Программа "Безопасность от А до Я"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Починка
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета от заведующий МБДОУ д/с №1 г. Починка
протокол № ____________Чижова Е.М.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«БЕЗОПАСНОСТЬ от А до Я»
(от 6 до 7лет)
Автор программы:
Калиничева Виктория Александровна,
Срок реализации программы: 2022 – 2023 учебный год.
Пояснительная записка
Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Рабочая программа по формированию основ безопасности у детей составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой.
Рабочая программа разработана на основании нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г.
Цель программы: формирование у детей навыков разумного адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеет:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Основные задачи по программе
Ребенок и люди
- Формировать представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения.
- Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
- Формировать основы экологической культуры.
- Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.
- Показать взаимосвязь человека и природы.
- Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
- Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
- Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
- Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома
- Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон.
- Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», «04».
- Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Здоровье ребенка
- Продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.
- Дать представления о здоровой пище.
- Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
- Формировать навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка
- Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
- Учить по возможности избегать межличностные конфликты.
- Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.
Ребенок на улице
- Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Программа включает шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребенка.
- Ребенок и другие люди.
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребенок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
- Ребенок и природа.
В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встречи с различными животными и растениями), а также вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что все в мире взаимосвязано.
- Ребенок дома.
О том, сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище, как грамотно обращаться с окружающими предметами в домашней обстановке, как себя вести на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту - об этом поведает ребятам третий раздел программы..
- Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребенка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвертый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе.
- Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма – благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребенка. Ответственность за этот аспект лежит на взрослых – родителях, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребенку научиться ребенку нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
- Ребенок на улице.
Выход ребенка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного общения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт – это понятия входят в круг представлений ребенка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила, Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов и научит, что делать, если ребенок потерялся.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
“Познавательное развитие” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представление о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
“Художественно-эстетическое развитие” | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасности). |
“Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
Целевые ориентиры
Ребенок илюди
- Имеет представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Умеет говорить «Нет!» при вовлечении его в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
- Сформированы основы экологической культуры.
- Имеет представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям, о взаимосвязи человека и природы.
- Знает и соблюдает правила поведения в природе.
- Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
- Сформированы представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды.
- Владеет правилами безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Сформированы представления о том, что окно и балкон – источники опасности в доме, понимает смысл и выполняет требование о запрете подходить к данным объектам.
- Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении сбытовыми предметами.
- Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа».
- Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
- Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
- Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Здоровье ребенка
- Имеет полное представление о здоровой пище, о взаимосвязи здоровья и правильного питания.
- Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
- Сформированы навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка
- Умеет по возможности избегать межличностные конфликты.
- Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
Ребенок на улице
- Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Режим реализации программы
Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год | Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю | Длительность организованной образовательной деятельности (занятий) | Форма организации образовательного процесса |
16 | 0,5 | до 30 минут | групповая |
Педагогическая диагностика
Реализация программы по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.Продолжительность диагностического периода: Стартовая диагностика: 01.09.2022г – 13.09. 2022г. Итоговая диагностика: 16.05.2023г – 31.05.2023г
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
Ребенок и другие люди | ||
1. | Внешность человека может быть обманчива | 1 |
2. | Ребенок и его приятели | 1 |
Ребенок и природа | ||
3. | Контакты с животными | 1 |
4. | Дом под крышей голубой | 1 |
5. | Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. | 1 |
6. | На воде и на солнце | 1 |
Ребенок дома | ||
7. | Бытовые опасности | 1 |
8. | Опасные ситуации | 1 |
9. | Пожар | 1 |
Здоровье ребенка | ||
10. | Витамины и здоровый организм | 1 |
11. | Режим дня | 1 |
Эмоциональное благополучие ребенка | ||
12. | Конфликты между детьми | 1 |
13. | Детские страхи | 1 |
Ребенок на улице | ||
14. | Правила и безопасность дорожного движения. Устройство проезжей части. | 1 |
15. | Для чего нужны дорожные знаки. «Путешествие на машине» | 1 |
16. | Если ты потерялся. | 1 |
Итого | 16 |
Календарно-тематическое планирование по формированию основ безопасности
№ | Дата | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | |||
| Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
1 | план | факт | 3 | 4 | 5 | 6 |
