЦИЯ №11
Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компота
В кухню Юленька вошла
Под кастрюлей газ зажгла
Час прошел - кипит кастрюля
Испугалась наша Юля
Мало сделалось воды –
Так недолго до беды
Осторожно горячо (Девочка приоткрывает крышку кастрюли)
1. -Что она делает неправильно?
2. Что дымится из кастрюли, когда кипит вода? -пар
3. Сможет ли девочка обжечься горячим паром? -да
4. Можно брать крышку кастрюли голыми руками? -нет
5. -Как нужно поступить? -взять прихватку
6. А можно малышам варить? -нет
7. -Что теперь нужно делать девочке? -ждать родителей
Воспитатель: Сам к плите не прикасайся
Лучше взрослых дожидайся.
СИТУАЦИЯ №12.
Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет
Пока папы с мамой нет
Рома взял ракеты в руки
Я поджег четыре штуки
Не пришлось повеселиться
Оба мы лежим в больнице.
1. Можно зажигать ракеты? -нет
2. А фейерверки? -нет
3. Можно играть со спичками? -нет
4. А вообще можно брать в руки спички маленьким детям? -нет
5. Если в доме что-то загорелось - (что нужно делать) Быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры
6. Нужно рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону 01, маме на работу? -да
7. А если в квартире много дыма - (как вы поступите) низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем.
8. Загорелась одежда? - падать и, катаясь, сбивать огонь.
СИТУАЦИЯ №13
Рядом с вашим домом идет стройка. Строится новый дом. Взрослые ребята ходят туда играть и собирать красивые камешки. Они позвали тебя с собой.
Как ты поступишь?
Ты пойдёшь с ними?
Нужно ли предупредить родителей?
Разрешат тебе это сделать родители?
Можно детям ходить на стройку?
Чем опасна стройка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЖ.Картотека ситуативных бесед в старшей группе.
Игры расчитаны на мыслительную деятельность детей,очутившись в различных ситуациях....
ОБЖ .Картотека ситуативных бесед в старшей группе.
ОБЖ картотека ситуативных бесед в старшей группе....
Картотека ситуативных бесед по обж
картот...
картотека ситуативных бесед в старшей группе по ОБЖ
Цели:Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям ...
Картотека ситуативных бесед с детьми
Знакомство детей с общественной значимостью...
Картотека ситуативных бесед для детей старшего дошкольного возраста
Картотека ситуативных бесед по образовательным областям "Социально - коммуникативное развитие" и "Первичные представления о себе и окружающем мире"...