Картотека наблюдение для старшей группы
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Мирзоян Л.В.

картотека наблюдение  для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_nablyudeniya_progulka.odt27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №33 станица Кавказская муниципального образования Кавказский район

                                    КАРТОТЕКА                

                НАБЛЮДЕНИЙ    НА  ПРОГУЛКЕ    

                                   

                                             Старшая группа

Подготовила воспитатель Мирзоян Л.В.

                                                   Карточка -1.

                                    «За сезонными изменениями».

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

                                                         Карточка -2.

                                                «За подорожником».

Цель:  развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

                                                        Карточка -3

                                  «За разными видами транспорта.

Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

                                                       Карточка -4.

                                                       «За пауком».

Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

                                                     

                                                         Карточка -5.

                                                 «За одуванчиком».

Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

                                                       Карточка -6.

                                                    «За муравьем».

Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

   

                                                       Карточка -7.

                                                       «Листопад»

Цель: закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека в природе.

                                                      Карточка -8.

       

                                                   «За паутиной».

Цель: показать детям многообразие осени. Учить наблюдательности. Развивать творческое воображение детей, учить видеть прекрасное в явлениях природы.

                                                       Карточка -9.

                                               «За работой дворника.

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

                                                      Карточка -10.

                                             «За работой шофера».

Цель: уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

                                                    Карточка -11.

                                                     «За собакой».

Цель: закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

                                                        Карточка -12.

 

                                                      «За березой».

Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

                                                       Карточка -13.

                                          "За гроздями рябины".

Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать желание узнавать о деревьях больше.

                                                      Карточка -14.

                                                     "За облаками".                                                                     

Цель:  Развивать творческое воображение детей, учить видеть прекрасное в явлениях природы.  Подвести к пониманию того, что облака гонит ветер, от силы ветра зависит   скорость  их перемещения.

                                                   Карточка -15.

                                                     «За тополем».

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

                                                    Карточка -16.

 

                                                «Волшебница-зима».

Цель: Учить детей видеть  красоту зимней природы. Развивать познавательные интересы, речь, мышление, творческую фантазию и воображение. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Воспитывать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её.

                                                   Карточка -17.

                                                «Природа зимой»                                                                                                                                                                                       

Цель: Сформировать у детей представления о зимних явлениях природы, учить называть правильно их, рассказывать о погоде, характерной для данного времени года.

                                                     Карточка -18.

                                                     «Лед на лужице»

Цель: Помочь детям выявить различные свойства тонкой корки льда на лужах: лед прозрачный (через него можно увидеть листья, палочки, соринки), хрупкий(если подбросить кусочек льда, то он разобьется на мелкие кусочки, его можно сломать палкой).

                                                          Карточка -19.

                              «За изменениями на участке детского сада»

Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас. Расширять представления  детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

                                                         Карточка -20.

                                          «За сезонными изменениями».

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

                                                    Карточка -21.

                                                     «Снегопад»

Цель: учить детей замечать красоту зимней природы во время снегопада (снег ложиться на ветки деревьев и кустарников, все вокруг покрыто белым одеялом), отражать в речи и творческой деятельности полученные впечатления.

                                         

                                                     Карточка-22

                                                    «За гололедом»

Цель: познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололед, объяснить природу этого явления, обсудить с детьми, какие свойства льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий) обусловливают опасность гололеда. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Формировать наблюдательность, интерес к природе.

                                                    Карточка-23.

                                           «За снежным покровом»

Цель: Обратить внимание на снежный покров. Измерить глубину снежного покрова, уточнить, как можно это сделать. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Развивать наблюдательность.

                                               

                                                   Карточка -24.

                                              «За птицами зимой».

Цель: формировать представление о жизни птиц зимой;  воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

                                         

                                                      Карточка -25.

                                         «За состоянием природы».

Цель:  учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

                                                   Карточка -26.

                                                      «За тополем».

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

                                                 Карточка -27.

                                         «За работой дворника».

Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

                                                Карточка -28.

                                              «За синицей».

