Наши помощники – органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Кравченко Дарья

Конспект занятия по познавательному развитию "Наши помошники - органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Воспитатель: Кравченко Дарья Сергеевна

Цель: Знакомство детей с органами чувств человека.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять структуру поверхности, форму предмета и т. д.).

Развивающие задачи:

1. Активизировать работу органов чувств детей по распознанию разных предметов. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов.

2. Обогащать чувственные впечатления в речи. Активизировать словарь детей словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе; отвечать на вопросы воспитателя понятно и полным ответом.

Воспитательные задачи:

1. Сформулировать вместе рекомендации по охране органов чувств.

2. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование:

• Вывески с названием лабораторий и названием института

• Мяч

• Книга-энциклопедия для заполнения

• Картинки для вклеивания в энциклопедию

• Яйца от киндер-сюрпризов с отверстиями, заполненные чесноком, зернами кофе, кожурой от апельсина

• Пластиковые стаканчики с соленой, сладкой, кислой водой

• «Тактильные ладошки»

• Повязка для игры «Узнай по голосу»

• Конверт с письмом

• 5 конвертов с загадками и картинками-отгадками

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

- Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- На чем можно путешествовать?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в институт Здоровья. Вы знаете, что такое институт? (варианты ответов детей). Верно, это учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытов, экспериментов. Отправимся мы на необычном транспорте, вот на этом большом волшебном мячике. Вы готовы? Тогда в путь!

- Присядьте все вокруг мяча, положите руки на него, крепко закройте глаза и дружно повторяйте за мной волшебные слова: мячик, мячик, раз, два, три, в институт Здоровья нас перенеси (дети садятся на ковер вокруг мяча и повторяют слова с закрытыми глазами, в это время педагог открывает табличку на мольберте «Институт Здоровья»).

2. Актуализация знаний.

- Можете открыть глаза. Вот мы и прибыли с вами в институт Здоровья. Здесь работают самые настоящие ученые.

- Ребята, а вы знаете, кто такие ученые? (варианты ответов детей) Верно, это люди, которые занимаются изучением какой-либо науки, ставят опыты, проводят эксперименты.

- Посмотрите, ребята, здесь какое-то письмо (педагог обращает внимание детей на конверт.). Письмо адресовано нам, давайте его прочтем. Педагог читает письмо:

«Дорогие ребята группы «Смайлики», мы ученые института Здоровья в своих лабораториях изучаем органы чувств человека, чтобы написать энциклопедию для ребят детского сада «Журавушка». Но не успели ее закончить, так как нам срочно пришлось уехать. Помогите нам, пожалуйста, заполнить пустые страницы энциклопедии и передать ее детям вашего детского сада. Наши лаборатории открыты, и вы можете провести все необходимые эксперименты и исследования самостоятельно. Желаем вам успехов в вашей исследовательской деятельности».

- Ребята, вот эта энциклопедия. Посмотрите, какая она красивая и в ней действительно много пустых страниц (педагог листает энциклопедию и обращает внимание детей на пустые страницы в ней). А на обложке написано «Энциклопедия органов чувств». Вы знаете, что такое энциклопедия? (Это книга, научное справочное пособие, которое содержит определенную информацию. Например, о животных, о транспорте, о растениях, о медицине и т.д.). Как вы думаете, что такое органы чувств? (Органы, которые помогают нам ощущать температуру, вкус, запах, слышать звуки и т.д.). Вы все верно рассуждаете. Нам осталось только проверить правильность ваших мыслей опытным путем. Давайте скорей приступим к работе, выясним все про органы чувств человека: сколько их бывает, какие они и для чего нужны и заполним пустые страницы энциклопедии. Вы готовы к работе? Итак, в путь!

3. Создание проблемной ситуации, открытие нового знания.

Лаборатория 1 ОРГАН СЛУХА

- Посмотрите, на первой странице энциклопедии написана цифра 1. Это и есть номер лаборатории. Где она? Проходите в лабораторию.

- Чтобы узнать, какой орган чувств здесь изучают, необходимо отгадать загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле…(Ушки)

- Давайте проверим, правильно ли мы отгадали. Давид, открой, пожалуйста, отгадку (ребенок открывает картинку с изображением уха). А сколько ушей у человека? (2) А у кошки? (2) А у Никиты и Вероники? (4) Молодцы!

- Ребята, а зачем человеку уши? (варианты ответов детей) А может ли другой орган выполнять эту работу? Давайте проведем эксперимент и проверим.

- Вставайте все в круг (проводится игра «Узнай по голосу»)

«Ева, ты стоишь в кругу,

Тебя позовут тебя: «Ау».

Глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай».

- Ева, кто тебя позвал? (Богдана). Как ты узнала? Где она стоит: справа, слева? Какой орган чувств помог тебе отгадать? (орган слуха)

Значит для чего человеку уши? (чтобы слышать). Действительно, ребята, наши уши помогают нам слышать окружающие нас звуки. Поэтому их так и называют – орган слуха.

