Проект "Почки-листочки"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель :Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Сказка»
с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников
Проект
«Почки-листочки»
Воспитатель: Фролова Т.Л.
ГО Верхняя Тура
2024 год
Проект «Почки-листочки»
Продолжительность проекта: краткосрочный (01.04.24-05.04.24)
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: воспитатель, родители и дети средней группы.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность: То, что мы заложим в наших детей в раннем детстве, будет являться носителем экологической культуры в дальнейшем. Формируя с дошкольного возраста экологические представления, следует обеспечивать детям непосредственный контакт с объектами природы и «живое» общение с ней. Это послужит основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Проблема: Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями весной, что такое почки, и могут ли листочки там убраться, почему появляются листочки, как это происходит.
Цель :
Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.
2. Обнаружить изменения в состоянии веток – почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
3. Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).
4. Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях.
5. Вызвать у детей познавательный интерес к явлению распускания листьев на деревьях.
6. Развивать способности анализировать изменения, происходящие с растениями, находящимися в домашних и обычных условиях природы.
7. Развивать наблюдательность детей за природными объектами, явлениями, с ними происходящими; способность экспериментировать, делать умозаключения.
8. Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость исследований и наблюдений детей в природе в развитии познавательных способностей, любознательности.
9. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло).
Этапы исследования
1 этап. Постановка проблемной ситуации.
2 этап. Проведение исследования в группе и дома.
3 этап. Вывод по исследовательской деятельности.
Предполагаемые продукты проекта
- Распустившиеся листочки на веточках и выросшие корешки.
- Подготовить сообщение (с фотографией или эскизом почек и листочков) о различных деревьях. (совместно с родителями).
-Выставка творческих работ.
-После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло)
Перспективное планирование:
Формы работы | Дата | Цели | Работа с родителями |
Рассматривание картинок «Деревья» Д/И : «Узнай по описанию», | 1.04-05.04 | Уточнять представления детей о деревьях и их листочках, воспитывать любовь к природе. Развитие логического мышления. | Рассматривание картинок деревьев в домашних условиях. |
Наблюдение за веточками тополя в группе с водой и без воды. | Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент наблюдение за развитием почек веточек ивы. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло) | Рассматривание деревьев по дороге в детский сад. | |
Беседа: «В каких условиях появляются листья из почек». | Познакомить детей с условиями появления листьев из почек на примере некоторых видах растений. | ||
Презентация на тему: «Изменения в природе весной» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. | ||
Чтение художественной литературы: С.Прокофьева «Про маленький дубок» | Закреплять с детьми название времен года; развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению; воспитывать познавательный интерес к художественной литературе. | ||
Сравнение темпов появления листьев | Углубить и расширить знания детей о листьях растений. Способствовать развитию логического мышления, выработке полезных навыков, творческого отношения к делу. | ||
Изобразительная деятельность «Первые листочки» (рисование с элементами аппликации) | Формирование у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей, фантазии, воображения. | ||
Фотоотчет о проведении исследования в домашних условиях, рассказ детей. | Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость исследований и наблюдений детей в развитии познавательных способностей, любознательности. | Развивать способность экспериментировать в домашних условиях, делать умозаключения. |
Приложение.
Беседа на тему: "В каких условиях появляются листья из почек"
Цель: Познакомить детей с условиями появления листьев из почек на примере некоторых видов деревьев.
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна -
Сколько носиков зелёных!
(Т. Дмитриев)
Спросите ребёнка, знает ли он, что уже наступила весна? А какие времена года он знает? Помнит ли он название весенних месяцев? Может ли он назвать приметы весны? Одна из этих примет - на деревьях распускаются листья.
Каждую весну мы можем наблюдать одно и тоже чудо - чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видным зелёным "туманом" - набухающими почками.
Рассматривание картинки с изображением набухших почек сирени.
Давайте приглядимся к дереву поближе.
Ещё совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были тёмные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало - пора. Начался процесс сокодвижения - сок от корней стал подниматься в верх по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землёй всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыплёнок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие и сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И только этот побег начнет питаться от сока, он начнёт расти.
Строение почки.
Есть деревья, у которых сокодвижение происходит особенно сильно. Например, берёза или клён. Если в этот период на стволе этих деревьев сделать надрез, то из него закапает древесный сок. Кажется, что дерево "плачет". И этот сок можно пить. У берёзы он совершенно безвкусный, и в него специально добавляют сахар. В Канаде, где растёт особый вид клёна, который так и называется "сахарный клён", его сок добывают чтобы изготовить сахарный сироп. Как весной просыпаются деревья. Когда сок побежит по веткам, почки получат нужную им энергию и начнут усиленно расти. Сорвите на улице веточку с куста (постарайтесь выбрать такую веточку, чтобы не нанести вред растению) и поставьте дома её в стакан с водой. И тогда на ваших глазах случится чудо - буквально за пару дней из почек проклюнутся листики, и вскоре вся ветка покроется молодыми побегами и цветами. Отгадайте загадку: Эти маленькие бочки распечатает весна,
А пока в них спят листочки и растут во время сна.