ОБЖ
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа)

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОБЖ33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 12 «УЛЫБКА» Г. САФОНОВО (МБДОУ д/с № 12)

           Перспективный план

по формированию основ безопасности

          в подготовительной группе

Воспитатель : Евстафьева И.А.

Цель:

 Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формировать представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формировать осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасный отдых на природе

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах

Уточнить знания детей об элементах дороги ( проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить  детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность  собственной жизнедеятельности

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)

Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.

Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Знакомить с работой службы спасения – МЧС.

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.

К концу года ребенок:

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход»,  «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия  с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).


Дата

Тема

Содержание, вид деятельности

Сентябрь

1 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже.

Цель: Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03.

Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных

служб.

Д/ игра «СПАСАТЕЛИ»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным

предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет

по его схематическому изображению.

Д/игра «Скорая помощь»

Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу

медицинской скорой помощи по телефону 103.

С/Р игра «Служба спасения».

Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое,

внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру

общения.

2 неделя

Безопасность на

дорогах

Беседа:" Всем ребятам надо знать как по улице шагать"

Цель: Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении.

Д/игра «Я – шофер».

Цель: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и

пространственную ориентацию.

С/Р игра «Водители и пешеходы».

Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по

предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии

водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на

дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать

творческую инициативу, самостоятельность.

3 неделя

Дорожные знаки

.Беседа с детьми «История дорожного движения».

Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению.

Д/И «Найди и расскажи».

Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак.

Д/И «Подбери знак».

Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

4 неделя

Безопасность в природе

Беседа :Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды.

Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой .Познакомить с правилами поведения на природе,закрепить знания о ядовитых грибах.

Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах.

Загадывание загадок о грибах и ягодах.

С/игра «В лесу».

Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание

необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

Октябрь

1 неделя

Правила пожарной безопасности.

1. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной  безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

Тематическое рассказывание «Пожарный».

Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Д/И «Чем пожар я потушу».

Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

«Правила эвакуации при пожаре».

Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.

2 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности.

Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем».

Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

Чтение Житкова «Пожар»

Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча».

Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3 неделя

На игровой площадке и на улице.

1. Беседа

«На игровой площадке»

Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки».

Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

 Оказание первой помощи.

Знакомство с правилами.

 Рассматривание иллюстраций, картинок.

 Практическая деятельность.

4 неделя

Незнакомец

1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

3. Беседа «Осторожно, не знакомый!».

Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.

4. Д/И: «Знакомый, свой, чужой».

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

Ноябрь

1 неделя

Безопасность на

дорогах

Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов».

Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Д/И «Воробушки и автомобиль»

Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.

Нод «Безопасность на дороге»

Цель: Закрепить названия профессий людей, которые обеспечивают безопасность на дорогах;

Продолжить знакомить с работой светофора, объяснить какую важную роль  он играет на проезжей части.

2 неделя

Электроприборы.

Беседа «Осторожно – электроприборы».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.

3. Д/И: «Четвертый лишний».

Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара.

4. Моделирование ситуации «Один дома».

Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.

 Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами».

Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.

3 неделя

Электроприборы.

Беседа «Опасность оборванных проводов».

Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба.

Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот».

Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение.

«Цветик – Семицветик».

Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия  взрослых. Учить детей выбирать  безопасные игры и развлечения.  Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь.

4 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Беседа «Если ребенок потерялся»

 Цель:  Уточнить знания детей о большом городе.

Формировать знания о «чужих» и «своих».

Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с

незнакомыми людьми.

Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона.

Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми.

Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью

Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации»,

Д/и «Почтальон»

Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес.

С/р. игра «Милиция».

Цель: Учить детей правильно вести себя на улице , когда остаются одни;

Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми

людьми.

Декабрь

1 неделя

Осторожно гололёд.

Тематическая беседа «Зимние дороги».

Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах».

Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице».

Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу,  способы избежать травм и переломов.

2 неделя

«Человек и его здоровье»

1.Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята»

2.Беседа «Опасные невидимки» (Микробы)

3.Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп»

6. «Реши кроссворд»

10.Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн.

3 неделя

Безопасное поведение в

природе

Ситуативный разговор : как мы можем " спасти" природу

Цель: Знакомить с красной книгой, с отдельными представителями животного и

растительного мира, занесенными в неё.

Д/и "Загадки – отгадки"

Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить

классификацию, вооружить детей системой элементарных знаний оприроде; помочь

запомнить некоторые виды исчезающих животных и растений.

С/р игра "Спасатели леса."

Цель :На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по

вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

4 неделя

Новый год без забот.

Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет».

Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника».

Рассказывание детям «Зимние каникулы».

Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т.д. «Зимние забавы».

