Проект "Лук-лучок"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект для детей средней группы «Лук-лучок»
Актуальность проекта
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.
На пятом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у
ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные
операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует
познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие
учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами
математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Проблема: можно ли вырастить лук на подоконнике? Чем может быть
полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств
лука
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию зелёного
Лука в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать
этапами проведения опыта
Задачи:
1. Формировать представление о луковичных и их назначении
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной
культуры
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах
4. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую
росту и развитию растений (свет, вода, тепло)
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление,
срезка, употребление в пищу
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный
Срок проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели
Объект исследования: репчатый лук
Предварительная работа: Знакомство с художественным произведением
Дж. Родари «Чиполлино», чтение сказки «Три брата», стихотворений,
пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок; рассматривание
строение лука, иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их
по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на
огороде и дома, о свойствах лука.
Планируемый результат:
- дети научатся сажать и ухаживать за луком;
- познакомятся с условиями его выращивания;
- у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в
комнатных условиях;
- дети узнают о пользе зелёного витамина
Работа с родителями:
1. Для проведения проекта принести контейнеры, землю, луковицы для
посадки;
2. Подобрать рецепты блюд с луком
3.Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с
детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не
болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически никто
не знал, и всем детям очень хотелось узнать
1 ЭТАП – подготовительный
- разработка модели (схемы) по выращиванию лука
- подбор научной и художественной литературы о свойствах и пользе лука
-дидактических игр, иллюстраций и трафаретов для рисования
- подготовить землю, лейки
- подбор загадок, пословиц, поговорок
2.ЭТАП-Основной
- Исследование репчатого лука по опорной таблице «Расскажи-ка»
- Беседа: «Для чего нужен огород на подоконнике?»
- Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты»
- Чтение сказки «Лук – зелёный друг»
- продуктивная деятельность: рисование «Зелёный лук», пластилинография «Лук»
- загадки, поговорки, пословицы про лук и про овощи
- посадка лука в землю
- наблюдение за ростом лука при благоприятных условиях
- консультация для родителей «Лук – лекарственное растение»
- рисунки и поделки из лука на тему «Лук – мой друг»
- любимые рецепты с луком
3. Заключительный (Презентация проекта)
- фотовыставка выращенного лука
- выращенный лук использовать в еде
- создать книгу любимых рецептов группы с луком и книги сказок «Путешествие моего лука»
- фотовыставка нашего исследования «Как мы выращивали лук».
Заключение:
Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности. Они узнали, что луку, как и любому растению, нужны: свет, тепло, вода. Чтобы вырастить лук, нужно трудиться: посадить луковицы, рыхлить землю, поливать растения. В луке много витаминов. Узнали, где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук.
Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Вывод
Стрелки лука, которые растут в земле. высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива). Зеленый лук срезали и подали на стол, на обед.
Приложение
Загадки про лук:
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед,
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь как слезы прольешь
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил …(лук)
Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает
Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает
Пословицы и поговорки о луке
Лук добро и в бою, и во щах
Лук да баня все правят
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться
Лук от семи недуг
Кто ест лук, того бог избавит вечных мук
Облупил, как луковку
Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая
Беседа для родителей «Огород на подоконнике»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время – это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд- это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в то же самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать, насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.