Методическая разработка "Формирование у дошкольников безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Введение
3. Методика работы
4. Перспективный план работы
5. Материалы и оборудование
6. Заключение
7. Список литературы.
- Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель нашей работы - в доступной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасностного поведения в быту, социуме и в природе, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
.
- Введения
Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Безопасность детей зависит от нас взрослых
Мы хотим поделиться опытом работы МБДОУ № 24 по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Работа по формированию основ безопасности у дошкольников в нашем ДОУ ведется постоянно, в системе. Она входит логическим элементом вовсе виды детской деятельности для того, чтобы получить «теоретические» знания через практическую деятельность и затем реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Наш детский сад работает по образовательной программе МБДОУ №24 разработанной в соответствии ФГОС ДО на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». В часть программы по формированию основ безопасности за основу мы используем парциальную программу «Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
ФГОС ДО предполагает, что работа в этом направлении должна выглядеть как стройная система, обеспечивающая систематичность и последовательность, и решать следующие задачи, обозначенные в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности»:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов в них.
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
- Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, об опасных ситуациях в быту.
- Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми
Для решения этих задач мы проводим постоянную кропотливую работу. Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместная деятельность детей и взрослых.
Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников основное содержание дельности воспитателя дополняется системой планирования: составлен перспективный план ООД и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей старшей группы. В него входят основные направления нашей работы:
1.«Ребенок и другие люди»,
Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.
«Внешность человека может быть обманчива»,
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»,
2.«Ребенок и природа»,
В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды.
« Взаимосвязь и взаимодействие в природе»
«Будем беречь и охранять природу»
3. «Ребенок дома»,
О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.
«Предметы, требующие осторожного обращения».
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».
- Методика работы
В своей работе мы используем такие эффективные формы взаимодействия с детьми, как:
- Занятия: «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Загрязнение окружающей среды», «Если «чужой» приходит в дом».
- Эпизодические беседы: «Как вызвать полицию», «Если ты один дома», «Растения лекарственные и ядовитые» и т.д.
3.Игровые тренинги: «Предметы бывают разные – опасные и безопасные», «Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми», «Ягоды, грибы» и т.д.
4. Изготовление лэпбуков: «Безопасность в социуме», « Безопасность в природе» и т.д.
5.В часы утреннего приёма мы проводим «минутки безопасности»; Показ коротких серий мультфильма «Аркадий Паровозов»,«Фиксики» и т.д. По окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации. Например:
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т.д), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»,).
В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года
6. Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
-сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка»,
-рассказы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка» др.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например, Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему.
- Что могло произойти с Красной Шапочкой?
- Знали ли Козлята, что с ними случится, когда они откроют двери волку?
- Вы бы стали пускать в дом незнакомых людей?
Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дискуссии, искусственно создаём препятствия стимулирующие развитие ситуации.
Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова», «Барбоскины» «Лунтик» и др.
Также мы предлагаем, детям презентации на темы: «Опасные предметы в быту», «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды».
Для работы с семьями детей разработаны родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.
Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители – это объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.
Работа детского учреждения по усвоению правил безопасного поведения в быту, социуме, природе может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества необходимо, стремится к тому, чтобы оно не была сведена к призывам соблюдать правила безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а так же ограничена чтением докладов, консультаций на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной.
Путь к сердцам родителей надо искать через детей. Когда они с гордостью будут демонстрировать мамам свои творческие работы, полученные знания, рассказывать им о том, что можно и чего нельзя, делится своими достижениями на викторинах, бурно обсуждать спортивные развлечения, опытническую деятельность, и просто мероприятия по безопасности в быту, социуме и в природе. И родители, замечая, какой интерес и любознательность проявляют дети, включатся в обсуждение, станут поддерживать их интерес и нашу работу в этом направлении, постепенно превращаясь, из пассивно принимающих информацию, в активнодействующих. Тем самым вы убедитесь и в том, что пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей), а неумело избранной формы обучения.
Основное внимание в работе с родителями надо уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботясь о том, чтобы каждое мероприятие имело свою оригинальность в методике проведения.
- Материалы и оборудование
В своей работе по ознакомлению детей с основами безопасности в быту, в социуме, в природе использовала:
- Рабочие тетради Н. Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность в быту» - они значительно обогащают опыт ребенка и позволяют ещё раз осмыслить информацию, полученную в беседах, экспериментах, и других видах познавательной деятельности.
- Создала картотеку демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.
- Собрала дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Вся наглядная информация соответствует перспективному плану работы.
- Перспективный план.
