Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
картотека по обж
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost.docx | 83.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности
для детей старшего дошкольного возраста
- «Скорая помощь»
- «Когда грозит опасность»
- «Я не должен»
- «Как бы ты поступил?»
- «Телефон»
- «Наши помощники растения»
- «Знакомый, свой, чужой»
- «Мы – спасатели»
- «1, 2, 3, что может быть опасно – найди»
- «Выбери съедобные грибы и ягоды»
- «Подбери Танюшке игрушку»
- «Что мы знаем о вещах»
- «Я иголки не боюсь»
- «Осторожность»
- «Основы безопасности в доме»
- «Как избежать опасностей?» (дома)
- «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»
- «Так и не так»
- «Домик Улитки»
- «Часы безопасности»
Дидактические игры по безопасности в детском саду.
Цели:
- стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, воспитание в детях потребности к здоровому образу жизни;
- обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, в природе, и в различных жизненных ситуациях;
- формирование умения и навыков безопасного поведения.
Игра №1 «Скорая помощь»
Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).
Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
Игра №2 «Когда грозит опасность»
Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.
Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.
Описание: дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.
Игра №3 «Я не должен»
Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.
Материал: сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен» (например, изображение знака « — «).
Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.
Игра №4 «Как бы ты поступил?»
Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
Материал : сюжетные картинки по проблеме, призы.
Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
- незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
- незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
- незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.
Игра №5 «Телефон»
Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.
Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.
Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.
Игра №6 «Наши помощники растения»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Описание: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
Игра №7 «Знакомый, свой, чужой»
Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».
Материал: мяч.
Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
Игра №8 «Мы — спасатели»
Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.
Игра №9 «1,2,3, что может быть опасно — найди»
Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
Игра №10 «Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Игра №11 «Подбери Танюшке игрушку»
Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.
Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
Игра №12 «Что мы знаем о вещах»
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
Игра №13 «Я иголки не боюсь»
Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание , усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Игра №14 «Осторожность»
Цель: Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.
Материал: Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.
Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.
Описание:
Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.
Вариант 1
Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.
Вариант 2
Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.
Игра №15 «Основы безопасности в доме»
Цель: Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.
Материал: Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.
Описание: ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.
Вариант 1
Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.
Вариант 2
Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку. Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах.
Игра №16 «Как избежать опасностей?» (дома)
Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.
Материал: сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.
Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.
Вариант 1
Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.
Вариант 2
Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.
Игра №17 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»
Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.
Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х — нельзя самому пользоваться
! — осторожно пользоваться.
Описание: ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
Вариант 1
Проведение игры в игровом уголке старшей группы.
Вариант 2
У каждого ребенка по два условных знака Х ! .Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.
Игра №18 «Так и не так»
Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).
Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.
Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.
Вариант 1
Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.
Игра №19 «Домик Улитки»
Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: Соблюдать очередность.
Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.
Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.
Вариант 1
Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.
Вариант 2
Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.
Игра №20 «Часы безопасности»
Цель: формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Материал: фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.
Описание:
1 вариант
В игре участвуют от 1 до 3 человек.
Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.
2 вариант
В игре участвуют 2 человека.
Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.
Я – человек
«Умею – не умею»
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет. Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
«Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
«Найди пару»
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущением с завязанными глазами.
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
«Угадай, кто это»
Цель: учить детей умению мысленно воспроизводить образ через своё видение человека.
Воспитатель выбирает одного из детей ведущим. Остальные садятся в кружок на стульчики. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о коком – либо из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает место ведущего.
«Что есть у игрушки»
Цель: воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.
Оборудование: игрушки зверей, птиц, человечка, картинки с изображением разных людей.
Воспитатель предлагает ребёнку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой.
Примерные ответы детей: у уточки клювик, а у меня носик; мишка лохматый, а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки, две ноги. Солдатик и я - смелые, я живая, а кукла, хотя и передвигаются, но всё равно не живая.
