«Знаменитые люди россии»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фролова Валентина Павловна
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей , неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.
Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
 
 
      
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znamenitye_lyudi_rossii.docx157.66 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5» города Сорочинска Оренбургской области

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ

 СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА:

«ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ РОССИИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Составил: воспитатель,

высшей квалификационной категории

МБДОУ №5

Фролова Валентина Павловна


Сорочинск-2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка…………………………………………….

3

II.

Конспект образовательной культурной практики:……………….

4

1)

организационно-методическая информация…………………….

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей……………………...

7

3)

дальнейшая разработка темы……………………………………..

10

III.

Список литературы………………………………………………...

11

IV

Приложение………………………………………………………...

12

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей , неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры

Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.

Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

     

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

  1. Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая деятельность, продуктивная.

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Знаменитые люди России»

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практические ( решение проблемных ситуаций, работа с интерактивным столом, игра «Построй башню» с опорой на карточки- схемы).

Наглядные (демонстрация слайдов, ига «Собери Картинку» фотографии знаменитых людей России).

Словесные (вопросы, уточнения, рассуждения, напоминания, указания объяснение . увеличение словарного запаса, беседа).

3.

Возрастная группа:

Старшая  группа

4.

Цель:

Формирование  представлений у детей старшего дошкольного возраста о знаменитых людях России.

5.

Задачи:

5.1

Образовательные:

Формировать и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили Россию ( Ю. А. Гагарин, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов; П.П. Бажов), составлять короткий рассказ о знаменитом человеке;

приобщать к прошлому и настоящему своей культуры через связь поколений, народные традиции, поэзии и песни;

5.2

Развивающие:

Развивать речь, умение отвечать на вопросы полными ответами, узнавать знаменитых людей по портрету, воспитывать чувство уважения к великим людям России, их достижениям и чувство гордости за свою страну;

создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

5.3

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ,уважение к людям отечества;

воспитывать умение слушать музыкальные произведения, развивать культуру поведения.

6.

Планируемые результаты

6.1

Сформированы знания о статусе и полномочиях Президента РФ;

6.2

Дети знакомы с великим русским ученым М.Ф. Ломоносовым, с исторической личностью А.В. Суворовым, писателем П.П. Бажов

6.3

Развитый  познавательный интерес у дошкольников к истории нашей страны.

6.4

Проявляет любознательность, познавательную инициативу и познавательный интерес Принимает участие в процессе выполнения  работы, охотно сотрудничает с другими детьми и взрослыми.

7

Организация среды для проведения занятий

оборудование к интерактивной доске ; интерактивный стол, портреты знаменитых людей России, телескоп, наборы конструкторов, камушками Марблс

8.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии, в режимные моменты

Беседа о знаменитых людях России.

Просмотр презентации "Космос"

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

 Добрый день дорогие друзья. Приветствую Вас маленькие россияне. А вы знаете, почему я Вас так назвала?

А что такое Родина для Вас?

Наша страна – это прежде всего люди , которые в ней живут.

(Дети входят в зал под песню: «Родина моя»), становятся  полукругом.

1.2

Мотивация деятельности детей

Людьми гордится наша Родина, потому что они прославили нашу страну. Это знаменитые россияне. Среди них ученые, поэты, художники, музыканты, изобретатели, полководцы.

 

1.3

Целеполагание

Я предлагаю создать книгу знаменитые люди России. Для этого мы запустим колесо истории. Ну, что вы готовы?

Колесо, смелей крути,

Нас  скорей перенеси!

Колесо мы повернем,

А вдруг куда-то  попадём!

Воспитатель обращает внимание на экран

II

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Мы с вами оказались недалеко от города Архангельска в деревне Денисовка, в которых жили крестьяне.  Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Здесь родился великий русский ученый М.В. Ломоносов.

Как вы думате в те далекие времена были школы? Как дети учились?
Сейчас в нашей стране все дети ходят в школу. А раньше школ было мало и не все дети могли научиться читать и писать. Маленького Михаила научил читать и писать местный дьячок. Посмотрите на картинку и скажите какое любимое занятие было маленького Михаила Ломоносов . Первые книги, которые прочитал Михайло Ломоносов были «Арифметика» и «Грамматика». Кроме того он с десяти лет помогал отцу в море.
Очень хотелось Мише учиться! Он слышал, что в Москве есть школы, где наукам учат, да и книг там много. И он отправился в город Москву с рыбным обозом пешком.

Михаил Васильевич изучал много наук и сделал много открытий.
А сейчас мы познакомимся снекоторыми из них.
 Михаил Васильевич изучал физику и сделал очень интересное открытие
Оказывается все предметы вокруг нас состоят из атомов - очень маленьких частичек Сейчас мы с вами поиграем. (Дети выходят в круг) Представьте, что вы атомы, маленькие частички. Посмотрите, что находится в стакане? Правильно, воздух. Воздух - это газ. В газах атомы-частички бегают очень далеко друг от друга. Покажите как. В этом стакане вода. Вода-это жидкость. В жидкости атомы двигаются уже ближе друг к другу. Покажите как. А сейчас я взяла камень. Какой он? Он твердый. В твердых предметах атомы прижимаются близко друг к другу. Покажите как (Дети показывают)
Михаил Васильевич из стёклышек разного цвета создавал картины. Вот одна из таких картин «Полтавская баталия»
Давайте мы с вами попробуем собрать картинку из частей
Игра «Собери картинку» Что у нас получилось. (телескоп).
 Что у вас на картинке, которую вы собрали? Это «ночезрительная труба» для наблюдения за звёздным небом. Сейчас этот прибор называют телескопом. Ломоносов изучал астрономию- науку о звездах. 

