Огонь-друг, огонь-враг
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Глазунова Елена Юрьевна

Закрепить знания о пользе и вреде огня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ogon_-drug_ogon_-_vrag.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по пожарной безопасности

«Огонь – друг, огонь – враг».

Цель: Создание условий для привития элементарных знаний и навыков по пожарной безопасности у детей дошкольного возраста через игровые ситуации.

Задачи:

  1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  2. Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  3. Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.
  4. Закрепить знания о пользе и вреде огня.
  5. Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.
  6. Закрепить правила противопожарной безопасности:
  • не брать и не играть со спичками и зажигалками;
  • не влезать предметами в розетку;
  • детям нельзя подходить к газовой плите;
  • при пожаре звонить – 101.
  1. Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.
  2. Развивать доброжелательные отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг;
  • иллюстрации с изображением пожарной техники;
  • настоящий огнетушитель и его изображение;
  • костюм пожарного;
  • материал для опытов с огнём: металлический поднос, свечи, ёмкости с водой, песком, землёй, стеклянная колба;

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
  2. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  3. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, «Пожар», «В дыму» В.Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака.
  4. Рассматривание иллюстраций к ним.
  5. Беседа о профессии «Пожарный».

Ход занятия.

  1. Орг.момент.

Ребята, сегодня у нас очень серьёзный вопрос, который мы должны решить. Что это за вопрос вы узнаете, если отгадаете загадку.

Я могу защитить.

Я могу осветить.

Я могу накормить.

И согреть я могу.

Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,

Но не злите меня понапрасну.

Ведь тогда превращаюсь я в злого врага

С беспощадною силой ужасной.

- Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем? Это огонь.

Послушайте его. (Воспроизводится аудиозапись звуков горения).

Сила огня очень велика.

Огонь согревает

- Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду? Теплые батареи. Но раньше, когда еще не придумали нагревать веду и пускать ее по трубам в батареи домов, людей согревал огонь. А знаете как? Люди обогревались с помощью печек: в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло.

Огонь освещает

- А теперь давайте поразмышляем:  как огонь может освещать, ведь мы пользуемся электрическим освещением? Если электрического освещения нет, то можно зажечь свечу или лампу. Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше давал им свет огонь свечи, Факела. Лампы.

Огонь защищает

- У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своими жилищами. На картинке у вас изображены древние люди у костра.

Огонь кормит

- А как огонь может накормить? Чтобы приготовить пищу, мы зажигаем огонь на газовой плите. А как огонь может накормить нас далеко от дома, в лесу, например? Можно приготовить пищу на костре.
 

Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным.

Воспитатель: Какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнём?

Дети: Могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Воспитатель: от чего бывают пожары?

Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включённых газовых плит, не затушенные костры, окурки.

   Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. И, чтобы сделать жизнь более безопасной, надо знать правила пожарной безопасности. 

Правила пожарной безопасности. 

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребёнка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму.

- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нём ребята помните. Спички не тронь, в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником!

Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. 

- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз

- Правило четвёртое: хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь

- Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костёр не жалей, землёй забросай и водою залей
 - В праздники очень часто дома зажигают фейерверки, свечи или бенгальские огни. Они тоже могут стать причиной пожара.
Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми). 

Ребята, если мы с вами будем соблюдать эти правила, с нами никогда не случится беды.

Игра «Горит или не горит» 

А сейчас игра для самых внимательных. Я вам буду называть слова, а вы подумайте: если названный предмет горит – хлопайте в ладоши, если не горит – топайте ногами.

Слова: бумага, металл, ткань, тетради, дерево, стекло, книги, вода, лёд, снег, камень, стол, и т.д.

Рассматривание остатков горения бумаги

- Рассмотрите внимательно то, что сталось после горения бумаги. Можете воспользоваться лупой. Это сгорела старая газета. Но точно также может выглядеть ваша любимая книга или фотография, если повстречается с огнем. Огонь очень быстро превращает все вокруг вот в такой пепел.

А кто же помогает людям справиться с пожаром? (пожарные)

Что вы знаете о форме пожарного?

Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне.

Скажите, а зачем пожарному каска?(защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт). Когда случается пожар, это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, сильным, храбрым, добрым). Каких людей не возьмут в пожарные? Что необходимо, чтобы стать пожарным? (заниматься спортом, уметь слушать, знать много правил по спасению людей).

- На чем пожарные приезжают к месту пожара? (ответы детей)

- А если пожар случился на воде или воздухе? (ответы детей)

У пожарных есть различная техника – пожарные машины, вертолеты, катера.

Пожарная машина – эта машина специального назначения. Она всегда красным цветом.

- Почему пожарные машины, вертолеты, катера – красного цвета? (чтобы её было видно издалека.)  Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.

– Что нужно сделать, когда увидишь огонь? (Позвонить 101)

– Чем опасен пожар, кроме огня? (Вызывает взрыв, загрязнение воздуха)

Существует еще хороший помощник при тушении пожара

Пламени душитель, 
Дыма укротитель –
Ваш друг … огнетушитель.

Действительно, огнетушитель полагается иметь в каждом учебном заведении, в больницах и т.д. У нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой!

Игра-эстафета «Кто быстрее»

Цель: совершенствование умения ориентироваться в пространстве, развивать ловкость и быстроту движений.

Содержание: дети строятся в две шеренги, первый берет ведерко, зачерпывает «воду» из бочки и передает его рядом стоящему по цепочке, последний ставит ведерко в ведерко рядом с домиком, эстафета заканчивается, когда все ведерки окажутся около домика. Эстафета повторяется.

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу,  защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

- Дети, что вы увидели? (огонёк). Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание.

- Можно ли к нему прикоснуться? Объясните, почему? (ответы детей)

Опыт 1. 

- Если огонь становится опасным, как человек с ним может справиться? (потушить).

- Чего боится огонь? (воды, снега, песка, земли).

- Давайте проверим ваши утверждения. Проведём опыт: на горящую свечу прольём немного воды (ребёнок выполняет задание инспектора).

- Что происходит и почему? (огонь погас, он боится воды).

Опыт 2. 

Горящую свечу накрываем стеклянной колбой.

- Что происходит с огнём? (он гаснет).

- Почему огонь погас?

Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха прекратился, он погас.

- Наше занятие подошло к концу. Вот эти картинки с изображением пожарной машины вы можете взять себе и раскрасить в свободное время. После сна мы с вами посмотрим мультфильм «Смешарики» о пожарной безопасности.

Ну, и главное, конечно:

Не играйте вы с огнём!

Он и яркий, и потешный,

Но опасность скрыта в нём.

Он огонь! Он - друг ребят.

Но когда же с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...