Старшая группа
месяц | Тема недели, образовательная ситуация | Программные задачи | Содержания | Используемая литература |
1. Сентябрь | «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» | формировать представления о службах спасения 01, 02, 03, уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных служб Учить детей обращаться с телефоном, суметь набрать номер и объяснить ситуацию. Повторить правила поведения с огнём, на дороге, на природе, в общественных местах. Показать детям простые способы оказания помощи пострадавшим | 1.Беседа о службах, помогающих людям (милиция, пожарные, скорая) 2.Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа». 3.В.Маяковский «Кем быть?» С.Маршак «Пожар». Загадывание загадок об опасных предметах | Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность», стр. 61-66 |
2. Октябрь | «Ядовитые грибы и ягоды» | знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами, быть осторожными. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки) | Словесные игры «Так - не так», «Прогулка по лесу», «О невидимых врагах и неслышных защитниках». Художественное слово о лекарственных и ядовитых растениях, грибах | Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность», стр. 77-80 |
3. Ноябрь | «Ребёнок и его старшие приятели» | проявлять доброжелательное отношение друг к другу, умение уступить ,формировать у детей понятия «друг», «дружба». Учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Понимать необходимость хороших отношений с окружающими | 1.Словесные игры, игры на развитие эмоциональной сферы 2.Моделирование ситуаций: один на улице, подростки зовут на чердак, в подвал; тебя угостил незнакомец | Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность», стр.52-54 |
4. Декабрь | «Внешность Обманчива» | учить детей быть осмотрительными, осторожными при встрече с незнакомцами ,объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми, типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях | 1.Рифмованные правила безопасности для дошкольников; 2.Мнемотаблицы, цель которых помочь ребёнку лучше усвоить правила безопасного поведения 3.Рассматривание иллюстраций | Авдеева Н.Н, Князева О.Л. «Безопасность», стр.40- 42 |
5. Январь | « Кошки и собаки- наши верные друзья» 20.11 | Формировать навыки безопасного обращения с домашними животными. | Рассмотреть с детьми картины « Кошка с котятами», « Собака с щенятами». Игра « Кошки и собаки». Беседа по картинам. Вспомнить правила безопасного обращения с домашними животными. | Т.П.Гарнышева « ОБЖ для дошкольников» планирование работы, конспекты занятий, игры. |
6. Февраль | «Безопасность при любой погоде» | Знакомить с правилами поведения на улице зимой; формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности; знакомить с мерами по предотвращению травматизма. | Сюрпризный момент «Светофорыч». Продолжать беседовать с детьми о правилах поведения на улице зимой, рассматривая иллюстрации по теме . Познакомить детей с мерами по предотвращении травматизма. В конце занятия предложить детям выйти на прогулку и поиграть в игру « Прогулка на лыжах».-закрепляя способы хождения по скользкой поверхности. | Т.П. Гарнышева « ОБЖ для дошкольников» планирование работы, конспекты занятий, игры. - |
7.Март. | «Мамины помощники. Беседа «Не включай электрическую плиту» | Познакомить детей с предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, учить осторожно обращаться с газовой плитой, электроприборами; воспитывать привычку слушать старших | 1. Беседа о правилах пользования плитой 2.Рассматривание электроприборов | Авторский |
8.Апрель | «Микробы и вирусы» | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) | 1. Рассказы детей из личного опыта 2.Эксперимент 3. Работа с рисунками «Смешные микробы». | (Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность», стр.96-97 |
9.Май | «Использование опасных предметов» | Знакомить детей с правилами обращения и хранения опасных предметов дома ,учить замечать опасные предметы вокруг детей. Учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. | 1.Альбомы: Электробытовая техника 2.Плакаты – картинки «Не играй с огнем» 3.Обсуждение этюдов «Опасные предметы в руках ребенка» | Авторское |
Подготовительная к школе группа.
№ п/п | Тема занятия | Программные задачи | Материал | Литература |
1 сентябрь | «В гостях у доктора Айболита». | Уточнять и расширять знания о зубах, об органах зрения и слуха, об их устройстве и функциях; воспитывать бережное отношение к здоровью своему и окружающим. | Схематичные изображения глаз, уха, зуба; игрушка доктор Айболит; упражнения зрительной гимнастики. |
Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» планирование работы, конспекты занятий, игры. |
2 октябрь | «Контакты с животными». | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | Цветные карандаши (фломастеры, краски), тетрадь 2. | Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. |
3 ноябрь | «Как избежать неприятностей на природе». | Формировать представление о ядовиты грибах ягодах. Активизировать правило поведения во время пребывания на природе. | Иллюстрированный материал по теме; настольная игра «Как избежать неприятностей»; коробка с картинками ягод и грибов. | Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» планирование работы, конспекты занятий, игры. |
4 декабрь | «Взаимо связь и взаимо действие в природе». | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. | Цветные карандаши (фломастеры, краски акварель, гуашь), тетрадь 2. | Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. |
5 январь | «Безопасность при любой погоде». | Знакомить с правилами поведения на улице зимой; формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности; знакомить с мерами по предотвращению травматизма. | Иллюстрации по теме. Медицинская аптечка. | Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» планирование работы, конспекты занятий, игры. |
6 февраль | «Знакомство с работой спасателей». | Формировать представление о том, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать; воспитывать уважение к труду спасателей; закреплять правила пожарной безопасности. | Иллюстрации с изображением различных чрезвычайных ситуаций. Огнетушителей. | Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» планирование работы, конспекты занятий, игры. |
7 март | «Внешность человека может быть обманчива». | Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Иллюстрации по теме. Цветные карандаши. Рабочая тетрадь 1. | Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. |
8 апрель | «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». | Расширять представление детей о предметах, которые могут служить источника-ми опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. | Иллюстрации с изображением различных ситуаций. | .Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. |
9 май | «Дорожные знаки». | Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. | Ножницы, клей, разрезные страницы из тетради с дорожными знаками: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дикие животные», «Дорожные работы», «Дети», фломастеры или цветные карандаши. | Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. |
5. Заключение
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуации. Процесс обучения детей основам безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:
- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;
- Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).
- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя...
Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту , в социуме , в природе"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения с...
Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, род...
Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе».
Методическая разработка«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»....