картотека дидактических игр по безопасности
картотека по обж (старшая группа)

картотека дидактических  игр по безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._kartoteka_igr_po_bezopasnosti.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по безопасности

(старшая группа)

  1. «Регулировщик»

Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется то или иное правило; развивать быстроту реакции на слуховой или визуальный сигнал.

Материалы: жезл регулировщика.

Ход игры.

Из числа играющих выбирается регулировщик. Все участники встают в круг, регулировщик – водящий с жезлом встает в центр круга. Дети под веселую музыку двигаются по кругу, изображая машины. С остановкой музыки водящий указывает жестом на ребенка, остановившегося строго напротив него, чтобы тот встал в центр. Выбранный ребенок должен, выйдя на середину, вспомнить и назвать любое правило дорожного движения. После этого он становится водящим и получает жезл регулировщика. Если ребенок не смог вспомнить правило, то право ответа переходит к следующему игроку, стоящему в кругу.

2. «Будь честен!»

Задачи: побуждать анализировать ситуацию, в которой применяется то или иное правило дорожного движения, и свою роль в соблюдении этого правила; продолжать учить признавать собственные ошибки, адекватно реагировать на проступки сверстников; воспитывать нравственные качества.

Ход игры.

Взрослый произносит фразу и предлагает участникам честно ответить на вопрос, выполняя при этом действия в соответствии с заданием.

Примерные варианты заданий: пусть поднимет руку тот, кто хоть один раз нарушил правила дорожного движения; пусть закроет глаза ладонями тот, кто убегал от взрослых на проезжую часть; пусть помашет левой рукой тот, кто умеет водить машину, а правой тот, кто умеет кататься на двухколесном велосипеде; пусть запрыгает на месте тот, кто уступает место в транспорте старшим; пусть захлопает в ладоши тот, кто согласен, что учить правила дорожного движения необходимо.

3. «Безопасный переход»

Задачи: продолжать учить детей основам безопасного поведения; формировать у них ответственное отношение к своим словам; воспитывать взаимовыручку, желание помочь товарищу; развивать пространственную ориентировку; закреплять умение использовать пространственные предлоги в речи.

Ход игры.

Дети встают в круг. Один ребенок водящий, ему завязывают глаза. В это время внутри круга расставляются препятствия. Задача водящего – пройти с завязанными глазами на противоположную сторону круга, не наткнувшись на предметы. Игроки, следуя указаниям, должны помочь водящему сделать это. Указания водящему дети дают по очереди: «Сделай шаг вправо. Шаг вперед. Еще один шаг вперед. Сделай шаг влево» и т. д. Выигрывает тот, кто четко выполнил указания и не сбил препятствия.

4. «Исправь ошибку»

Задачи: продолжать учить детей разбираться в дорожных ситуациях, изображенных на сюжетных картинках, определять, какое правило нарушают персонажи; развивать зрительное внимание, умение аргументированно объяснять свое мнение.

Материалы: сюжетные картинки или плакаты, на которых изображены ситуации нарушения правил дорожного движения пешеходами и пассажирами.

Ход игры.

Взрослый размещает на доске или мольберте сюжетные картинки и предлагает детям определить, все ли правильно изображено на рисунке. Как поступают пешеходы в той или иной ситуации, как правильно поступить в этой ситуации. За каждый правильный ответ игрок получает призовое очко (например, цветной кружок). В конце игры правильные ответы суммируются и определяется победитель.

5. «Собери светофор»

Задачи: закреплять представления детей о расположении сигналов транспортного светофора; продолжать учить собирать светофор из деталей в заданной последовательности.

Материалы: набор сигналов светофора трех цветов, силуэтное изображение светофора.

Ход игры.

В зависимости от вариантов игры участникам предлагается собрать светофор из предложенных деталей. Выигрывает команда выполнившая задание первой. В игре участвую несколько команд, состоящих из трех человек. Игрок каждой из команд берет круг – сигнал одного из цветов светофора и под легкую музыку свободно бегает по группе. По окончании музыки игроки собираются в команды по цветам светофора, моделируя светофор, располагая сигналы сверху вниз.

6. «Лови, бросай, упасть не давай»

Задачи: конкретизировать представления детей о правилах дорожного движения; развивать ловкость, координацию движений при ловле мяча; тренировать слуховое внимание.