- Итак, мы с вами выяснили, что уши помогают человеку не только слышать звуки, но и различать их, определять направление, откуда он исходит.

- А наши ушки могут нас предупредить об опасности? (Да, услышать сигнал автомобиля на дороге, сигнал сирены пожарной машины, грозу и т.д., и правильно отреагировать).

- Ребята, а нужно беречь орган слуха? Что для этого необходимо делать?

(Не слушать громкую музыку, не кричать в ухо другу, не ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, защищать от сильного ветра и мороза, чисть ушки ушными ватными палочками, но чистить их вам должны родители).

- Вот как много всего мы выяснили об органе слуха. Давайте внесем эту информацию в энциклопедию (дети выбирают подходящие картинки, что можно услышать ушами и вклеивают их на страницу энциклопедии). Первая страница готова.

Лаборатория 2 – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

- Какой номер лаборатории записан на следующей странице? (2) Давайте пройдем в эту лабораторию (переходят и садятся за стол с табличкой «Лаборатория № 2»). Присаживайтесь. Чтобы узнать какой орган чувств изучают здесь, отгадайте следующую загадку:

За поляною — гора,

Под горою есть дыра,

А в горе — две печки

День и ночь жарою пышут,

То сопят, то ровно дышат.

Что же это за гора?

Дать ответ тебе пора! (НОС)

- Давайте проверим, откройте картинку. Молодцы, отгадали.

- Как вы думаете, для чего человеку нос? (дышать, нюхать) А может ли человек дышать без носа? Давайте проведем эксперимент и проверим. Закройте пальчиками нос и подышите. Что вам захотелось сделать? (сделать вдох ртом). Так может человек дышать без носа? (да, с помощью рта) Но человеку иногда необходимо есть. И когда мы пережевываем пищу, наш рот закрыт. Давайте представим, что мы кушаем. А теперь закройте нос. Смогли вы дышать с закрытым носом? (нет). Значит для чего нам нужен нос? (чтобы дышать).

- Еще вы сказали, что нос нам нужен, чтобы различать запахи. Давайте это проверим с помощью эксперимента. Для этого ученые нам оставили вот эту коробку. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. Здесь какие-то контейнеры. Мы можем определить, что в них? Как? А если мы не сможем открыть контейнеры, как нам узнать, что в них? (дети предлагают варианты решения проблемы) Давайте каждый возьмет по одному контейнеру и попробует определить, что в нем. Только одно условие: открывать их нельзя. Что у вас в контейнерах? Как вы это узнали? (понюхали) А сейчас давайте проверим достоверность ваших предположений, поменяйтесь контейнерами. Верно определил ваш сосед, что спрятано в контейнере? Давайте откроем и проверим, правы ли мы.

- Какой орган чувств помог нам определит, что спрятано в контейнере? Значит, для чего человеку нужен нос?

- Верно, ребята. Нос тоже важный орган чувств человека. Его называют органом обоняния.

- Как вы думаете, нужно ли беречь нос? А как? (Не ковырять, не втягивать воду, одеваться по погоде, чтобы не было насморка, высмаркивать нос, если в нём скапливается слизь).

Давайте запишем все, что мы узнали об органе обоняния в нашу энциклопедию (дети заполняют вторую страницу энциклопедии).

Лаборатория № 3 – ОРГАН ЗРЕНИЯ

- Какой номер указан на следующей странице? (3). Давайте пройдем в лабораторию номер 3. Отгадайте, какой орган чувств изучают здесь:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (ГЛАЗА).

- Давайте проверим, откройте картинку. Молодцы.

- В этой лаборатории ученые изучают работу наших глаз. Для чего нам нужны глаза? А может ли с этой работой справиться орган обоняния, орган слуха? Давайте проведем эксперимент и проверим. Ребята, повернитесь ко мне спиной, я буду выполнять движения, а вы попробуйте отгадать их и повторить. А почему вы не можете повторить мои движения? Как, вы не смогли почувствовать носом? И орган слуха вам в этом не помог? Почему? Вам нужно увидеть эти движения. Какой орган чувств вам поможет это сделать? (глаза). Давайте вместе выполним движения, которые я показывала.

Физкультминутка.

Веселые руки

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

- Верно, глаза важный орган чувств человека. Его называют органом зрения. Зачем нам нужен орган зрения? (Увидеть красоту природы; окружающий мир, помогают нам, когда мы рисуем, лепим; когда идем по улице, мы всегда смотрим под ноги. Он помогает нам видеть окружающий нас мир).

- Как вы думаете, нужно заботиться об органе зрения? (Глаза не три, лёжа книжку не смотри, у экрана телевизора не сиди, не рисуй, склонившись низко).