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

                                                 Карточка -29.

                                             «За снегопадом».

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

                                                      Карточка -30.

                                          «За зимующими птицами».

Цель: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

                                                        Карточка-31.

                                             «За одеждой детей».

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями времен года, изменениями в жизни людей; обратить внимание ребят на то, как они одеты, актуализировать их знания  о зимней одежде, сравнить ее с осенней, летней одеждой, учить устанавливать связи между состоянием погоды и одеждой детей. Развивать наблюдательность.

                                                   Карточка-32.

                                            «Иней на деревьях»

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, характерными для зимнего периода - чувствовать предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи. Предложить рассмотреть ветки, покрытые инеем, рассказать о природе этого явления. Учить видеть красоту зимней природы. Развивать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её.

                                                       Карточка-33.

                                                   «Деревья спят»

Цель: Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

                                                      Карточка -34.

                                              «За березой зимой».

Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

                                                   Карточка -35.

                                                        «За туей».

Цель: закреплять умение детей узнавать тую  по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

                                       

                                                    Карточка -36.

                                                  «За вороной».

Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

                                                  Карточка -37.

                                                «За солнцем».

                                                                                                                                             

Цель: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы, учить видеть изменения, происходящие с солнцем в различные сезоны года, показать ребятам взаимосвязь между положением солнца на небосклоне, длиной дня и температурой воздуха.

Развивать у детей интерес к явлениям природы, учить устанавливать причинно - следственные связи между ними. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память.

                                                       Карточка-38.  

                                              «Следы птиц на снегу»

Цель: предложить детям рассмотреть следы на снегу. Обсудить, какие из них принадлежат птицам, кто мог оставить остальные следы. Учить детей «читать»  следы. Расширять представления детей о жизни птиц в зимний период. Учить различать  и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание помогать птицам в зимний период. Развивать у детей наблюдательность, интерес к жизни птиц.

                                               

                                                    Карточка-39.

                                               «За снежинками»

Цель:  предложить детям рассмотреть снежинку, полюбоваться ее красотой. Понаблюдать, что с ней происходит в тепле.

Развивать познавательные интересы, речь, мышление, воображение. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память.

                                                      Карточка-40.  

                                      «За наступлением вечера»

Цель: обратить внимание детей на то, как постепенно темнеет, наступает вечер; дать детям представление о том, что световой день стал немного длиннее, а темное время (вечер и ночь) стало короче. Развивать наблюдательность.

                                                   Карточка-41.    

                                 «За птицами во время кормления»                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Цель: Обратить внимание детей на поведение птиц зимой, обсудить, чем люди могут помочь птицам  в  холодное время года. Покормить птиц; формировать у детей  желание заботиться о птицах. Воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный  интерес, наблюдательность.

                                               

                                                         Карточка -42.

                                                 «За снегом и льдом».

Цель:  формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

                                                       Карточка-43.  

                                            «За  зимним ветерком».

Цель: предложить детям самостоятельно определить направление ветра с помощью вертушек, учить давать характеристику ветра - сильный, слабый, холодный, морозный; расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

                                                     Карточка -44.

                                                    «За голубями».

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

                                                     Карточка -45.

                                                   «За синичкой».

Цель: формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них;  учить узнавать их по внешнему виду.

                                                     Карточка -46.

                                                        «За ивой».

Цель: наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе); воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

                                                    Карточка-47.

                                      «За сезонными изменениями».

Цель: формировать представления об изменениях в природе;

учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

                                           

                                                                Карточка-48

                                                         «Капель»

Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить знания новыми словами и понятиями. Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную погоду капели нет.

                                                       Карточка-49.

                                                    «За сосульками».

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами во время таяния снега, около высоких домов, откуда  в любой  момент  могут упасть сосульки,  пласты снега.

                                                       Карточка-50

                                                    "Таяние снега"

                                                                                                                                           

Цель: Расширять представления детей о признаках зимы, развивать наблюдательность. Обсудить с ребятами, почему снег, выпавший ранее, в одних местах растаял, а в других - остается лежать на земле.   Развивать у детей интерес к явлениям природы, учить устанавливать причинно - следственные связи между ними. Активизировать внимание, память.

