Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - средняя группа
картотека по обж (средняя группа)
Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh-sred.gr_.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ.
средняя группа
Воспитатель: Волобуева Т.В.
1. «Кому что нужно?» (ребенок и здоровье)
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Содержание.
Воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
2. «Разложи картинки по порядку» (ребенок и здоровье)
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Содержание.
Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
-Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
3. «Что такое хорошо, что такое плохо?» (ребенок и здоровье)
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
Содержание.
1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка.
Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью
детей. Например, на позитивные
картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
4. «Азбука здоровья» (ребенок и здоровья)
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Содержание.
Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
5. «Чудесный мешочек» (полезные продукты)
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Содержание.
Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
6. «Угадай на вкус» (полезные продукты)
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Содержание.
Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это, какой на вкус, кислый, как что, сладкий, как что?»
7. «Узнай и назови овощи» (полезные продукты)
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Содержание.
Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
8. «Полезные и вредные продукты» (полезные продукты)
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Содержание.
Для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
9. «Узнай на вкус» (полезные продукты)
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Содержание.
Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то
овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»
10. «Назови правильно» (полезные продукты)
Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов
Содержание.
Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху? 11. «Вымоем куклу» (личная гигиена)
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий. способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Содержание.
Играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
12. «Таня простудилась» (личная гигиена)
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал: носовой платок
Содержание.
- Зачем людям нужен носовой платок? (затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются)
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
13. «Подбери картинки» (личная гигиена)
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Содержание.
Воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
14. «Правила гигиены» (личная гигиена)
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Содержание.
Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
15. «Сделаем куклам разные прически» (личная гигиена)
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать
понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям причесать кукол.
16. «Угадай по запаху» (тело человека)
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Содержание.
Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
- Где можно почувствовать такой запах?
17. «Игра с микрофоном» (тело человека)
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
Материал: микрофон
Содержание.
Воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.
18. «Ты – моя частичка» (тело человека)
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Материал: мяч
Содержание.
Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)
19. «Кто я такой?» (тело человека)
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.
Содержание.
Воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.
20. «Запомни движение» (тело человека)
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Содержание.
Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
21. «Посылка от обезьянки» (тело человека)
Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.
Материал: посылка с овощами, фруктами
Содержание.
Играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.
22. «Угадай по звуку» (тело человека)
Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: музыкальные инструменты
Содержание.
Воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их
- Что помогло вам услышать разные звуки?
23. «О чем говорит светофор?» (ребенок на улицах города)
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Содержание.
Детям раздают кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
24. «Если кто-то заболел» (врачи –наши помощники)
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Материал: телефон
Содержание.
- Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.
25. «Источники опасности» (опасные предметы)
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Содержание.
Воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
26. «Игра - дело серьёзное» (опасные предметы)
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Содержание.
Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
27. «Сто бед» (опасные предметы)
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации
Содержание.
Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает, что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
28. «Мы – спасатели» (опасные предметы)
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Содержание.
Воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
29. «Что мы знаем о вещах» (опасные предметы)
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Содержание.
В игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
30. «Так или не так» (опасные предметы)
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Содержание.
Варианты: индивидуально с воспитателем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
31. «Убери на место» (опасные предметы)
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Содержание.
На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
32. «На прогулке» (опасности вокруг нас)
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными
Материал: иллюстрации, 2 обруча
Содержание.
Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
33. «Что где растёт?» (опасности вокруг нас)
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч
Содержание.
Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
34. «Если малыш поранился» (опасности вокруг нас)
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Содержание.
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
35. «Определи растение по запаху» (опасности вокруг нас)
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
- Где можно почувствовать такой запах?
36. «По грибы» (опасности вокруг нас)
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Содержание.
Картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе.
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе....
картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию. старшая группа
Картотека дидактических игрпо социально - коммуникативному развитиюдля детей старшей группы...
Картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию в средней группе
Данный материал может использоваться для проведения ООД, в режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми....
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе...
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию -подготовительная группа
Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - старшая группа
Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....