Мы гордимся что на нашей земле был такой гениальный ученый. И мы помещаем открытия нашего ученого в книгу.

Колесо, смелей крути,

Нас  скорей перенеси!

Колесо мы повернем,

А вдруг куда-то  попадём!

Колесо историй привело нас, в главный город России.Как называется столица России.

Ребята, как вы думаете где мы? Как называется эта башня  Кремля?( Спасская.) На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Что это? Для чего они?(  Куранты. Они показывают время, по которому живет вся страна.)

Я предлагаю создать башню из комбинации геометрических фигур.

Дидактическая игра «Построй башню».

 Какие красивые башни получились, но нам нужно ее защищать.

Нашей стране приходилось часто воевать с врагами, которые хотели захватить нашу страну. Во многом успех сражения зависел от полководца. Как вы думаете, кто такой полководец?(человек, который командует войсками). Это Александр Васильевич Суворов - один из самых знаменитых русских военачальников. Он жил много лет назад. Его имя и сегодня знает каждый россиянин. Суворов славно воевал во время русско-турецкой войны, одержал много побед. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою»  Его подвиг мы помещаем в нашу книгу.

Ребята, вы будущие нашей страны, я желаю вам стать такими же смелыми , отважными защитниками нашей родины.

Физминутка «Мальчишка будущий солдат».

Колесо, смелей крути,

Нас  скорей перенеси!

Колесо мы повернем,

А вдруг куда-то  попадём!

дети изображают атомы

собирают разрезную картину телескоп

Дети строят башню.

упражнения под музыку

2.2

Добывание нового знания

Ребята,мы продолжаем наше историческое путешествие и отправляемся на Урал, где жил знаменитый уральский сказочник Павел Петрович Бажов. Мы с вами уже знакомы с некоторыми сказами Бажова: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огневушка– поскакушка».  Он открыл миру Урал во всей его красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком, он красиво описывал природу Нашего урала.

Писатель любовался красотой Уральских камней.

Пальчиковая игра с камушками Марблс

Камешек в руках катаю,                                                                           Между пальчиков верчу.                                                                            Непременно каждый пальчик                                                                                  Быть послушным научу.

Продолжаем наше путешествие.

Колесо, смелей крути,

Нас  скорей перенеси!

Колесо мы повернем,

А вдруг куда-то  попадём!

Мы оказались в  нашей области. Кака она называется?

Какой праздник отмечает вся страна сегодня 12 апреля?

Что это за праздник? ( Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.) Молодцы вы правильно.

Как звали человека, который впервые полетел в космос?  Юрий Гагарин учился в Оренбургском военном авиационном училище.

На каком космическом корабле летал Гагарин? 

Кто первым полетел в космос.

Сегодня космические полеты стали для жителей Земли совершенно привычным делом. Вот и у нас свами есть космическое задание от космонавтов. Нам нужно выбрать один лишний предмет.

Игра «Четвертый лишний».

Полет Гагарина мы также помещаем в нашу книгу.

 Колесо, смелей крути,                                                                             Нас  всех в сад перенеси.

 Вот мы и в детском саду.

перекатывать между пальцами или ладонями неровный шершавый камешек

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Сегодня вы очень много узнали о знаменитых людях. Кто из них вам больше всего понравился и почему? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите большими?

 Мы начали заполнять книгу знаменитых людей России.

Наша Родина гордится своими знаменитыми людьми,им в стране ставят памятники, в их честь называют города, улицы, здания. Я думаю, что каждый из вас, ребята, мечтает сделать для своей Родины что-то очень хорошее. Но для того, чтобы прославить свою Родину, надо очень много знать и уметь, много учиться. Тогда страна сможет гордиться и вами тоже.

Я вам в подарок, о нашем путешествии дарю колесо истории которое помогало нам путешествовать, теперь вы сможете продолжить свое путешествие дома с мамами и папами. На обратной стороне которого находится QR код, пройдя по которому вы продолжите знакомство со знаменитыми людьми России.

IV

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Художественно-творческая деятельность

Изготовление аппликации «Космос» , Флаг России»

В детском саду

В семье

1.2

Чтение художественной литературы

Загадки о космосе, чтение стих-я М.Ф. Ломоносова о родине, разучивание стихов и песен о защитниках Отечества.

В детском саду

В семье

1.3

Двигательная деятельность

Выполнение упражнений на согласование слова с движением

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

пазл «Символы России», лото «Мой город»

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

сделай  по  образцу, ребусы

В детском саду

Использованная литература:

  1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
  2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
  3. С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
  4. Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
  5. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знаменитые люди России" с использованием ИКТ

Викторина предназначена для детей старшей и подготовительной группы. Цель - познакомить детей с знаменитыми людьми разных видов деятельности человека. Ход.  Например, задается вопрос "К...

Презентация на тему "Знаменитые люди России"

Презентация на тему "Знаменитые люди России" в старшей группе....

Презентация "Знаменитые люди России"

Презентация  "Знаменитые люди России"...

Знаменитые люди России

Тема: «Знаменитые люди России»Задачи:Познавательное развитие: расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили Россию (В. В. Путин, Ю. ...

Патриотическая игра "Назови кто" или "Знаменитые люди России".

Патриотическая игра "Назови кто" или "Знаменитые люди России"....

Презентация "Знаменитые люди России" старшая группа

Презентация "Знаменитые люди России" старшая группа...

Консультация для родителей "Знаменитые люди России"

Консультация для родителей "Знаменитые люди России"...