Использование элементов ТРИЗ по разделу ОБЖ у старших дошкольников.
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

В сообщении представлен опыт работы ДОУ по  ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_elementov_triz_po_obzh.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов ТРИЗ по разделу ОБЖ у старших дошкольников.

Петрова Татьяна Александровна

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №411» г.о. Самара

Актуальность:

В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Каждый человек в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, природе, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети. Это обусловлено такими особенностями дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность. Именно они обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является в настоящее время актуальной педагогической задачей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, научить применять полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, находить выход из любой сложной ситуации. Для этого необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, ориентироваться в окружающей обстановке. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Что же такое ТРИЗ-педагогика. Это молодая и популярная инновационная педагогическая система. Она основана на теории решения изобретательных задач, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Приемы ТРИЗ используем в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности – чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов; для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои; в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала.

Для более полного представления о приемах ТРИЗ предлагаю окунуться в данную технологию.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект, система или явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Например, человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? (От него становиться тепло, можно приготовить пищу, отпугнуть животных, с помощью огня запускают ракеты и т.д.)

Огонь – это плохо. Почему? (Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде и др.) И тут же вспомнить правила обращения с огнем и поведения при пожаре.

Следующая тема «Бытовые электрические приборы – это хорошо» по аналогии с выше представленным примером. Тематику можно взять любую на ваш выбор.

Следующая игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

Цель: Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов. Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.

Правила игры: На заданный вопрос ребенок получает один из вариантов ответов: «Да» или «Нет». Можно играть командами, подгруппами, индивидуально с выбранным ребенком либо по его желанию. Ведущим может быть взрослый и ребенок. Вопросы может задавать один ребенок или вся команда поочередно.

Например, ведущий говорит: «Я загадала предмет. Ваша задача – догадаться, какой предмет я загадала, задавая мне различные вопросы. А я буду отвечать на ваши вопросы только «Да» или «Нет». Первый вопрос игры – о принадлежности предмета к одному из миров: это предмет рукотворного или природного мира. Далее могут быть вопросы о физических свойствах цвет, форма, величина, материал и др.); биологических свойства ( живое - неживое, есть ли у меня, дышит - не дышит, растет - не растет, птица, зверь, растение); механических свойствах (движется - не движется, способы передвижения, звучит - не звучит); химических свойствах ( запахи, растворяется - не растворяется, съедобный – не съедобный); функциональность (для чего нужна эта вещь, люди каких профессий ее используют); местонахождение вещи, предмета (в комнате, в лесу, в воде, в городе). Игра продолжается, пока предмет не будет отгадан. Посредством этой игры мы закрепляем знание дорожных знаков, грибов, ягод, растений и др.

Игра «Волшебная дорожка», которая помогает побуждать детей к деятельности, развивает системное мышление. Формирует умение детей избегать опасных ситуаций.

На доске рисуется «волшебная дорожка» с 3-4 ячейками на ее горизонтали. Выбирается в зависимости от цели деятельности главный герой. В процессе путешествия по дорожке он встречается с персонажами, взаимодействует с ними и решает проблемы.

Алгоритм деятельности:

- Путешествие Героя по дорожке с определенной целью.

- Взаимодействие с другими объектами.

- Что случилось, как разрешилась ситуация.

Основные вопросы:

Кто это? С какой целью путешествует? С кем повстречался? Что произошло?

В итоге получается познавательная и поучительная сказка. Вот какая сказка получилась у нас. Жил-был веселый уголек. Он жил в костре со своими братьями. Когда костер почти потух, он выпрыгнул из него и оправился путешествовать. Катился уголек по земляной тропинке, поблескивая боками. Дорогу ему преградила лужа. Уголек перепрыгнул через нее и намок. Он почти потух. И тут поднялся сильный ветер. Он так сильно подул на уголек, что тот зажегся и покатился дальше, разбрасывая вокруг искры. Возникла угроза возникновения пожара. Но неожиданно на дороге появился человек и погасил уголек, засыпав его землей.

Мозговой штурм. Перед детьми ставятся различные задачи, и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. Выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей. Этот метод можно назвать «палочкой -выручалочкой», т.к. с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации. Например, предлагаем детям ситуацию – ты потерялся в торговом центре (в лесу). Ваши действия. Слушаем ваши варианты. Темы могут быть самые разные.

Проигрываем ситуации из сказок. Например, читаем сказку «Волк и козлята». В момент, когда волк забегает в дом, останавливаемся и спрашиваем детей «А что могут придумать козлята, чтобы спастись от волка?» Варианты: «Можно выпрыгнуть в окно», «Или отвлечь волка» и др.

Системный оператор или волшебный экран, который состоит из 9 квадратов. Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка. В работе используем рифмовку.

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.

Например, можно использовать системный оператор в работе по теме «Светофор».

Надсистема. Светофор часть дорожного перехода, трассы и т.п.

Рассказ детям об истории возникновения светофора

Объект – светофор.

Нужен для безопасного перехода через дорогу.

Дети фантазируют о том, какие могут быть светофоры в будующем.

Подсистема (корпус и три лампочки разного цвета)

Литература:

Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.

Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.: , 2000г.

Козырева Н.А."ТЕРЕМОК СКАЗОК". 110 развивающих игр со сказками для детей 4-7 лет в ДЕТСКОМ САДУ, Москва, 2010

Мурашковска И.Н. Сказка, отворись! //Пачатковая школа. 2000. № 8-10.

Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1993

Нестеренко А.А. Элементарные» сюжеты сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...

Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Свойства предметов". Цель - закрепление представлений о свойствах веществ - жидких, твердых, газообразных....

Конспект НОД, с использованием элементов ТРИЗ, по познавательному развитию в старшей группе по теме "Секреты лимона"

Конспект направлен на развитие  познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности....