Консультация для педагогов на тему: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка- дошкольника»
консультация по окружающему миру

Фатуллаева Лидия Александровна

Роль воспитателя в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является ключевой. Воспитатель не только передает знания о природе и экологии, но и формирует у детей уважение и заботу о окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

Консультация для педагогов на тему:

«Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка- дошкольника»

Подготовила: Фатуллаева Л.А.,

 воспитатель экологического образования

1 кв. категории

C:\Users\Irina\Desktop\attachment (2).png

«В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни» (Леонардо да Винчи)

Роль воспитателя в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является ключевой. Воспитатель не только передает знания о природе и экологии, но и формирует у детей уважение и заботу о окружающей среде.

«Образовательная функция»: Воспитатель знакомит детей с основами экологии, учит их различать растения и животных, объясняет важность сохранения природы.

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.

«Формирование экологической культуры»: Воспитатель способствует развитию у детей экологической сознательности, формируя понимание того, как их действия влияют на окружающий мир.

Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

 «Организация практической деятельности»: Воспитатели могут организовывать экскурсии на природу, занятия по уходу за растениями, а также различные игры и проекты, связанные с экологией.

Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: 

«Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их».

 Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» 

Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой.

Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: 

«Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

 «Модель поведения»: Воспитатель сам должен демонстрировать экологически ответственное поведение, что станет примером для подражания для детей.

 «Сотрудничество с родителями»: Важным аспектом является вовлечение родителей в экологическое воспитание, что способствует созданию единой среды для обучения и формирования экологических привычек.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Таким образом, воспитатель играет важную роль в формировании у детей осознанного отношения к природе и экологии, что закладывает основы для их будущего поведения как ответственных граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"

Самостоятельно детям трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются....

Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»....

Консультация для педагогов Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети ...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника".

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Самостояте...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Сообщение на тему «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

   При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и ра...