Пример родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
консультация по обж

Набиуллина Альбина Ильясовна

Пример родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Консультация на тему  «Как уберечь детей от опасности» 

                         

                                                                                                                       

                                                                 Уважаемые родители!

        Наша с вами задача — сделать так, чтобы наши дети не поддались на провокации, не сели в чужую машину, знали, как реагировать в случае опасности, а самое главное — откровенно рассказывали нам обо всем, что происходит с ними за пределами границ родительского контроля.

Надо помнить, что настоящий преступник — не подозрителен. Чаще всего он — самый не подозрительный из прохожих. Это вежливый, прилично одетый человек, возможно, миловидная женщина или аккуратный старичок.

Золотые правила безопасности

  1. Даем положительные установки вместо негативных, повышаем самооценку ребенка. Вместо «никогда ничего не бери у постороннего» говорим: «Всегда спрашивай меня, если кто-то предложит тебе угощение, игрушку или куда-то позовет, обещаешь?»
    Вместо «ты заблудишься, ты обманешь» говорим: «Я тебе доверяю, ты отлично справляешься». Хвалим за мелочи.
  2. Заменяем наставления и запугивания игрой. Мы должны показать на примере самые простые ситуации. Именно показать, а не описать.
  • Как отвечать по телефону.
  • Что говорить, если в дверь позвонили.
  • Как отвечать «нет».
  • Давай найдем самые безопасные места по дороге в школу.
  • Покажи, куда ты побежишь в случае, если к тебе начнет приставать незнакомый?
  • Кто из этих людей кажется тебе подозрительным, а кто, наоборот, нравится и вызывает доверие?

Сначала пример показываем сами, затем просим повторить: «Теперь ты».

  1. Во время каждой прогулки уделяем пять минут «проверке бдительности». Вплетаем беседы о безопасности в подъезде, заходя в лифт, при виде стройки или гаражей.
  2. Подаем пример. Смотрим в глазок. Всегда закрываем входную дверь на ключ, даже если выходим на минуту.
  3. Учим с ребенком телефоны, домашний адрес, как пользоваться кнопками быстрого набора. Сюда же включаем наблюдение за машинами — запоминаем марки и номера автомобилей. Можно заучить улицы, названия ближайших супермаркетов и учреждений. Эти простые упражнения развивают не только
    внимательность, но и умение оценивать окружающий мир с точки зрения безопасности.
  4. Повторяем, кому из знакомых взрослых можно доверять. Рассказываем детям о том, что никто из посторонних не должен их трогать, целовать и гладить. Подать эту информацию можно так: «У каждого человека есть свое личное пространство, в которое разрешено входить только самым близким. Твои близкие — это твоя семья».
  5. Разговариваем на «сложные» темы. Большинство родителей не хотят разговаривать с детьми о похищениях, мошенничестве, и уж тем более о возможности сексуального насилия. Это ошибка. Чем проще, спокойнее и честнее мы говорим с детьми о таких непростых вещах, тем больше доверия мы у них вызываем.
  6. Предоставляем первую самостоятельность. Прогулки, поездки в городском транспорте, встречи с друзьями. Это болезненный опыт для нас, родителей. Но приучая ребенка к самостоятельности, мы воспитываем в нем уверенность и ответственность.
  7. Проявляем слабость. Нужно дружить с ребенком. А друзья делятся в том числе и не самым похвальным. Можно рассказывать детям о своих оплошностях, неудачах, поражениях, ведь ребенок все равно видит наши сильные и слабые стороны. В этом случае к сложному подростковому возрасту между вами возникнет чувство дружеского доверия.
  8. Соблюдаем договоренности. Не нужно ругать ребенка за опоздание, если он предупредил. Устанавливаем правило: если ты вовремя спросишь разрешения, предупредишь, то, скорее всего, ты получишь то, что хочешь. Но если ты обманул — последуют заслуженные санкции. Важно донести до ребенка мысль, что главное — не запретить, а быть уверенным в возможности честно договориться.

Дорогие родители, мы не можем сделать так, чтобы нашим детям никогда ничто не угрожало. Но в наших силах многое сделать для того, чтобы в случае опасности они не просто знали, как поступать правильно, но и умели это делать без замешательства и сомнений.



Предварительный просмотр:

 «Пример родителей в профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма»

         Наиболее благоприятным для формирования устойчивых навыков и привычек является дошкольный возраст.  Известно, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. Огромную роль в этом играет личный пример родителей, когда они вместе находятся на улице с детьми. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этим качеством обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правила уличного движения. Выработать привычку правильно вести себя на улице, умение ориентироваться в различной обстановке, воспитать в ребенке грамотного пешехода - ответственная задача каждого детского сада и каждой семьи.

     В детском саду мы знакомим детей с таким понятием, как «проезжая часть», «дорожный знак». Для этого используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы. Большое внимание уделяем ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего с предупреждающими: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом», затем с запрещающими: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время игр дети узнают  предписывающие знаки: «Круговое движение», «движение только прямо», а также указательные: «пешеходный переход»,  « место стоянки», « пункт медицинской помощи», « телефон». Обращаем внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» есть предупреждающий и указательный, но назначение их различно. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам: «Не переходите дорогу в неположенном месте, рядом пешеходный переход». Знания детей о правилах дорожного движения находят своё отражение в их рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, дорожные знаки. Во время игр дети не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте.

      Несомненно, большая роль в деле привития дошкольникам уважения к правилам дорожного движения   и их выполнения отводится родителям. Где, как не в семье, формируется у ребенка сознательное отношение по всему, что его окружает. И даже, если мы, работники дошкольного учреждения, каждодневно будем внушать ребенку правила поведения на улицах, а родители, т. е. самые близкие люди, авторитет которых для него непререкаем, постоянно нарушают эти правила, можно с уверенностью сказать, что положительных результатов мы не получим. А поэтому, мы постоянно ведем разъяснительную работу с родителями. Для этого используем родительские собрания, частые беседы с родителями, в группах оформляем книжки – передвижки, раскладушки, уголки для родителей на тему по безопасности дорожного движения. Постоянно внушаем родителям мысль, что жизнь и здоровье их детей во многом зависит от них и, нарушая правила дорожного движения они падают опасный пример.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

   Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

  Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

   Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

1.  усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2.  формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3.  развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1.  знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2.  иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

       Ребенок должен знать следующие правила дорожного движения:

1.  переходить улицу только на зеленый свет светофора,

2.  не играть на дороге или около проезжей части,

3.  переходить улицу только по пешеходному переходу,

4.  при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,

5.  знать устройство проезжей части,

6.  знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

7.  знать правила поведения в транспорте,

8.  знать и соблюдать правила поведения во дворе.

                 

   По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

   Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

    Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

 Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. Родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей.
    Чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка.
    Методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания ПДД в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении. 
    ДТТ детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:

незрелость;

неспособность правильно оценивать обстановку;

быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;

стремление подражать взрослым;

переоценка своих возможностей;

специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

    Отмечается, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения ПДД. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского ДТП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Опыт работы с родителями МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 56" АГО по ПДДТТ....

Перспективный план работы с родителями по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Работу по профилактике ДДТП необходимо проводить не только с детьми, но и  с их родителями. совместная работа с родителями помогает привить детям элементарные навыки поведения на дорогах....

Пример родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Пример родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...