- А еще, чтобы сохранить здоровье наших глаз можно делать специальную гимнастику. Давайте присядем на коврик и проведем зарядку для наших глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

- Молодцы. Если вы каждый день будете делать гимнастику для глаз, ваши глаза будут здоровы.

- А теперь все что мы выяснили об органе зрения, нужно занести в нашу энциклопедию (дети заполняют страницу)

Лаборатория № 4 – ОРГАН ВКУСА

- Какой номер лаборатории указан на следующей странице? (4) Давайте перейдем в лабораторию № 4. (дети присаживаются на стульчики полукругом возле мольберта). Отгадайте, какой орган чувств изучают ученые здесь:

Всегда во рту,

А не проглотишь (ЯЗЫК).

- Давайте проверим. Открывайте картинку. Верно, это язык. Для чего людям язык? (варианты ответов детей)

- Чтобы говорить? Давайте как настоящие ученые проверим это с помощью эксперимента. Скажите слово «пароход». А теперь постарайтесь произнести это слово, но при этом не двигая языком. Получилось? Значит нужен нам язык чтобы говорить?

- А для чего еще нам нужен язык? Давайте проведем еще один эксперимент и выясним это.

- Ребята, на этом столе стоят стаканчики с напитками. Могут ли нам помочь глазки и носик определить, что за напитки в стаканчиках? Какого они цвета? (Прозрачного). Чем пахнут? (Без запаха). Как же узнать? (Попробовать на вкус). Какой орган чувств помог вам определить это? (язык)

- Верно, ребята, именно язык помогает нам определять вкус и температуру напитка. Язык так и называют – орган вкуса. На языке имеются вкусовые и тактильные рецепторы, определяющие вкус и температуру.

- А этот орган чувств нужно беречь? (Не есть слишком горячую пищу, потому что можно обжечься. Еще нельзя разговаривать во время еды, потому что можно прикусить язык.

- Сколько много полезного мы узнали об органе вкуса – языке. Давайте разместим эту информацию в нашей энциклопедии (дети заполняют страницу книги).

Лаборатория № 5 – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

Какой номер лаборатории указан на следующей странице? (5) Переходим в лабораторию № 5. Давайте отгадаем загадку и узнаем, какой орган чувств изучают в этой лаборатории.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (кожа)

- Как вы думаете, для чего человеку кожа? (варианты ответов детей) Давайте проведем эксперимент и выясним, для чего еще человеку кожа, и почему она является органом чувств.

- Проводится игра «Тактильные ладошки».

- Ребята, достаньте из мешочка ладошку. Расскажите о своих ощущениях. (Острая, гладкая, пушистая, мягкая, шершавая и др.).

С помощью какого органа чувств нам удалось угадать, какая ладошка лежит в мешочке? Именно с помощью кожи, мы можем определить какой предмет: холодный или горячий, острый, мягкий, шершавый. Кожу называют органом осязания. Кожные рецепторы воспринимают прикосновения, температуру, чувство боли. Распределены рецепторы неравномерно, большое их количество находится в коже кончиков пальцев рук, ладоней, подошв, губ. Намного меньше рецепторов в коже спины, бёдер.

- Как вы думаете, ребята, важно ли сохранять кожу здоровой? Как? (Заботиться о её чистоте, не допускать переохлаждения, ожогов).

- Давайте все, что мы узнали об органе осязании внесем в нашу энциклопедию.

4. Обобщение знаний.

- Посмотрите, ребята, остались последние незаполненные страницы. На одной из них написано «Можно», а на другой «нельзя». Давайте пройдем в последнюю лабораторию и узнаем, чего не хватает на этих страницах. (дети проходят к лаборатории № 6, на столе лежит конверт с надписью: «Правила сохранения здоровья органов чувств»)

- Ребята, посмотрите. Здесь конверт. На нем написано «правила сохранения здоровья органов чувств». Давайте посмотрим, что там внутри (открывают конверт, в нем картинки с изображением как сохранить здоровье). Ребята, посмотрите, на них изображены правила, как сохранить здоровье органов чувств. Давайте распределим их. На красную страницу приклеим, что нельзя делать, а на зелёную – что нужно делать, чтобы наши органы чувств были здоровы. (дети заполняют страницы)

5. Итог занятия.

- Вот теперь все страницы нашей энциклопедии заполнены. А нам пора вернуться в наш детский сад. Где наш волшебный мяч? (дети садятся на коврик вокруг мяча, кладут на него руки, закрывают глаза и произносят волшебные слова. Педагог в это время убирает вывеску «Институт здоровья»):

«Мячик, мячик, раз, два, три,

В детский сад нас перенеси».

- Вот мы и снова с вами в детском саду. Где мы сегодня побывали? Что мы там делали? Что мы узнали? Сколько органов чувств у человека? Назовите их. Молодцы, ребята. Ну а теперь нам пора взять нашу энциклопедию и познакомить с новыми знаниями всех ребят «Журавушка».

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы уходя?

(Дети прощаются с гостями и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...