Материалы: мяч диаметром 12-15 см.

Ход игры.

Дети и педагог встают в круг, у взрослого в руках мяч. Взрослый – ведущий загадывает загадки о видах транспорта или задает вопросы игрокам по правилам дорожного движения, бросая мяч одному из участников. Ребенок ловит мяч, дает ответ и возвращает мяч. Уронивший мяч или неправильно ответивший на вопрос ребенок выбывает из игры.

Примерные варианты вопросов:

1. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? (Красный и зеленый)

2. Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

3. Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении? (Правой)

4. Как называют людей, которые едут в общественном транспорте? (Пассажиры)

5. В какую сторону нужно посмотреть прежде чем начать переход улицы? (Налево)

6. Как называется место пересечения улиц? (Перекресток)

7. Назовите виды наземного общественного транспорта? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси)

8. В каком месте можно переходить улицу? (в месте, где есть пешеходный переход)

9. Какой вид переходов самый безопасный? (Подземный)

10. Можно ли сразу после того, как зажегся зеленый сигнал светофора, начинать движение? (Нельзя, сначала надо убедиться, что все машины остановились и пропускают пешеходов)

11. Можно ли ехать на велосипеде, не держась за руль? (Нельзя)

12. Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)

13. В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети»? (Возле школ, детских садов и детских площадок)

14. Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для движения пешеходов? (Тротуар)

15. Где нужно выбирать место для игр? (Во дворе или на детской площадке)

16. Можно или играть мяч на тротуаре? (Нет, потому что мяч может укатиться на проезжую часть)

7. «Виды транспорта»

Задачи: продолжать знакомить детей с различными видами городского транспорта; развивать внимание, умение производить классификацию предметов по заданным признакам; формировать умение обобщать объекты по свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Материалы: предметные картинки с реалистично изображенными на них видами городского транспорта: легковые, грузовые, специальные машины, общественный транспорт.

Ход игры.

Взрослый предваряет игру словами: «По дорогам мчатся самые разные машины: легковые, грузовые, троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутные такси, специальный транспорт – машины скорой медицинской помощи, пожарные, полицейские и другие машины».

Затем в зависимости от возраста детей взрослый предлагает разные варианты игры. Игрокам предлагается разделить картинки на несколько групп по заданному признаку. Выигрывает игрок или команда, выполнившие задание первыми.

Вариант 1. Игроки раскладывают картинки на несколько групп6 общественный транспорт – легковой – грузовой; спецтранспорт – легковой – грузовой; и т. д.

Вариант 2. Дети выполняют задание в виде эстафеты 2 -3 команд. На общем столе игроки по очереди выбирают необходимую карточку и бегут прикреплять ее к мольберту, расположенному в 3-4 м. от линии старта. Выигрывает команда, которая первой без ошибок собрала свои карточки.

8. «Автомобили переезжают в новый гараж»

Задачи: формировать у детей умение различать сигналы светофора; учить согласовывать свои действия с действиями сверстников; развивать координацию движений и зрительное внимание.

Материалы: игрушечный светофор с переключающимися сигналами или модель светофора с изменяющимися сигналами.

Ход игры.

Две команды выстраиваются в колонны по одному, изображая колонны автомобилей. На расстоянии 5-6 м от них проводится черта, которая обозначает новый гараж для машин. Возле нее устанавливается светофор. Взрослый последовательно переключает сигналы светофора. По условиям игры по зеленому сигналу светофора первые и вторые номера команд, взявшись за руки, бегут к светофору и становятся за черту (переезжают в новый гараж). Первые номера остаются стоять за чертой, а вторые возвращаются к командам, берут за руки третьи номера и опять бегут к светофору. Затем на месте остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми и т. д. побеждает команда, игроки которой первыми окажутся за светофором (чьи автомобили переехали в новый гараж первыми).

Вместо модели светофора взрослый может показывать сигналы при помощи цветовых табличек: красной, желтой и зеленой.

9. «Уличные трели»

Задачи: совершенствовать умение детей различать звуковые сигналы, издаваемые различными транспортными средствами, и определять какой транспорт их издает; обучать умению ориентироваться на улицах и дорогах, опираясь на слуховое восприятие.

