Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"
консультация по обж (средняя группа)
Консультация для родителей
Проектная деятельность в средней группе "Развитие навыков гигиены у детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики — один из основных двигателей развития речи»
Нейрофизиология речь и моторикаУ детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чём же причина?
Проведённые исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Поэтому не удивительно, что к рукам у человечества всегда было особое отношение, даже отчасти мистическое. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть «мелкой пальчиковой моторики». Для современных нейрофизиологов и психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинаются формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей-двигательной и ручной.
Первый этап развития мышления называется наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление называют «Ручным» — ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному. Когда будет манипулировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо». Третий этап – это словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление опережает понятиями, суждениями, умозаключениями. Оно обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: началу развития мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
Органов движения;
Органов познания;
Аккумуляторов энергии.
Если ребёнок трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает предмет? В специальной литературе принято выделять пять основных движений:
Лёгкое прикосновение (холодно, горячо);
Постукивание (познание материала);
Хватание, взятие в руки (особенности поверхности: шероховатость, гладкость);
Надавливание (определение характера звука);
Ощупывание (определение формы).
Для определения степени взаимосвязи уровней развития речи и мелкой моторики детей можно провести такой опыт: попросить ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Эксперименты, проведённые учёными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и каждого пальчика, его каждой фаланги. С 7 месячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. С 12 месяцев хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока – белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчики – кулачки».
«Сорока – белобока»
Сорока – белобока кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала на тарелочке,
Этому – на блюдечке,
Этому – в чашечке,
Этому – в мисочке.
А этому каши не дала!
— Ты воду не носил, дров не рубил,
Кашу не варил – тебе нет ничего!
«Этот пальчик хочет спать»
Раз, два, три, четыре, пять –
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не ш
уми,
Братиков не разбуди!Встали пальчики – УРА!
Заниматься нам пора!
«Мальчик- пальчик, где ты был?»
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки!
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
«Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные, все такие нужные!
На другой руке опять
Будем пальчики считать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
«1,2,3,4,5»
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
«Лошадки»
Вот помощники мои,
Их как хочешь назови!
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок, чок, чок! Чок, чок, чок!
Скачет резвый табунок.
«Семья»
- Кто приехал? – Мы, мы, мы!
— Папа, папа, это ты?
— Да, да, да!
— Мама, мама, это ты?
— Да, да, да!
— Братик, братик, это ты?
— Да, да, да!
— Ах, сестрёнка, это ты?
— Да, да, да!
В сборе вся моя семья!
«Кошки – мышки»
Эта ручка — мышка,
Эта ручка – кошка.
В кошки – мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к мыши.
Мышка, цапнув корку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт:
— Что же мышка не идёт?
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать.
С 4-ёх летнего возраста можно давать задания после предварительного показа.
1. Закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки;
— Кончика носа; — Левого уха и т.д.
Если ребёнок допускает неточности – это говорит о незрелости его координационных механизмов.
2. Уложи монеты в коробку (20 монет или пуговиц диаметром 2 см уложить как можно быстрее по одной на дно коробки);
3. Копирование группы точек (по показу);
4. Вырезывание круга по средней толстой линии – одной из трёх;
5. Скатай шарик из тонкой бумаги (5 Х 5);
6. Смотай клубок из ниток длинной 2 м и катушки за 15 – 20 секунд;
7. Собери спички (палочки) в 2 коробка (на столе 2 пустых коробка и по 10 спичек около каждого). Ребёнок должен быстро уложить их двумя руками одновременно за 20 секунд.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
От того и растолстел!
«Заяц и охотник»
1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет!
— ПИФ! ПАФ! – не попал!-
Серый зайка ускакал.
1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – самый главный,
Самый толстый и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый!
А мизинец, хоть и мал –
Очень ловок и удал!
1,2,3,4 – кто живёт у нас в квартире?
1,2,3,4,5 – всех могу пересчитать!
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два мышонка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
Четыре братца шли навстречу старшому,
— Здравствуй, большак! – говорят.
— Здравствуй, Васька – указка,
Мишка – серёдка,
Гришка – сиротка,
Да крошка Тимошка!
Две сороконожки
Бежали по дорожке
(скрестив руки и шевеля пальчиками)
Так бежали, так бежали
И друг друга увидали!
(двигаясь пальцами по рукам к плечам и шее)
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!
В 5 – 6 лет дети свободно справляются с настольными играми типа: мозаики, шнуровки, пазлы, собери бусы.
Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – что в дальнейшем обеспечит приобретение навыков письма.
Занятия по тренировке мелкой пальцевой моторики способствуют развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.
Нормой считается, если в 2 года ребёнку доступно копирование вертикальной линии определенной длинны.
В 2,5 года – горизонтальной линии,
В 3 года – копирование круга,
В 4 года – копирование пересекающихся линий с соблюдением размеров и соотношения штриховки,
В 5 лет – копирование квадрата,
В 5,5 лет – копирование треугольника,
В 6 лет – копирование простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.
Пальчиковые игры очень разнообразны.
Их можно разделить на 4вида:
первый – это работа с пальчиками,
второй – это работа со счётными палочками, спичками, крупами (рис, горох, пшено …);
третий – работа с разрезными картинками,
четвёртый – работа с карандашом (штриховки, раскраски).
Для развития интереса к данным играм необходимо фигуры из соединения пальцев сопровождать стихами типа: «Бабушка очки надела и внучонка разглядела»; «Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок, нектар собирает»; «Четыре палочки сложил и квадратик получил», «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длинны» и т.д.
Помимо предложенных пальчиковых игр на занятиях и вне их для развития мелкой моторики рук необходимо предлагать детям следующие упражнения:
Сгибание и разгибание бумаги, выравнивание по линии;
Пользование карандашом, строгалкой, ластиком;
Лепка из пластилина;
Составление картонки из её частей;
Составление узоров по образцу;
Составление узоров из мозаики, пазлов, бросового и строительного материала;
Штриховки, раскраски, обводки шаблонов, трафаретов.
Игры:
«Застегни – расстегни»;
«Заверни – разверни»;
«Зашнуруй – расшнуруй»;
«Узнай на ощупь»; «Волшебный мешочек»;
«Собери в коробку по порядку»;
«Сложи по величине»;
«Заштрихуй»;
«Дорисуй».
Литература
1. Ж. «Ребёнок в детском саду»;
2. Ж. «Дошкольное воспитание № 3,6, 2005 г.
3. кн.И. Лопухиной «Речь. Ритм. Движение».
4. кн. Т.В.Дедюхиной «Логопедический массаж».
5. Ж. «Логопед» 2007г.
Консультацию подготовила воспитатель Орехова Марина Вячеславовна
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики....
Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....
Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...
Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
Консультация, «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование».
Консультация, «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»....
Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...
Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста" (с презентацией)
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. ...