Цель: продолжать формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу.

Январь

2 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Игровой тренинг «Правила поведения на льду».

Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.

С/Р игра «Первая помощь при обморожении».

Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме.

Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?».

Цель: дать знания о препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях.

3 неделя

Литературная викторина «Что? Где? Когда?».

Цель: познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни человека.

4 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Моделирование ситуации «Я потерялся».

Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Д/И: «Я б в полицию пошел, пусть меня научат».

Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции.

Февраль

1 неделя

Безопасное поведение в

природе

Беседа: «Замерзшая речка совсем не каток».

Цель: Знакомство с правилами поведения на льду . Знакомить с качествами и свойствами

льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Д/и " Что для чего"

Рассматривание иллюстраций, чтение  К. Ушинского «Умей обождать»

2 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Беседа «Поведение в транспорте».

Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.

6.Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте».

Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.

3 неделя

Безопасное поведение в

природе

Беседа: " Осторожно , сосульки и снег с крыши! "

Цель: дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При

падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Учить

предвидеть опасность, не ходить вблизи крыш, на которых есть сосульки.

4 неделя

Осторожно газ.

Беседа «Кухня – не место для игр».

Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. / «О правилах пожарной безопасности», Т.А. Шорыгина, стр. 40/

2.Чтение художественной литературы «Пир мышей».

Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

С/Р игра «Приготовление пищи».

Цель: познакомить с газом и его свойствами.

Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе».

Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека.

Март

1неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

«Проделки Королевы простуды».

Цель: формировать представление  о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.

2.Практическая работа с опытами.

«Осторожно, микробы!»

Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.

Развлечение «Как стать Неболейкой»

Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей

следить за своим здоровьем.

Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь.

2 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Беседа «Когда нельзя слушаться старших».

Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов

с незнакомыми людьми Объяснить ребенку, что приятная внешность

незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Беседа «Когда нельзя слушаться старших».

Д/и "Можно- нельзя"

Д/ игра «Добрый или злой человек»

Цель: Игра поможет детям определять, какие люди представляют серьезную опасность

для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. Способствует воспитанию

уверенности в своих силах и осторожность. Учит предчувствовать и оценивать опасность.

Д /И «Один дома»

Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и

систематизировать данные представления, научит различать потенциально

опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и

возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память,

наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь

3 неделя

«Человек и его здоровье»

Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным»

Цель: Учить правильному обращению с  незнакомым животным,  ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

4 неделя

«Правила безопасности  в природе»

Беседа «Будем беречь и охранять природу».

Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

Апрель

1неделя

Дорожные знаки

Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения».

Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др. 2.Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода».

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

3.Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…».

Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/.

2 неделя

Безопасность  на дороге

Беседа : "Катание на велосипеде”.

Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при

катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

Д/ и "Опасно - не опасно".

Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и

здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты

возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения

в различных ситуациях;

С/р игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять

творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем

по ремонту автомашин.

3 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Беседа : "Ящик с инструментами"

Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том что они

требуют внимательного и бережного отношения к ним.

Д/ игра : " Четвертый лишний"

Цель: развивать умение обобщать и исключать.

Д/и «Откуда эта вещь? »

Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать

игровые атрибуты.

С/ р. игра "Строители."

Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского

сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы.

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,

использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игр

4 неделя

Правила пожарной безопасности.

КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня»

Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность., продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Май

1неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

1. Беседа

«На игровой площадке»

Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки».

Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

 Оказание первой помощи.

Знакомство с правилами.

 Рассматривание иллюстраций, картинок.

 Практическая деятельность.

2 неделя

Безопасность

собственной

жизнедеятельности

Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон это опасно»

Цель: Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них нельзя

это очень опасно.

Д/игры «Я знаю - это опасно». «Бывает – не бывает?»

Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и

здоровью окружающих, от неопасных; закреплять и соблюдать правила безопасного

поведения в различных ситуациях; охранительное самосознание.

С/р. Семья

Цель: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку

сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

3 неделя

Безопасность на

дорогах

Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины».

Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при

играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Д/ игра «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации,

изображённые на картинках.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций которые могут произойти во дворе..

4неделя

Безопасное поведение в

природе

Беседа “На воде, на солнце”

Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья

только в том случае, если соблюдать правила безопасности.

Д/ игра: "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что

хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя

людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Безопасное поведение в

природе

Ситуативный разговор : " Если на улице гроза и сильный ветер"

Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра.

Д/игра: "Опасно - не опасно".

Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и

здоровью окружающих, от неопасных ,уметь предвидеть и предупредить результаты

возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения

в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство

взаимопомощи.

Список использованной литературы

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для  

    Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва,    2005 г.

3. «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации / авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.