Материалы: запись звуковых сигналов разных средств передвижения (автобус, пожарная машина, трамвай, машина скорой медицинской помощи, велосипед, мотоцикл и др., аудиосистема, мультимедийное проектор.

Ход игры.

Предварительно взрослый рассказывает детям, что машины издают разные звуки: гудки, сигналы сирен, шум шин и пр.

Вариант 1. Дети объединяются в команды и на слух определяют, какому виду транспорта принадлежит то или иной звуковой сигнал, а в качестве правильного ответа на экране педагог демонстрирует слайд, на котором изображено загаданное транспортное средство. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Вариант 2. Педагог на экране демонстрирует слайд, на котором изображено транспортное средств, и звучит аудиозапись с сигналами не характерными для данного вида транспорта. Игроки на слух определяют какому виду транспорта принадлежит тот или иной звуковой сигнал. В качестве правильного ответа на экране педагог демонстрирует слайд, на котором изображено загаданное транспортное средство. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

10. «Авария»

Задачи: создавать благоприятные условия для обучения детей умению предвидеть возможную опасность; побуждать обсуждать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улицах и дорогах; помогать детям осваивать правильное поведение в опасных ситуациях на дорогах.

Материалы: сюжетные картинки (по количеству игроков). На которых изображены две опасные ситуации, влекущие за собой дорожно-транспортные происшествия, и две неопасные (картинки вложены в файлы и заламинированы).

Ход игры.

Предварительно педагог обсуждает с детьми ситуации, которые иногда случаются с машинками в процессе игр. (машинки ломаются: отваливаются колеса, дверцы, кузова и пр.). К сожалению, такое происходит и в реальной жизни, и называется это происшествие- «авария».

Затем педагог предлагает участникам игры взять на выбор карточки и зачеркнуть фломастером (на водной основе) ситуации, провоцирующие возникновение дорожно – транспортных происшествий.

По окончании выполнения задания дети обмениваются карточками и обсуждают, почему была перечеркнута та или иная картинка. Затем следы фломастера стираются влажными салфетками. Дети обмениваются карточками друг с другом, и игра продолжается. Выигрывают игроки, правильно выполнившие оба задания.

11. «Закончи предложение»

Задачи: содействовать прочному усвоению детьми правил поведения на улице, при переходе дорог; побуждать предвидеть и обсуждать различные опасные дорожные ситуации, помогать детям осваивать правильное поведение в таких ситуациях; развивать слуховое внимание.

Материалы: сюжетная картина.

Ход игры.

Педагог показывает детям сюжетную картину, на которой изображены ситуации с пешеходами и водителями, соблюдающими и нарушающими правила дорожного движения. Обсуждает ситуации, изображенные на картине, и обращает внимание детей на то, что очень часто участники дорожного движения нарушают правила и попадают в беду из-за своей невнимательности.

Педагог предлагает с помощью игры проверить, насколько дети внимательны. Для участия в игре дети встают на один край игровой площадки. На расстоянии 3 м от площадки обозначена линия финиша. Педагог произносит незаконченную фразу, и игроки по очереди ее завершают. При каждом правильном ответе игрок получает право сделать шаг вперед. Выигрывает участник, добравшийся до финиша первым.

Примерные варианты предложений:

1. По улице нужно идти … (спокойным шагом).

2. Дошкольник может переходить проезжую часть только … (вместе со взрослым).

3. Пешеходы могут переходить дорогу только при … (зеленом сигнале светофора).

4. Пешеходы могут передвигаться по улице только по … (тротуару).

5. Нельзя играть, кататься на велосипеде и санках … (на проезжей части улицы).

12. «Загадки светофора»

Задачи: расширять и углублять представления детей о том, что безопасность зависит от их собственного поведения на улице, при переходе дорог, от умения предвидеть и избежать возможную опасность; развивать слуховое внимание.

Материалы: модель светофора, карточки зеленого и красного цвета для каждого участника.

Ход игры.

Педагог демонстрирует модель светофора и предлагает детям на время превратиться в светофоры и поговорить с ним на языке сигналов: красного и зеленого. Педагог поясняет, что будет говорить фразу, и если дети согласны с ней, то должны показывать зеленый сигнал светофора – зеленую карточку, а если не согласны – карточку красного цвета.

