Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - средняя группа
картотека по обж (средняя группа)

Волобуева Татьяна В.

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh-sred.gr_.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ.

средняя группа

                                                                    Воспитатель: Волобуева Т.В.

1. «Кому что нужно?» (ребенок и здоровье)

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Содержание.

Воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

 2. «Разложи картинки по порядку» (ребенок и здоровье)

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Содержание.

Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки   порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

-Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.                         

3. «Что такое хорошо, что такое плохо?» (ребенок и здоровье)

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Содержание.

1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка.

Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.  Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью

 детей. Например, на позитивные  

картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

4. «Азбука здоровья» (ребенок и здоровья)

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Содержание.

Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

5. «Чудесный мешочек» (полезные продукты)                 

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Содержание.

Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

6. «Угадай на вкус» (полезные продукты)

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами 

Содержание.

Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это, какой на вкус, кислый, как что, сладкий, как что?»                                   

7.  «Узнай и назови овощи» (полезные продукты)

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Содержание.

Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).                           

8.  «Полезные и вредные продукты» (полезные продукты)

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Содержание.

Для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

9. «Узнай на вкус» (полезные продукты)

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами       

Содержание.

Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то

овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»

10. «Назови правильно» (полезные продукты)

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

Содержание.

Воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?                                             11. «Вымоем куклу» (личная гигиена)

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий. способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Содержание.

Играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

12. «Таня простудилась» (личная гигиена)

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал: носовой платок

Содержание.

-  Зачем людям нужен носовой платок? (затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются)

-  Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

13. «Подбери картинки» (личная гигиена)

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Содержание.

Воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

14. «Правила гигиены» (личная гигиена)

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Содержание.

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

15. «Сделаем куклам разные прически» (личная гигиена)

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  

понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям причесать кукол.

16. «Угадай по запаху» (тело человека)

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
 Содержание.

Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

- Где можно почувствовать такой запах?

17. «Игра с микрофоном» (тело человека)

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Содержание.

Воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

    Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

    Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

    Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

18. «Ты – моя частичка» (тело человека)

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч

Содержание.

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

   Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

   Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

   Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

19. «Кто я такой?» (тело человека)

Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Содержание.

  Воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

20. «Запомни движение» (тело человека)

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Содержание.

Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

21. «Посылка от обезьянки» (тело человека)

Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Содержание.

Играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

22. «Угадай по звуку» (тело человека)

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: музыкальные инструменты
Содержание.

Воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

23. «О чем говорит светофор?» (ребенок на улицах города)

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Содержание.

Детям раздают кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

24. «Если кто-то заболел» (врачи –наши помощники)

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

Содержание.

- Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.

25. «Источники опасности» (опасные предметы)

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Содержание.

Воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

26. «Игра - дело серьёзное» (опасные предметы)

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Содержание.

Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

27. «Сто бед» (опасные предметы)

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

Содержание.

 Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает, что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

28. «Мы – спасатели» (опасные предметы)

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Содержание.

Воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

29. «Что мы знаем о вещах» (опасные предметы)

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Содержание.

В игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

30. «Так или не так» (опасные предметы)

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Содержание.

Варианты: индивидуально с воспитателем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

31. «Убери на место» (опасные предметы)

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

 Содержание.

 На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

32. «На прогулке» (опасности вокруг нас)

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными

Материал: иллюстрации, 2 обруча

Содержание.

Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

33. «Что где растёт?» (опасности вокруг нас)

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч

Содержание.

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

34. «Если малыш   поранился» (опасности вокруг нас)

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Содержание.

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

35. «Определи растение по запаху» (опасности вокруг нас)

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

- Где можно почувствовать такой запах?

36. «По грибы» (опасности вокруг нас)

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Содержание.

Картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе.

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе....

картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию. старшая группа

Картотека дидактических игрпо социально - коммуникативному развитиюдля детей старшей группы...

Картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию в средней группе

Данный материал может использоваться для проведения ООД, в режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми....

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию -подготовительная группа

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - старшая группа

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....