Конспект занятия «Ознакомление детей с историей родного края через музейную педагогику «Экскурсия в музей старины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боброва Ирина Анатольевна

Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами

Образовательные задачи:

-продолжать формировать  представления детей о музеи;  с предметами быта русского народа ;

-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;

-обогащать словарь за счет новых слов: музей, экспонат, коромысло, чугунок, ухват.  

Развивающие задачи:

-развивать любознательность,  интерес к истории родного края.

-развивать творческую способность, фантазию, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;

-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству.

Материалы и оборудование: «Русская изба», печка, коромысло, чугунок, ухват, деревянная ложка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия «Ознакомление детей с историей родного края через музейную педагогику                                                                    «Экскурсия в музей старины»

 

Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами

Образовательные задачи:

-продолжать формировать  представления детей о музеи;                              с предметами быта русского народа ;

-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;

-обогащать словарь за счет новых слов: музей, экспонат, коромысло, чугунок, ухват.  

Развивающие задачи:

-развивать любознательность,  интерес к истории родного края.

-развивать творческую способность, фантазию, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;

-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству.

Материалы и оборудование: «Русская изба», печка, коромысло, чугунок, ухват, деревянная ложка.  

Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, чтение литературы.

Ход занятия:

Добрый день, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду

Здравствуйте ребята! (дети здороваются).

Меня зовут Ирина Анатольевна.

-Мы друг другу – "здравствуете" сказали, а что означает это слово? (Пожелать кому – то здоровья).

Верно, это слово не простое. Еще с давних времен на Руси, повелось, при встрече с человеком желать ему здравствовать, т. е. - быть здоровым.

- Ребята! Вы со мной поздоровались , мне здоровья пожелали ,но к нам ещё  пришли гости, поздороваемся с ними!

Дети: Здравствуйте!

- Молодцы.

Воспитатель: Вводная часть (мотивация)

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Возьму с собой и вас, своих друзей.

И мы отправимся в музей.

 Воспитатель: Ребята, скажите, вы знаете, что такое музей?

Дети: Да

Воспитатель:

-Правильно, музей-это место где хранится много красивых , редких и ценных вещей.

Воспитатель:

-Ребята как называются предметы , которые находятся в музее?

(ответы детей).

-Правильно, экспонаты.

Воспитатель:

-Скажите, как называют человека, который работает в музее, рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей)

-Экскурсовод, это человек, который проводит экскурсии по музею и рассказывает об экспонатах.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас посещал музей?

Дети: Да (нет)

Воспитатель:

Дети, но при посещение музея нужно соблюдать правила:

1. В музее вести себя тихо и скромно. слушать экскурсовода.

2. Экспонаты без разрешения руками не трогать.

3. После окончания лекции обязательно поблагодарить экскурсовода.

Воспитатель: Вот мы и узнали правила поведения в музее.

-Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

 Вокруг себя повернись и в музее очутись.

 Воспитатель: Дети , на что похоже это место?

 Дети: Это место похоже на русскую избу.

 Воспитатель: Верно, наш музей похож на избу, и называется он «Музей русской старины»

По музею я хожу,

На старинные предметы я гляжу.

И о том, как жили люди на Руси

Своим друзьям я расскажу.

- Что то прохладно стало . Что нужно сделать ,чтобы в избе стало теплее?

В избе – изба

На избе – труба

Зашумело в избе

Загудело в трубе

Видит пламя народ

А тушить не идёт

Что это такое?

Правильно , печка.

А что такое печка? Для чего она нужна?

Печка-сердце дома. Печку топили  дровами  и дома было тепло. На печке готовили  пищу: варили суп, кашу и картошку. Грели молоко. Еда целый день в печке была горячая. Зимой дети катались на горке , прибегали домой, пили горячее молоко и залезали на печку греться. Слушали сказку и засыпали. Ещё зимой сушили на печке грибы, вещи.

-Время к обеду. Надо обед варить, ох а воды у меня нет.  

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

По плечам дугой повисло

Держит вёдра КОРОМЫСЛО

А как же воды принести? На чем и как раньше носили воду?

Дети: На коромысле.

- А что такое коромысло?

Коромысло -  В доме всегда должна была быть вода.                          Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра.                   Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины.

- Так печку затопили , воды принесли пора и обед готовить. Он как круглая кастрюля  

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит..

А в чем же раньше готовили пищу?

Дети: Чугунках, горшках.

- Правильно, в чугунках. Что за чугунок такой замечательный? Кто знает?

Чугунок- это посуда для варки пищи в печи , сделан он из прочного металла чугуна. В чугунках готовили супы. Каши и картошку. И еда долго была горячей.  

Ну вот и каша готова. Только очень горячая. А чем же мне подхватить чугунок?

Не бык, а бодает

Не  ест, а еду хватает

Что схватит –отдает

А сам в угол идет?

-Правильно ухват. Еще ухват называли рогач.

Ну вот и кашка на столе. А что же не кушаете?

 Сами не едим,

А людей кормим

-Правильно. Ложка. Кто знает про ложку?

Ну вот и хорошо, покушали ,теперь можно и скаку слушать. Куда ты побежала , и куда ты села?

У бабушки есть сейф

Давно уже не новый,

Он вовсе не стальной,

А кованый, дубовый.

(ответы детей)

Край любимый мой родной,

Я люблю тебя душой.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Воспитатель: Ребята наша экскурсия закончена, нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину....

ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...

Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

«Ознакомление детей с историей родного края, на основе краеведения и музейной педагогики»

Одна из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края....

Презентация "Приобщение детей к истории родного края через взаимодействие с родителями""

Семья - главная ценность человека.  Интересы, традиции, мировозрение передаются ребенку. В презентации сделаны акценты, на которые стоит обратить внимание,  в процессе сотрудничества с родит...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....