Примерные варианты фраз:

1. На желтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит. (Красная карточка.)

2. Если горит красный сигнал светофора, а машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу. (Красная карточка.)

3. При ходьбе по тротуару нужно идти с правой стороны. (Зеленая карточка.)

4. Перекресток наиболее опасное место для пешехода. (Зеленая карточка.)

5. При переходе дороги сначала надо посмотреть направо, а потом – налево. (Красная карточка.)

6. При переходе дороги разговаривать нельзя. (Зеленая карточка.)

7. Улицу нужно переходить по прямой. (Зеленая карточка.)

8. Дорожная разметка нужна, чтобы украсить дорогу. (Красная карточка.)

9. Если на дороге не установлен светофор, то переходить ее можно в любом месте. (Красная карточка.)

10. Проезжая часть предназначена для машин. (Зеленая карточка.)

11. Если ребенок хорошо знает все правила дорожного движения, то может самостоятельно переходить дорогу. (Красная карточка.)

13. «Разрешается – запрещается»

Задачи: способствовать осознанному усвоению детьми правил дорожного движения; воспитывать уважение к общему для всех закону дорог и улиц; развивать быстроту реакции.

Материалы: комплект из дести кругов красного и зеленого цвета, набор магнитов таких же цветов, магнитная доска.

Ход игры.

Педагог предлагает детям поиграть в игру на внимание, чтобы узнать, кто из них лучше других знает правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Педагог предлагает одному из игроков (водящему) встать к доске. Остальные участники выполняют игровые задания, сидя за столами. Взрослый произносит не завершенные фразы, участники при помощи условных сигналов светофора (красный – запрещается, зеленый – разрешается) выкладывают на столе свои варианты ответа. По окончании выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами водящего.

Игра повторяется со сменой водящего и другим набором незавершенных фраз.

Примерные варианты незавершенных фраз:

1. Играть на мостовой … (запрещается.)

2. Переходить улицу на зеленый сигнал светофора … (разрешается.)

3. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается.)

4. Переходить улицу на красный сигнал светофора … (запрещается.)

5. Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается.)

6. Садиться в автомобиль со стороны тротуара … (разрешается.)

7. Уважать правила дорожного движения … (разрешается.)

Дополнительные варианты незавершенных фраз:

1. Отвлекать водителя во время движения … (запрещается.)

2. Шуметь, шалить, громко разговаривать, мешать другим пассажирам в салоне автобуса … (запрещается.)

3. Высовываться из окна автобуса или выставлять руки … (запрещается.)

4. Есть в салоне общественного транспорта … (запрещается.)

14. «Дорожная математика»

Задачи: побуждать к осознанному выполнению детьми правил дорожного движения; формировать умение решать логические задачи, доказывать выбор результата; развивать слуховое внимание.

Ход игры.

Педагог читает стихотворение:

Мне вам напомнить очень надо,

Что будет только там порядок,

Где каждый четко, без сомнения

Выполняет правила дорожного движения!

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру на внимание, чтобы определить, кто уже научился решать задачи. Участники решают логические задачи, выигрывают игроки, правильно ответившие на вопрос с позиции соблюдения правил дорожного движения.

Задача 1. Шестеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

Ответ. Все ребята поступили неправильно, играть на проезжей части дороги нельзя.

Задача 2. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал светофора уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ответ. Правильно поступили три девочки, которые остались стоять около дороги. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится красный, поэтому надо дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.

Задача 3. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них обошли автобус сзади, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке и подождали, пока автобус уедет. Сколько человек поступили правильно?

Ответ. Правильно поступили 2 человека. Нужно подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу по пешеходному переходу.

Задача 4. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, у наземного пешеходного перехода стояли пять пешеходов. В это время на всю улицу раздается сигнал сирены. Трое пешеходов начали переходить улицу на разрешающий сигнал светофора, а двое остались стоять. Сколько человек поступили правильно?

Ответ. Правильно поступили два человека, которые остались стоять на переходе. Они пропускают специальный транспорт, который имеет право ехать на зеленый для пешеходов сигнал светофора.

15. «Удивительные знаки»

Задачи: познакомить детей с существующей классификацией дорожных знаков; научить различать их и понимать.

