Конспект занятия «Ознакомление детей с историей родного края через музейную педагогику «Экскурсия в музей старины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Образовательные задачи:
-продолжать формировать представления детей о музеи; с предметами быта русского народа ;
-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;
-обогащать словарь за счет новых слов: музей, экспонат, коромысло, чугунок, ухват.
Развивающие задачи:
-развивать любознательность, интерес к истории родного края.
-развивать творческую способность, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;
-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству.
Материалы и оборудование: «Русская изба», печка, коромысло, чугунок, ухват, деревянная ложка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Ознакомление детей с историей родного края через музейную педагогику «Экскурсия в музей старины»
Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Образовательные задачи:
-продолжать формировать представления детей о музеи; с предметами быта русского народа ;
-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;
-обогащать словарь за счет новых слов: музей, экспонат, коромысло, чугунок, ухват.
Развивающие задачи:
-развивать любознательность, интерес к истории родного края.
-развивать творческую способность, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;
-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству.
Материалы и оборудование: «Русская изба», печка, коромысло, чугунок, ухват, деревянная ложка.
Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, чтение литературы.
Ход занятия:
Добрый день, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду
Здравствуйте ребята! (дети здороваются).
- Меня зовут Ирина Анатольевна.
-Мы друг другу – "здравствуете" сказали, а что означает это слово? (Пожелать кому – то здоровья).
- Верно, это слово не простое. Еще с давних времен на Руси, повелось, при встрече с человеком желать ему здравствовать, т. е. - быть здоровым.
- Ребята! Вы со мной поздоровались , мне здоровья пожелали ,но к нам ещё пришли гости, поздороваемся с ними!
Дети: Здравствуйте!
- Молодцы.
Воспитатель: Вводная часть (мотивация)
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Возьму с собой и вас, своих друзей.
И мы отправимся в музей.
Воспитатель: Ребята, скажите, вы знаете, что такое музей?
Дети: Да
Воспитатель:
-Правильно, музей-это место где хранится много красивых , редких и ценных вещей.
Воспитатель:
-Ребята как называются предметы , которые находятся в музее?
(ответы детей).
-Правильно, экспонаты.
Воспитатель:
-Скажите, как называют человека, который работает в музее, рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей)
-Экскурсовод, это человек, который проводит экскурсии по музею и рассказывает об экспонатах.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас посещал музей?
Дети: Да (нет)
Воспитатель:
Дети, но при посещение музея нужно соблюдать правила:
1. В музее вести себя тихо и скромно. слушать экскурсовода.
2. Экспонаты без разрешения руками не трогать.
3. После окончания лекции обязательно поблагодарить экскурсовода.
Воспитатель: Вот мы и узнали правила поведения в музее.
-Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Вокруг себя повернись и в музее очутись.
Воспитатель: Дети , на что похоже это место?
Дети: Это место похоже на русскую избу.
Воспитатель: Верно, наш музей похож на избу, и называется он «Музей русской старины»
По музею я хожу,
На старинные предметы я гляжу.
И о том, как жили люди на Руси
Своим друзьям я расскажу.
- Что то прохладно стало . Что нужно сделать ,чтобы в избе стало теплее?
В избе – изба
На избе – труба
Зашумело в избе
Загудело в трубе
Видит пламя народ
А тушить не идёт
Что это такое?
Правильно , печка.
А что такое печка? Для чего она нужна?
Печка-сердце дома. Печку топили дровами и дома было тепло. На печке готовили пищу: варили суп, кашу и картошку. Грели молоко. Еда целый день в печке была горячая. Зимой дети катались на горке , прибегали домой, пили горячее молоко и залезали на печку греться. Слушали сказку и засыпали. Ещё зимой сушили на печке грибы, вещи.
-Время к обеду. Надо обед варить, ох а воды у меня нет.
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
По плечам дугой повисло
Держит вёдра КОРОМЫСЛО
А как же воды принести? На чем и как раньше носили воду?
Дети: На коромысле.
- А что такое коромысло?
Коромысло - В доме всегда должна была быть вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины.
- Так печку затопили , воды принесли пора и обед готовить. Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит..
А в чем же раньше готовили пищу?
Дети: Чугунках, горшках.
- Правильно, в чугунках. Что за чугунок такой замечательный? Кто знает?
Чугунок- это посуда для варки пищи в печи , сделан он из прочного металла чугуна. В чугунках готовили супы. Каши и картошку. И еда долго была горячей.
Ну вот и каша готова. Только очень горячая. А чем же мне подхватить чугунок?
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит –отдает
А сам в угол идет?
-Правильно ухват. Еще ухват называли рогач.
Ну вот и кашка на столе. А что же не кушаете?
Сами не едим,
А людей кормим
-Правильно. Ложка. Кто знает про ложку?
Ну вот и хорошо, покушали ,теперь можно и скаку слушать. Куда ты побежала , и куда ты села?
У бабушки есть сейф
Давно уже не новый,
Он вовсе не стальной,
А кованый, дубовый.
(ответы детей)
Край любимый мой родной,
Я люблю тебя душой.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель: Ребята наша экскурсия закончена, нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину....

ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...
Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

«Ознакомление детей с историей родного края, на основе краеведения и музейной педагогики»
Одна из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края....

Презентация "Приобщение детей к истории родного края через взаимодействие с родителями""
Семья - главная ценность человека. Интересы, традиции, мировозрение передаются ребенку. В презентации сделаны акценты, на которые стоит обратить внимание, в процессе сотрудничества с родит...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....