Статья «Безопасность детей младшего дошкольного возраста»
статья по обж (младшая группа)

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них. Тормозить этот процесс не нужно, а вот подготовить к нему малыша просто необходимо. Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. При этом большое количество «нельзя» имеет обратную реакцию и вызывает повышенный интерес к тому, что запрещают: ведь, как известно, запретный плод сладок. Как же тогда быть? Ведь жажда знаний и постоянное стремление к изучению свойств окружающих предметов «заглушают» инстинкт самосохранения у малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Безопасность детей младшего дошкольного возраста»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них. Тормозить этот процесс не нужно, а вот подготовить к нему малыша просто необходимо. Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. При этом большое количество «нельзя» имеет обратную реакцию и вызывает повышенный интерес к тому, что запрещают: ведь, как известно, запретный плод сладок. Как же тогда быть? Ведь жажда знаний и постоянное стремление к изучению свойств окружающих предметов «заглушают» инстинкт самосохранения у малыша.

Сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности наших детей является самой актуальной задачей, стоящей перед родителями и воспитателями детского сада. Дети растут, развиваются, познавая окружающий мир, попадают в опасные ситуации. Необходимо информировать детей о правилах безопасного поведения. Нужно учить детей предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать опасность, при необходимости действовать.

Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить, а затем следить за их выполнением.

Не оставляйте маленьких детей одних дома, даже на непродолжительное время. Следует помнить о предметах домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей:

  • Предметы, которыми детям категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включённые электроприборы).
  • Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще – колющие инструменты). К сожалению, дети часто отравляются таблетками, путая их с витаминами и конфетами.

Объясняем детям, что пользоваться электроприборами очень опасно. Напоминайте, что никогда нельзя дотрагивайся до включённых электроприборов мокрыми руками. Не пользоваться водой вблизи включённых электроприборов. Большую опасность для дошкольников могут принести розетки, поэтому целесообразно в доме, где есть маленькие дети пользоваться заглушками для розеток. Приучайте детей не трогать электропровода.

Многие современные игрушки содержат мелкие детали. Будьте внимательны при выборе игрушек.

Открытые окна чрезвычайно опасны для маленького ребенка.Устанавливайте блокираторы на окна.

Все потенциально опасные для ребенка места в доме должны быть максимально защищены.

В случае пожара в доме ребенок должен знать о правилах поведения:

  • быстро выбежать из квартиры, закрыть за собой дверь.
  • Сообщить взрослым (соседям, просить позвонить их по телефону 01, родителям).
  • В квартире много дыма – низко пригнувшись двигаться к двери, прикрывать нос и рот мокрым платком.
  • Загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.
  • Если в подъезде дым, надо сразу закрыть свою дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками.
  • При пожаре нельзя пользоваться лифтом.
  • Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать.

Контролируйте разговоры ребенка по телефону. Ребенок должен знать, что нельзя называть незнакомым людям адрес своей квартиры. Давать информацию незнакомым людям о членах семьи, рассказывать, что родителей нет дома. Ребенок никогда не должен открывать дверь незнакомому человеку, как бы он не старался расположить к себе.

Если злоумышленники пытаются сломать дверь – ребенку срочно нужно звонить в полицию или звать помощь из окна.

Запрещайте разговаривать с незнакомыми и малознакомыми людьми, тем более брать у них какие-либо угощения и предметы, ходить в гости. Ребенок должен знать, что садится к незнакомому человеку в машину категорически нельзя!

Не забывайте, что даже современная детская площадка, сделанная по всем новым стандартам безопасности, может нести угрозу ребенку, например, от качающейся качели, удар которой способен нанести малышу серьезную физическую травму.

Приучаем ребенка правилам безопасности на дороге:

- Переходить улицу можно только по пешеходным переходам.

- Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.

- Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

- Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

- Нельзя стоять у края тротуара, а когда ожидаешь автобуса – у края автобусной остановки.

- Ходить нужно только по тротуарам, а если тротуара нет, надо идти навстречу движению по обочине.

Дети охотно катаются на велосипеде, самокате, роликовых коньках забывая о том, что нельзя выезжать на проезжую часть.

Не забывайте пристегиваться ремнем безопасности. Всегда используйте автокресло или ремень безопасности в зависимости от возраста для ребенка. Приобретите ребенку светоотражатели на одежду.

Дети любят животных, часто забывая, что животное несет в себе опасность. Не разрешайте детям гладить незнакомых животных.

Правила безопасности не должны восприниматься ребенком как свод скучных установленных норм поведения. Теоретические знания подкрепляйте наблюдениями, практическими действиями, помогайте решать пусть даже малозначительные проблемы.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами не нарушайте их.

Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей.

При выходе из дома:

  • если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
  • если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару:

  • придерживайтесь правой стороны тротуара;
  • не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
  • маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
  • приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
  • разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
  • не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
  • при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.

Готовясь перейти дорогу:

  • остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
  • учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
  • обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
  • неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;
  • выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
  • не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
  • не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
  • не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
  • не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
  • при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.

Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность в доме.

  • Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

  • Электрические приборы.

Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

  • Лекарства и бытовая химия.

Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2. Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Личная безопасность дома и на улице.

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай «Нет».

Правило 3. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.

Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.

Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице.

Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила:

Правило 1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.

Правило 2. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.

Правило 3. Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.

Правило 4. Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.

Правило 5. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.

Правило 6. Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.

Правило 7. Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.

  • Безопасность на дорогах.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать Правила дорожного движения!

Правило 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход».

Правило 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Правило 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что: автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой".

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают...

Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."

С  утверждением  и   введением  в действие Федеральных  государственных  требований  к  структуре основной  общеобразовательной программы  дошкол...

статья "Социализация детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность

          Дошкольный возраст ребенка – это период, когда эмоциональная сфера играет очень важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всем...

Консультация для родителей во второй группе раннего возраста Осьминожки Безопасность детей младшего дошкольного возраста

Сохранение и обеспечение безопасности жизнедеятельности наших детей является самой актуальной задачей, стоящей перед родителями и воспитателями детского сада.Дети растут, развиваются, познавая окружаю...

Статья « Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр »

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр.Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего, не...