Материалы: набор дорожных знаков; иллюстрации с изображениями дорожных знаков.

Ход игры.

Педагог читает стихотворение и демонстрирует иллюстрации с разнообразными знаками.

Много на свете знаков различных:

Цифры и буквы, ноты, значки.

Но есть и те, что на «отлично»

Шоферы на улицах помнить должны.

Знаки такие в дороге помогут,

Подскажут, предпишут, предупредят.

Укажут они без препятствий дорогу,

Жизнь пешеходам в пути сохранят.

Г. В. Глушкова

Педагог обращает внимание детей на то, что дорожные знаки бывают треугольной, прямоугольной и круглой формы. Они различаются по цвету. Объясняет, что в зависимости от формы и цвета знака меняется и его значение. Все эти знаки обеспечивают безопасность на дорогах.

Запрещающие знаки изображаются в красных кружках.

Красный круг обозначает

Обязательно запрет.

Он гласит: «Нельзя так ехать,

Для тебя дороги нет».

Г. В. Глушкова

Предупреждающие знаки предостерегают об опасности и размещаются в красных треугольниках.

Треугольники подскажут,

Где ремонт, где переход,

Школу загодя покажут

И опасный поворот.

Г. В. Глушкова

Знаки сервиса и особого предписания располагаются в синем квадрате или прямоугольнике. Они указывают, где расположена больница, остановка автобуса или пункт питания.

Синий квадрат и прямоугольник

Шоферам помогут заправку найти,

Парковку, больницу, отель, пункт питанья,

А нам к переходу укажут пути.

Г. В. Глушкова

Предписывающие знаки расположены в синем круге и показывают безопасные места движения для автомобилей, велосипедов и пешеходов.

В синем круге – знаки предписывающие,

Ситуацию на дороге описывающие.

Они покажут, как ехать водителю,

Укажут трассу туристу – любителю,

Подскажут, где движется велосипед, -

Удобные знаки, сомнения нет.

Г. В. Глушкова

Вариант 1. После демонстрации иллюстраций со знаками педагог делает вид. Что случайно перепутал их все, и предлагает детям объединиться в команды, чтобы разложить знаки на три группы. Первая команда собирает знаки запрещающие, вторая – предупреждающие, а третья – предписывающие. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.

Вариант 2. Педагог дает задание детям наклеить или разместить соответствующие знаки на магнитах в таблицу. Дети старшей группы делят их на запрещающие и предписывающие, а дети подготовительной группы могут выполнить таблицу по четырем основаниям для классификации. Детям предлагается количество карточек по числу игроков.

Вариант 3. Педагог предлагает детям взять индивидуальные карточки (заламинированные или вложенные в файл). Воспользовавшись фломастером на водной основе, участники отмечают знаки на карточках в соответствии с заданием взрослого:

1. Отметь разрешающие знаки для пешеходов.

2. Отметь все запрещающие знаки.

3. Отметь знаки, предупреждающие о ведении дорожных работ.

4. Отметь знак, который устанавливают возле школ и детских садов, дворцов детского творчества, и т. д.

После каждого задания следы фломастера стираются, и карточка снова готова к работе.

16. «Угадай дорожный знак»

Задачи: продолжать знакомить детей с некоторыми знаками дорожного движения; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал.

Материалы: набор дорожных знаков или их мультимедийные изображения в презентации.

Ход игры.

Дети объединяются в две команды. Взрослый по очереди показывает каждой команде дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие и др.) и предлагает попытаться узнать, к какой группе они относятся, а также попробовать самостоятельно определить назначение каждого знака. Педагог обсуждает с детьми варианты ответов команд и определяет победителей игры. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

17. «Дорисуй дорожный знак»

Задачи: продолжать знакомить детей со знаками дорожного движения; развивать зрительную память, внимание.

Материалы: комплект картинок с недорисованными изображениями дорожных знаков, фломастеры.

Ход игры.

Дети выполняют задания индивидуально или в парах. Взрослый предлагает участникам дорисовать дорожные знаки и раскрасить их. Выигрывают участники, выполнившие задание без ошибок первыми.

Варианты:

Перекресток со светофором.

Пункт первой медицинской помощи.

Пункт питания.

