Конспект занятия "Роль чувашской национальной одежды" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Павлова Лидия Алексеевна

Конспект занятия "Роль чувашской национальной одежды" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskiy_kostyum.odt14.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18» город Канаш Чувашской Республики

План-конспект

по формированию целостной картины мира

Тема: «Чувашская национальная одежда»

(в подготовительной группе)

Выполнила воспитатель I категории: Павлова Лидия Алексеевна

Канаш

2023


Образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира (Ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром).

Цель:1) развитие интереса к деталям чувашской национальной одежде;

2)развитие эстетического вкуса. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Образовательные задачи:

#1059;чить детей определять элементы чувашской национальной одежды.

#1059;чить детей различать чувашский национальный костюм от других народов мира.

Развивающие задачи:

Развивать память, мышление, воображение, внимание, любознательность.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к чувашской национальной одежде.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

Предшествующая работа: чтение стихотворений, прослушивание чувашских песен, рассматривание иллюстраций в чувашских национальных костюмах.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:1)картины в национальных одеждах (чувашских); 2)куклы в национальных костюмах (чувашский, татарский, русский),

3)одежда: женское платье, фартук;

4)головные уборы: тухья, хушпу, масмак, сурпан;

5)обувь: лапти, сапоги, галоши; палка для игры.


Воспитатель: Ыра кун палтар. Как называется страна в котором мы с вами живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Совершено верно, ребята! На территории РФ живёт более 150 народов. Назовите мне некоторых из них.

Дети: Русские, татары, чуваши, украинцы, белорусы и т. д.

Воспитатель: А чем по-вашему отличаются люди разных национальностей?

Дети: язык, одежда, песни, стихи.

Воспитатель: Правильно, у каждого народа свой язык и своя самобытная культура. Большое значение в культуре народов занимает национальный костюм, который во все времена привлекал к себе особое внимание.

Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей, озер- не большой, но удивительный народ - чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение чувашского писателя:

Чувашский край мой, под защитой

России-матери твой взлет.

Мы с ней судьбой и сердцем слиты

Века и на века вперед.

(По В. Давыдову- Анатри, 1969 г.)

Чувашский край называют- "краем 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок".

Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла в чувашском национальном костюме - Илемпи, это очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает- красавица.

Давайте рассмотрим ее, какая одежда на кукле?

Дети: нарядная, праздничная, красивая.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с элементами чувашского национального костюма, узнаем обозначение символики на одежде. Основными элементам чувашского национального костюма были: платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения и поясные подвески.

Платье-рубаха (по-чувашски "кепе") - главная часть национальных костюмов- это длинная, ниже колен, одежда туникообразной формы. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка. Для красочности и выразительности применялись различные украшения: монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из льняного холста. Расшита платье - рубаха разноцветными нитками, каждый присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ чистоты, справедливости, мудрости. Зеленый - цвет растительности. Желтый - цвет солнца, источник жизни. Красный - цвет счастья, жизни и земли. Давайте рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос. Это не просто набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко, квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода. Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет и убережет от злых сил. (Рассматриваем узоры на красочных картинах).

Чтение потешки о воде:

Стань чистым, стань добрым

большим стань и крепким.

Прочнее станут твои ноги

Пусть сильнее станут твои руки

Пусть твое лицо очистится

Стань умным, стань молодым!

Воспитатель: Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Дети: А кто такие умелицы?

Воспитатель: Умелицы от слова "уметь"- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную. Зимой устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни. Девушки вышивали, пряли, а парни плели лапти. Там же водили хороводы, играли в народные игры, рассказывали легенды.

Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру - "Воробьи и кошка".

Дети соглашаются и проводится игра. После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Отдохнули немного, давайте продолжим дальше.

Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по-чувашски "саппун").

Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным поясом (по-чувашски "пищиххи"). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами.

Поясные подвески-нахвостники (по-чувашски "йес хюре")

На голове девушки носили головной убор (по-чувашски "тухья"). (Беру в руки и показываю «тухью», «шюьлкеме», «май щиххи»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор?

Дети: Из монет

Воспитатель: Правильно. Головной убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты - прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал социальную и возрастную принадлежность их носителей.

Нагрудное украшение (по-чувашски "шюлькеме").

Шейная подвязка (по-чувашски "май щиххи").

Эти украшения так же, как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.

Основной обувью были плетенные лапти (по-чувашски щапата")

Ребята, давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывать загадки, а вы будете показывать на кукле предмет отгадку.

1. Дуйся - не дуйся,

А через голову - суйся.

Попляши день - деньской

И пойдешь на покой. (Платье-рубаха)

2. Надену - обручем сведет,

Сойму - змей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно. (Пояс)

#1055;еред работой его надевают

И чаще чем платье его,

мама стирает. (Фартук)

4. Из липы свито,

дырявое корыто.

По дороге идет-

клеточки кладет. (Лапти)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: Про что мы с вами сегодня говорили?

Дети: Про чувашский национальный костюм

Воспитатель: Из чего состоит чувашский костюм?

Милена: Пояс, лапти, тухья, платье-рубаха

Воспитатель: Молодцы, сегодня мне понравилось как на занятии работали девочки. Мальчики не расстраивайтесь, теперь вы тоже познакомились с чувашским костюмом и запомнили всё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному творчеству. Рисование «Элементы для национальной одежды» (старшая группа)

В условиях поликультурной республики в  образовании должно  учитываться все богатство и разнообрази национальных культур, воспитывающая у  детей  интерес и уважение не только к кул...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...

Конспект занятия «Хакасская национальная одежда – кип-азах» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия «Хакасская национальная одежда – кип-азах» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по окружающему миру, подготовительная группа " ОДЕЖДА. СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА."

Летом, в жаркие часы –Только майка и трусы.А зимою нам нужны:Свитер, теплые штаны,Шарф, пальто, сандалии,Шапка и так далее.Шапка …, свитер…Впрочем, я…Я запутался, друзья!...

Конспект НОД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

. Этот материал познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к своему родному краю, к своей родине....

Конспект ООД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.За...

Конспект занятия в разновозрастной группе «Чувашская национальная одежда»

Тӗрлӗ ҫулхи группӑри НОД конспекчӗ «Чӑваш наци тумӗ»Материал ҫинчен: вӑтам ушкӑнри ачасем валли  вӗренӳ ӗҫ-хӗлӗн конспекчӗ (2-6...