Проект "Лук-лучок"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гусейнова Наталья Владимировна

Проект для детей средней группы "Лук-лучок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk-luchok.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей средней группы «Лук-лучок»

Актуальность проекта                                                

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

На пятом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у

ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные

операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует

познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие

учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами

математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Проблема: можно ли вырастить лук на подоконнике? Чем может быть

полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств

лука

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию зелёного

Лука в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать

этапами проведения опыта

Задачи:

1. Формировать представление о луковичных и их назначении

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной

культуры

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах

4. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую

росту и развитию растений (свет, вода, тепло)

Формы работы:

Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление,

срезка, употребление в пищу

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Объект исследования: репчатый лук

Предварительная работа: Знакомство с художественным произведением

Дж. Родари «Чиполлино», чтение сказки «Три брата», стихотворений,

пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок; рассматривание

строение лука, иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их

по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на

огороде и дома, о свойствах лука.

Планируемый результат:

- дети научатся сажать и ухаживать за луком;

- познакомятся с условиями его выращивания;

- у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в

комнатных условиях;

- дети узнают о пользе зелёного витамина

Работа с родителями:

1. Для проведения проекта принести контейнеры, землю, луковицы для

посадки;

2. Подобрать рецепты блюд с луком

3.Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с

детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не

болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически никто

не знал, и всем детям очень хотелось узнать

1 ЭТАП – подготовительный

- разработка модели (схемы) по выращиванию лука

- подбор научной и художественной литературы о свойствах и пользе лука

-дидактических игр, иллюстраций и трафаретов для рисования

- подготовить землю, лейки

- подбор загадок, пословиц, поговорок

2.ЭТАП-Основной

- Исследование репчатого лука по опорной таблице «Расскажи-ка»

- Беседа: «Для чего нужен огород на подоконнике?»

- Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты»

- Чтение сказки «Лук – зелёный друг»

- продуктивная деятельность: рисование «Зелёный лук», пластилинография «Лук»

- загадки, поговорки, пословицы про лук и про овощи

- посадка лука в землю

- наблюдение за ростом лука при благоприятных условиях

- консультация для родителей «Лук – лекарственное растение»

- рисунки и поделки из лука на тему «Лук – мой друг»

- любимые рецепты с луком

3. Заключительный (Презентация проекта)

- фотовыставка выращенного лука

- выращенный лук использовать в еде

- создать книгу любимых рецептов группы с луком и книги сказок «Путешествие моего лука»

- фотовыставка нашего исследования «Как мы выращивали лук».

Заключение:  

Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности. Они узнали, что луку, как и любому растению, нужны: свет, тепло, вода. Чтобы вырастить лук, нужно трудиться: посадить луковицы, рыхлить землю, поливать растения. В луке много витаминов. Узнали, где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук.

Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость.

Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Вывод
Стрелки лука, которые растут в земле. высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива).
 Зеленый лук срезали и подали на стол, на обед.

                                        Приложение

Загадки про лук:

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед,
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь как слезы прольешь

Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил …(лук)

Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет

 

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает

 

Сарафан не сарафан,

платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

досыта наплачешься

 

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели

Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь

  

Птица в норе,

Хвост во дворе.

Кто перья выдирает,

Тот слезы утирает

 

Пословицы и поговорки о луке

Лук добро и в бою, и во щах

Лук да баня все правят

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться

Лук от семи недуг

Кто ест лук, того бог избавит вечных мук

Облупил, как луковку

Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая

Беседа для родителей «Огород на подоконнике»

 В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время – это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.      Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

 Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд- это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в то же самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать, насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.