Консультация для педагогов на тему: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка- дошкольника»
консультация по окружающему миру
Роль воспитателя в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является ключевой. Воспитатель не только передает знания о природе и экологии, но и формирует у детей уважение и заботу о окружающей среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Консультация для педагогов на тему:
«Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка- дошкольника»
Подготовила: Фатуллаева Л.А.,
воспитатель экологического образования
1 кв. категории
«В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни» (Леонардо да Винчи)
Роль воспитателя в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является ключевой. Воспитатель не только передает знания о природе и экологии, но и формирует у детей уважение и заботу о окружающей среде.
«Образовательная функция»: Воспитатель знакомит детей с основами экологии, учит их различать растения и животных, объясняет важность сохранения природы.
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.
«Формирование экологической культуры»: Воспитатель способствует развитию у детей экологической сознательности, формируя понимание того, как их действия влияют на окружающий мир.
Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.
«Организация практической деятельности»: Воспитатели могут организовывать экскурсии на природу, занятия по уходу за растениями, а также различные игры и проекты, связанные с экологией.
Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее:
«Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их».
Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!»
Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой.
Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле:
«Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
«Модель поведения»: Воспитатель сам должен демонстрировать экологически ответственное поведение, что станет примером для подражания для детей.
«Сотрудничество с родителями»: Важным аспектом является вовлечение родителей в экологическое воспитание, что способствует созданию единой среды для обучения и формирования экологических привычек.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Таким образом, воспитатель играет важную роль в формировании у детей осознанного отношения к природе и экологии, что закладывает основы для их будущего поведения как ответственных граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"
Самостоятельно детям трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются....

Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»....
Консультация для педагогов Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети ...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника".
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Самостояте...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Сообщение на тему «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и ра...