Витамины и здоровый организм | Уточнить и закрепить понятия «овощи», «фрукты», «витамины», объяснить пользу употребления полезных продуктов. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.21 | Чтение и обсуждение стихотворения «Таблетки – не конфетки» Т.А. Шорыгина «Основы безопасности» Стр. 26 | |||
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научить различать их и правильно называть, научить различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду, уметь собирать грибы. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.53, 57. | Чтение сказки «На лесной тропинке» Т.А. Шорыгина «Основы безопасности» Стр. 59 | |||
Дом под крышей голубой | Объяснить взаимосвязь человека и природы; воспитывать у детей природоохранное поведение; формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и её обитателям. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.47 | Д/и «Хорошо-плохо» | |||
Пожар | Разобрать ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания о причинах пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара, научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть домашний адрес; научить, как предотвратить возникновение пожара в жилище, как своими силами устранить начинающий пожар. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С. 4 | Рисование на тему «Пожарная служба- «01» | |||
Контакты с животными | Объяснить детям, что иногда контакты с животными могут быть опасны. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.63 | Просмотр мультфильма «Человек собаке – друг» | |||
Правила и безопасность дорожного движения. Устройство проезжей части. | Учить правилам дорожного движения, закреплять знания о работе светофора, расширять представления о дорожных знаках и их назначении; познакомить с основными элементами улицы; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа Н.В. Лободина С.312. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.51 | С/р игра «Водители и пешеходы» | |||
Режим дня | Сформировать у детей представление о правильном режиме (личная гигиена, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе) и пользе его соблюдения. Формировать понятия о здоровом образе жизни. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.31 | Составление рассказа «Мой режим дня» | |||
Опасные ситуации | Рассмотреть о обсудить с детьми типичные опасные ситуации на улице и дома; формировать навыки правильного адекватного поведения в подобных ситуациях, развивать чувство самосохранения. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.7 Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 38 | Заучивание стихотворения «Как вести себя с незнакомцем» Т.А. Шорыгина «Основы безопасности» Стр. 51 | |||
Если ты потерялся. | Помочь детям усвоить, что если ты потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.69 | Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль» Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Стр. 96 | |||
Внешность человека может быть обманчива | Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения и, наоборот, неприятная внешность не всегда означает дурные намерения. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С. 4 | Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре» Т.А. Шорыгина «Основы безопасности» Стр. 52 | |||
Конфликты между детьми | Научить детей самостоятельно различать межличностные конфликты, уметь по возможности избегать их, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.46 | С/р игра «Поварята» | |||
Для чего нужны дорожные знаки. «Путешествие на машине» | Продолжать знакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками, учить различать знаки, закреплять навыки выполнения правил дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. | Т.Ф.Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Стр.29 Альбом для детей старшего дошкольного возраста. «Безопасность на улицах и дорогах» с. 8-9 | Д/и «Одинаковые, но разные» | |||
На воде и на солнце | Познакомить детей с безопасными правилами поведения на солнце и водоеме в зимне-весенний и летний период. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.32 | Конструирование «Шлюпка из ореховой скорлупы» Т.А.Шорыгина Беседы о здоровье Стр.32 | |||
Детские страхи | Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С.42 | Чтение стихотворения С.Маршака «Чего боялся Петя» | |||
Бытовые опасности | Формировать знания об основных бытовых предметах, опасных для жизни и здоровья; расширить представление об источниках опасности в доме, таких как окно, балкон; помочь детям самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, познакомить с номерами Служб экстренной помощи «01», «02», «03», «04». | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С. 26, 43 | Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» Т.А. Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности Стр. 52-60 | |||
Ребенок и его приятели | Дать детям элементарные правила взаимодействия с приятелями на улице, дома и в детском саду. Научить детей говорить «Нет!», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 часть. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». С. 19 | Викторина «Знаете ли вы правила безопасности» Т.А. Шорыгина «Основы безопасности» Стр. 69 |
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей) | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности. |
Октябрь | Буклет «Ребенок и взрослый на улице» Памятка «Пчелы и осы» | Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности. |
Ноябрь | Информация в уголке для родителей «Безопасность в зимний период» | Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период. |
Декабрь | Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей. |
Январь | Оформление уголка безопасности в группе | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству. |
Февраль | Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы» | Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности. |
Март | Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» | Пропаганда здорового образа жизни. |
Апрель | Размещение информации на сайте организации. | Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста. |
Май | Родительское собрание «Безопасность детей на улице» | Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Учебно-методическое сопровождение
- дидактические игры.
- дидактические занимательные материалы.
- детская литература
Развивающая предметно-пространственная среда
- рабочее пространство;
- уголок творчества;
- уголок безопасности.
Список используемой литературы
- Безопасность Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – СП., «Детство-Пресс», 2002г.
- Безопасность на улицах и дорогах: для детей старшего дошкольного возраста: Альбом/Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.-М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.-32с.
- Беседы о здоровье: Методическое пособие. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-64с.
- Беседы о правилах пожарной безопасности. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2008.-64с.
- Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет.Саулина Т.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с
- ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий в 2-х частях. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». -80 с.
- Основы безопасности для детей 5-8 лет.Шорыгина Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2007-80с.