«Мой портрет»
Цель: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности: лица, роста, возраста.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши; стенд для выставки; картинки с изображением детей (разных по возрасту, росту, внешности). Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с детьми разного возраста в игровых ситуациях. Спрашивает, какими дети себя видят: большими, маленькими или не очень маленькими. Дети отвечают, показывают на пальцах, сколько им лет, говорят, какими они хотят вырасти. Воспитатель предлагает детям нарисовать самих себя, какими они хотят быть.
По рисункам детей, выставленным на фланелеграфе, пытаются угадать, кто на них изображён. Воспитатель спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, - хороший или плохой.
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит твой реальный рост
Выше самых дальних звёзд.
«Кто я?»
Цель: расширить знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.
Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.
Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
«Садовник»
Цели: углублять представление ребёнка о самом себе; научить видеть индивидуальные особенности других людей.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Ведущий, Садовник, бросает мяч и говорит: « Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Даши». Дальше Садовник рисует словесный портрет (имя, возраст, цвет глаз), Садовником становится Даша.
Гигиена и этика
«Правила гигиены»
С помощью считалочки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание, обтирание.
«Эстафета»
Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.
Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.
На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.
« Ровным кругом»
Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.
Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски.
Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.
Ровным кругом друг за другом Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.
« Пылесос»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
Оборудование: 4 совка для мусора, 20 маленьких мячей, 4 корзины для мусора.
Ведущий разбрасывает по полу маленькие мячи, четверо детей собирают их совком без помощи рук. Пойманные мячи кладут в корзины.
«Как нужно ухаживать
за собой »
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
- Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
- Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
- Как часто нужно мыться? (Каждый день).
- Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
- Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
- Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
- Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
« Чтобы кожа была здоровой»
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.
Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Картинки
Ребёнок облизывает ссадины, порезы.
Мальчик в грязном белье.
Девочка надевает чужую обувь.
« Хвастунишка»
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Расскажи о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: «Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…»
« Определения»
Цель: научить ребёнка давать определения.
О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.
Средство для мытья волос – это…
Однородная масса для чистки зубов – это…
Кусок ткани для вытирания лица и тела – это…
Средства для мытья рук и тела – это…
Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.
« Как беречь зубы»
Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.
Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные картинки с продуктами питания.
На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания, объясняют свой выбор.
Я и опасные предметы
Я и опасные предметы
«Найди опасные предметы»
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.
«Отгадай загадку по картинке»
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
- На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок
Развесёлый огонёк.
(Настольная лампа)
2.Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
3.Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается.
( Утюг)
4.Режет хлеб,
Намажет масло. Но помни:
Есть с него опасно!
(Нож)
5.Два конца, два кольца,
Посередине – гвоздик.
(Ножницы)
6. Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.
(Иголка)
Я и улица
«Нарисуй дорожный знак»
Цель: закрепить дорожные знаки.
Детям дают бумагу и карандаши. За две минуты дети должны нарисовать дорожные знаки.
«Сигналы светофора»
Цель: развивать внимание.
Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.
«Мы водители»
Цель: развивать внимание.
Воспитатель даёт задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози…
Я учусь охранять свою жизнь и здоровье
«Опасно – не опасно»
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
«Наши помощники растения»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
ИГРЫ по ПДД
«Воробушки и кот»
Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей кота – выбывают из игры.
«Самый быстрый»
Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит» Раз, два, три – в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.
«К своим флажкам»
Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветными (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего:
«К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.
«Бегущий светофор».
Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
«Умелый пешеход».
Вариант 1. на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делаются два круга – внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.
«Мяч в корзину».
В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....
Картотека занятий-бесед из серии «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей старшего дошкольного возраста
Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизне...
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
дидактические игры по ОБЖ...
Дидактическая игра - лото по Основам Безопасности Жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра - лото по Основам Безопасности Жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка. Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста 1. «Скорая помощь» 2. «Когда грозит опасность» 3. «Я не долж...
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельностидля детей старшего дошкольного возраста...