Железнодорожный переезд.

Движение запрещено.

18. «Это я, это я, это все мои друзья!»

Задачи: помочь детям осознать, к чему может привести нарушение правил безопасного поведения на улицах и дорогах; учить быстро оценивать опасность ситуации и реагировать на нее; развивать слуховое внимание.

Ход игры.

Педагог читает текст и задает вопрос; если дети согласны. То хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны, то молчат.

Педагог:

- Кто из вас переходит дорогу по пешеходному переходу?

Дети:

- Это я, это я, это все мои друзья!

Педагог:

- Кто из вас при переходе не смотрит на сигнал светофора?

Дети молчат.

Педагог:

- Кто из вас знает, что красный сигнал светофора означает «хода нет»?

Дети:

- Это я, это я, это все мои друзья!

Педагог:

- Кто из вас гуляет по проезжей части дороги?

Дети молчат.

Педагог:

- Кто из вас побежит на проезжую часть дороги за укатившимся мячиком?

Дети молчат.

Педагог:

- Кто из вас уступает место в общественном транспорте?

Дети:

- Это я, это я, это все мои друзья!

Педагог:

- Кто из вас переходит дорогу только по пешеходному переходу?

Дети:

- Это я, это я, это все мои друзья!

Педагог:

- Кто при переходе дороги крепко держит взрослого за руку?

Дети:

- Это я, это я, это все мои друзья!

Педагог:

- Кто из вас знает правила поведения на дорогах? Кто из вас без затрудненья назовет правила движенья?

Дети:

- Это я, это я, это все мои друзья!

Педагог может продолжить перечень вопросов. Желательно при формулировке вопросов учитывать особенности местности, в которой находится детский сад и проживают дети.

Благодарю за внимание!

19 «Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Материал:: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

 «Когда грозит опасность»

 Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

 Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

 Описание: дети получают картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

20 «Я не должен»

 Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

 Материал: сюжетные картинки , связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например, изображение знака « — «).

 Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

21 «Как бы ты поступил?»

 Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

 Материал : сюжетные картинки по проблеме, призы.

 Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

  •  незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
  •  незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
  •  незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

 За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.

22 «Телефон»

 Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.

 Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

 Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

23 «Наши помощники растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Описание: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

24 «Знакомый, свой, чужой»

 Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

Материал: мяч.

 Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

25 «Мы — спасатели»

 Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

 Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

 Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.

26 «1,2,3, что может быть опасно — найди»

 Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

 Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы

 Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

27 «Выбери съедобные грибы и ягоды»

 Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

 Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

 Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

28«Подбери Танюшке игрушку»

 Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

 Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

 Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

29 «Что мы знаем о вещах»

 Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

 Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

 Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

30 «Я иголки не боюсь»

 Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

 Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

 Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

31 «Осторожность»

Цель: Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.

Материал: Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.

Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.

Описание:

Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.

Вариант 1

Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.

Вариант 2

Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.

32 «Основы безопасности в доме»

Цель: Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Материал: Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Описание: ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.

Вариант 1

Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.

Вариант 2

Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку. Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах

32 «Как избежать опасностей?» (дома)

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.

Материал: сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.

Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Вариант 1

Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

Вариант 2

Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.

33 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.

Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х — нельзя самому пользоваться

! — осторожно пользоваться.

Описание: ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Вариант 1

Проведение игры в игровом уголке старшей группы.

Вариант 2

У каждого ребенка по два условных знака Х !.Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.

34 «Так и не так»

Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.

Вариант 1

Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.

35«Домик Улитки»

Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: Соблюдать очередность.

Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.

Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

Вариант 1

Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.

Вариант 2

Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.

36 «Часы безопасности»

Цель: формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Материал: фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.

Описание:

1 вариант

В игре участвуют от 1 до 3 человек.

Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.

2 вариант

В игре участвуют 2 человека.

Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.

37«Найди и расскажи»

Цель:

- упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак,

рассказывать о его назначении;

-развивать интерес к изучению дорожных знаков.

Предварительная работа:

рассматривание дорожных знаков.

Материалы и оборудование: карточки с дорожными знаками

(демонстрационные и раздаточные).

Ход игры:

Задание 1. Педагог показывает дорожный знак, дети поднимают карточку с

изображением такого же знака.

Задание 2. Педагог называет дорожный знак, ребенок находит его.