                                                  Карточка-51.

                                                 «Пришла весна»

Цель: Дать представление детям о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.

                                                       Карточка -52.

                                                  «За проталинами».

Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

                                                     Карточка -53.

                                         «За пешеходной дорожкой».

Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. Учить детей быть осторожными, переходить дорогу, только держась за руку взрослого. Обращать внимание на сигналы светофора.

                                                         Карточка-54.

                                                        «За воробьем».

Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

                                                        Карточка-55.

                                                         «За ивой».

Цель: знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся); обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.

                                                    Карточка -56.

                                               «За работой дворника».

Цель: активизировать познавательную деятельность;

развивать умение видеть целесообразность трудовых действий;  учить оценивать результаты труда.

                                                     Карточка -57.

                             «За птицами на участке детского сада».

Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

                                                            Карточка-58

                                                  «Весеннее небо»

Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо. Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода.

                                         

                                                       Карточка -59.

«За  цветущими   деревьями».

Цель: Предложить   детям  рассмотреть  деревья,   описать цветы,  их   внешний  вид,   аромат,   расположение   на   ветвях.   Отметить  обилие    насекомых,   кружащихся    вокруг   цветущих   деревьев,   рассказать   о    «дружбе»   растений   и  насекомых.

                                                   Карточка -60.

                                             «За первоцветами»

Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами: подснежником, его строением. Показать детям, как на свежей травке появляются подснежники – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.

 

                                                     Карточка -61.

                                       «За работой на клумбах»

Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах. Продолжать учить уважать труд взрослых. Понаблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян   на цветочные клумбы. Обратить внимание, что при высаживании растений обращаются с ростками очень бережно, на почву (сухая земля), на перекопку земли, на ее рыхление. Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений.

                                                     Карточка-62

                                                   «Зеленый ковер»

Цель: Повторить признаки весны, строение травянистых растений. Обратить внимание на то, что уже появилась зеленая трава. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.

                                         

                                                   Карточка -63.

                                            «За небом и облаками»

Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек.

                                                     Карточка -64.

                                                    «За погодой».

Цель: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

                                                   Карточка -65.

                                            «За майским жуком».

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

                                                 Карточка -66.

                                             «За транспортом»

Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами, раскрыть особенности грузоперевозок в зависимости от времени года. Обратить внимание детей на передвижение транспортных средств по дороге. Грузовые машины перевозят в основном землю, чернозем. Куда они едут? Они едут, чтобы помочь огородникам в посадке и удобрении почв.

                                                      Карточка-56.

                                                        «Дождь»

Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь. Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».

                                                      Карточка -57.

                                                   «За облаками».

Цель:  побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.

                                                     Карточка -58.

                                            «За божьей коровкой».

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

                                                    Карточка -59.

                                              «За одуванчиком».

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

                               

                                                   Карточка -60.

                                                   «За комаром».

Цели:   расширять представления об особенностях внешнего вида комара;  формировать реалистические представления о природе.

 

                                                     Карточка -61.

                                                   «За стрекозой».

Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

                                                  Карточка -62.

                                               «За бабочкой».

Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений в старшей группе

Сентябрь.Карточка №1.Наблюдение за сезонными изменениями.Цели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее...

Картотека наблюдений в старшей группе

осенние, зимние набюдения...

Картотека наблюдений для старшей группы

Наблюдение за солнцем. Цель: дать детям представление о состоянии погоды летом; закрепить названия сезонной одежды.Наблюдение за насекомыми (бабочка)Цель: познакомить с бабочками, их образом жизни, ус...

Картотека наблюдений для старшей группы детского сада

Картотека будет незаменимым помощником при планировании прогулки...

Картотека наблюдений в старшей группе

Картотека наблюдений в старшей группе...

Картотека наблюдений в старшей группе

Наблюдения в природе в старшей группе...