Проект "Почки-листочки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Фролова Татьяна Леонидовна

Цель :Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochki-listochki.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Сказка»

с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

 Проект

«Почки-листочки»

Воспитатель: Фролова Т.Л.

ГО Верхняя Тура

2024 год

Проект «Почки-листочки»

Продолжительность проекта: краткосрочный (01.04.24-05.04.24)

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: воспитатель, родители и дети средней группы.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность: То, что мы заложим в наших детей в раннем детстве, будет являться носителем экологической культуры в дальнейшем. Формируя с дошкольного возраста экологические представления, следует обеспечивать детям непосредственный контакт с объектами природы и «живое» общение с ней. Это послужит основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Проблема: Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями весной, что такое почки, и могут ли листочки там убраться, почему появляются листочки, как это происходит.

Цель :

Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.

2. Обнаружить изменения в состоянии веток – почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.

3. Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).

4. Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях.

5. Вызвать у детей познавательный интерес к явлению распускания листьев на деревьях.

6. Развивать способности анализировать изменения, происходящие с растениями, находящимися в домашних и обычных условиях природы.

7. Развивать наблюдательность детей за природными объектами, явлениями, с ними происходящими; способность экспериментировать, делать умозаключения.

8. Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость исследований и наблюдений детей в природе в развитии познавательных способностей, любознательности.

9. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло).

  Этапы исследования

1 этап. Постановка проблемной ситуации.

 2 этап. Проведение исследования в группе и дома.

 3 этап. Вывод по исследовательской деятельности.

Предполагаемые продукты проекта

 

- Распустившиеся листочки на веточках и выросшие корешки.

- Подготовить сообщение (с фотографией или эскизом почек и листочков) о различных деревьях. (совместно с родителями).

  -Выставка творческих работ.

-После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло)

 

 

Перспективное планирование:

 

Формы работы              

Дата

Цели

Работа с родителями

Рассматривание картинок «Деревья»

Д/И : «Узнай по описанию»,
«Что сначала, что потом?»,
«С какого дерева листок?»
«Четвертый лишний и» др.

1.04-05.04

Уточнять представления детей о деревьях и их листочках, воспитывать любовь к природе.

Развитие логического мышления.

Рассматривание картинок деревьев в домашних условиях.

Наблюдение за веточками тополя в группе с водой и без воды.

Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент наблюдение за развитием почек веточек ивы. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло)

Рассматривание деревьев по дороге в детский сад.

Беседа: «В каких условиях появляются листья из почек».

Познакомить детей с условиями появления листьев из почек на примере некоторых видах растений.

Презентация на тему: «Изменения в природе весной»

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Чтение художественной литературы:

С.Прокофьева «Про маленький дубок»
Е.Благинина «Верба»

Закреплять с детьми название времен года; развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению; воспитывать познавательный интерес к художественной литературе.

Сравнение темпов появления листьев

Углубить и расширить знания детей о листьях растений. Способствовать развитию логического мышления, выработке полезных навыков, творческого отношения к делу.

Изобразительная деятельность «Первые листочки» (рисование с элементами аппликации)

Формирование у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Фотоотчет о проведении исследования в домашних условиях, рассказ детей.

Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость исследований и наблюдений детей в развитии познавательных способностей, любознательности.

Развивать способность экспериментировать в домашних условиях, делать умозаключения.

 

Приложение.

Беседа на тему: "В каких условиях появляются листья из почек"

Цель: Познакомить детей с условиями появления листьев из почек на примере некоторых видов деревьев.

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна -  

Сколько носиков зелёных!

(Т. Дмитриев)

  Спросите ребёнка, знает ли он, что уже наступила весна? А какие времена года он знает? Помнит ли он название весенних месяцев? Может ли он назвать приметы весны? Одна из этих примет - на деревьях распускаются листья.

Каждую весну мы можем наблюдать одно и тоже чудо - чуть становится теплее и выходит  солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видным зелёным "туманом" - набухающими почками.

  Рассматривание картинки с изображением набухших почек сирени.  

  Давайте приглядимся к дереву поближе.

  Ещё совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были тёмные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало - пора. Начался процесс  сокодвижения - сок от корней стал подниматься в верх  по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землёй всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыплёнок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие и сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И только этот побег начнет питаться от сока, он начнёт расти.

 Строение почки.

 Есть деревья, у которых сокодвижение происходит особенно сильно. Например, берёза или клён.  Если в этот период на стволе этих деревьев сделать надрез, то из него закапает древесный сок. Кажется, что дерево "плачет". И этот сок можно пить. У берёзы он совершенно безвкусный, и в него специально добавляют сахар. В Канаде, где растёт особый вид клёна, который так и называется "сахарный клён", его сок добывают чтобы изготовить сахарный сироп.              Как весной просыпаются деревья. Когда сок побежит по веткам, почки получат нужную им энергию и начнут усиленно расти.    Сорвите на улице веточку с куста (постарайтесь выбрать такую веточку, чтобы не нанести вред растению) и поставьте дома её в стакан с водой. И тогда на ваших глазах случится чудо - буквально за пару дней из почек проклюнутся листики, и вскоре вся ветка покроется молодыми побегами и цветами. Отгадайте загадку: Эти маленькие бочки распечатает весна,                                

 А пока в них спят листочки и растут во время сна.