Задание 3. Педагог предлагает играющим несколько ситуаций.

А) Мне надо перейти улицу. Какой знак мне может помочь?

Б) Мы поехали на прогулку за город. Хотим есть. Какой знак поможет найти

столовую? (и т.д.)

38 «Говорящие знаки»

Цель: узнать дорожный знак по описанию.

Предварительная работа: рассматривание дорожных знаков.

Материалы и оборудование: карточки для ведущего с текстом о дорожных

знаках, карточки с изображениями дорожных знаков у участников игры,

фишки.

Ход игры:

Педагог читает загадки о дорожных знаках. Участники игры находят

соответствующие знаки. Тот, кто первым выполнил задание, получает

фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Педагог. В голубом квадратике белый треугольник, а в нем идущий человек

(«Пешеходный переход»).

На дорожном знаке нарисованы вилка и нож («Пункт питания») .

В белом треугольнике с красной каемкой нарисованы бегущие дети

(«Осторожно, дети!»).

Внутри синего прямоугольника нарисован автобус или трамвай (место

остановки автобуса, трамвая).

В голубом прямоугольнике белый квадрат, а в нем красный крест («Пункт

первой медицинской помощи»).

В голубом прямоугольнике белый квадрат, а в нем кровать и красный крест

(«Больница»).

В голубом прямоугольнике белый квадрат, а в нем телефонная трубка

(«Телефон»).

В голубом прямоугольнике белый квадрат, а в нем нарисована кровать

(«Гостиница или мотель»).

39 «Найди такой же знак»

Цель: закрепить знание дорожных знаков. Оборудование: 2 комплекта

дорожных знаков.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель предлагает ребенку выбрать знак, назвать, что он

обозначает, и найти другой такой же.

Вариант 2. На доске развешаны дорожные знаки, воспитатель предлагает

отгадать загадку и найти на доске отгадку.

Загадки

Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

подумайте немножко:

Что здесь, свалка кирпича?

(«Проезд закрыт»)

Я в кругу с обводом красным,

Это значит: тут опасно.

Тут, поймите, запрещенье ...

(«Пешеходного движенья»)

В голубом иду я круге,

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко — ...

(«Пешеходная дорожка»)

Шли из сада мы с тобой,

Видим — знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет.

(«Велосипедная дорожка»)

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

(«Осторожно, дети!»)

Цель:

-уточнить представление о знаках, обозначающих переход через дорогу;

-закрепить знание отличия разрешающих и запрещающих знаков

Оборудование: дорожные знаки.

Ход игры.

Воспитатель напоминает о том, какие дорожные знаки существуют,

предлагает найти по описанию знаки предупреждающие («Дети»,

«Дорожные работы», «Железнодорожный переезд»), запрещающие («Въезд запрещен»,

«Движение на велосипеде запрещено»), предписывающие («Место остановки

автобуса», «Пункт питания», «Пункт первой помощи») и отдает каждый знак

отгадавшему ребенку. Затем предлагает детям собраться в группы по видам

знаков.

40 «Составь такой же знак»

Цель: закрепить знание названий и значения дорожных знаков.

Оборудование: основание дорожных знаков (треугольники, круги,

прямоугольники и квадраты), геометрические фигуры, силуэты.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать основание для дорожного знака, составить

его изображение и рассказать, какая может произойти история, если не

соблюдать его предписаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед по безопасности

Данный материал предназначен для детей младшей группы...

Картотека игр по безопасности (ОБЖ, пожарная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игрпо безопасности(ОБЖ, пожарная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр по безопасности жизнидеятельности дошкольников "Я и пожарная безопасность" (младший возраст)

Я и пожарная безопасность. «Назови картинку» (младший дошкольный возраст) Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение. Оборудование: картинки с изображением...

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности Безопасность зимой для детей дошкольного возраста

Цели: формировать представление о числе знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию;описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не п...

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности безопасность в детском саду для детей дошкольного возраста

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности Безопасность в доме для детей дошкольного возраста

Цель: Разъяснить детям, что простые вещи могут быть опасными для человека....

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ для детей дошкольного возраста

Учить детей совершать правильные действия при пожаре.Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару. Воспитывать в детях чуткость, сострадание, вз...