Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"
консультация по обж (средняя группа)

Орехова Марина Вячеславовна

Консультация для родителей 

Проектная деятельность в средней группе "Развитие навыков гигиены у детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики — один из основных двигателей развития речи»

Нейрофизиология речь и моторика

Нейрофизиология речь и моторикаУ детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чём же причина?

Проведённые исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.

Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Поэтому не удивительно, что к рукам у человечества всегда было особое отношение, даже отчасти мистическое. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть «мелкой пальчиковой моторики». Для современных нейрофизиологов и психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинаются формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей-двигательной и ручной.

Первый этап развития мышления называется наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление называют «Ручным» — ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному. Когда будет манипулировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо». Третий этап – это словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление опережает понятиями, суждениями, умозаключениями. Оно обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: началу развития мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

Органов движения;

Органов познания;

Аккумуляторов энергии.

Если ребёнок трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает предмет? В специальной литературе принято выделять пять основных движений:

Лёгкое прикосновение (холодно, горячо);

Постукивание (познание материала);

Хватание, взятие в руки (особенности поверхности: шероховатость, гладкость);

Надавливание (определение характера звука);

Ощупывание (определение формы).

Для определения степени взаимосвязи уровней развития речи и мелкой моторики детей можно провести такой опыт: попросить ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведённые учёными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и каждого пальчика, его каждой фаланги. С 7 месячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. С 12 месяцев хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока – белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчики – кулачки».

«Сорока – белобока»

Сорока – белобока кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала на тарелочке,

Этому – на блюдечке,

Этому – в чашечке,

Этому – в мисочке.

А этому каши не дала!

— Ты воду не носил, дров не рубил,

Кашу не варил – тебе нет ничего!

 «Этот пальчик хочет спать»

Раз, два, три, четыре, пять –

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не ш

уми,

Братиков не разбуди!Встали пальчики – УРА!

Заниматься нам пора!

«Мальчик- пальчик, где ты был?»

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки!

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Будем пальчики считать»

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные, все такие нужные!

На другой руке опять

Будем пальчики считать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

«1,2,3,4,5»

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

«Лошадки»

Вот помощники мои,

Их как хочешь назови!

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки

Чок, чок, чок! Чок, чок, чок!

Скачет резвый табунок.

«Семья»

- Кто приехал? – Мы, мы, мы!

— Папа, папа, это ты?

— Да, да, да!

— Мама, мама, это ты?

— Да, да, да!

— Братик, братик, это ты?

— Да, да, да!

— Ах, сестрёнка, это ты?

— Да, да, да!

В сборе вся моя семья!

«Кошки – мышки»

Эта ручка — мышка,

Эта ручка – кошка.

В кошки – мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребёт,

Мышка корочку грызёт.

Кошка это слышит

И крадётся к мыши.

Мышка, цапнув корку,

Убегает в норку.

Кошка всё сидит и ждёт:

— Что же мышка не идёт?

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

С 4-ёх летнего возраста можно давать задания после предварительного показа.

1. Закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки;

— Кончика носа; — Левого уха и т.д.

Если ребёнок допускает неточности – это говорит о незрелости его координационных механизмов.

2. Уложи монеты в коробку (20 монет или пуговиц диаметром 2 см уложить как можно быстрее по одной на дно коробки);

3. Копирование группы точек (по показу);

4. Вырезывание круга по средней толстой линии – одной из трёх;

5. Скатай шарик из тонкой бумаги (5 Х 5);

6. Смотай клубок из ниток длинной 2 м и катушки за 15 – 20 секунд;

7. Собери спички (палочки) в 2 коробка (на столе 2 пустых коробка и по 10 спичек около каждого). Ребёнок должен быстро уложить их двумя руками одновременно за 20 секунд.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и растолстел!

«Заяц и охотник»

1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет!

— ПИФ! ПАФ! – не попал!-

Серый зайка ускакал.

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

Этот пальчик – самый главный,

Самый толстый и большой!

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый!

А мизинец, хоть и мал –

Очень ловок и удал!

1,2,3,4 – кто живёт у нас в квартире?

1,2,3,4,5 – всех могу пересчитать!

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два мышонка,

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!

Четыре братца шли навстречу старшому,

— Здравствуй, большак! – говорят.

— Здравствуй, Васька – указка,

Мишка – серёдка,

Гришка – сиротка,

Да крошка Тимошка!

Две сороконожки

Бежали по дорожке

(скрестив руки и шевеля пальчиками)

Так бежали, так бежали

И друг друга увидали!

(двигаясь пальцами по рукам к плечам и шее)

Так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли!

В 5 – 6 лет дети свободно справляются с настольными играми типа: мозаики, шнуровки, пазлы, собери бусы.

Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – что в дальнейшем обеспечит приобретение навыков письма.

Занятия по тренировке мелкой пальцевой моторики способствуют развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.

Нормой считается, если в 2 года ребёнку доступно копирование вертикальной линии определенной длинны.

В 2,5 года – горизонтальной линии,

В 3 года – копирование круга,

В 4 года – копирование пересекающихся линий с соблюдением размеров и соотношения штриховки,

В 5 лет – копирование квадрата,

В 5,5 лет – копирование треугольника,

В 6 лет – копирование простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.

Пальчиковые игры очень разнообразны.

Их можно разделить на 4вида:

первый – это работа с пальчиками,

второй – это работа со счётными палочками, спичками, крупами (рис, горох, пшено …);

третий – работа с разрезными картинками,

четвёртый – работа с карандашом (штриховки, раскраски).

Для развития интереса к данным играм необходимо фигуры из соединения пальцев сопровождать стихами типа: «Бабушка очки надела и внучонка разглядела»; «Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок, нектар собирает»; «Четыре палочки сложил и квадратик получил», «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длинны» и т.д.

Помимо предложенных пальчиковых игр на занятиях и вне их для развития мелкой моторики рук необходимо предлагать детям следующие упражнения:

Сгибание и разгибание бумаги, выравнивание по линии;

Пользование карандашом, строгалкой, ластиком;

Лепка из пластилина;

Составление картонки из её частей;

Составление узоров по образцу;

Составление узоров из мозаики, пазлов, бросового и строительного материала;

Штриховки, раскраски, обводки шаблонов, трафаретов.

Игры:

«Застегни – расстегни»;

«Заверни – разверни»;

«Зашнуруй – расшнуруй»;

«Узнай на ощупь»; «Волшебный мешочек»;

«Собери в коробку по порядку»;

«Сложи по величине»;

«Заштрихуй»;

«Дорисуй».

Литература

1. Ж. «Ребёнок в детском саду»;

2. Ж. «Дошкольное воспитание № 3,6, 2005 г.

3. кн.И. Лопухиной «Речь. Ритм. Движение».

4. кн. Т.В.Дедюхиной «Логопедический массаж».

5. Ж. «Логопед» 2007г.

Консультацию подготовила воспитатель Орехова Марина Вячеславовна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....

Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Консультация, «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование».

Консультация, «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»....

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста" (с презентацией)

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. ...