ООД по познавательному развитию "Что за чудо-кладовая есть у матушки-земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корабельникова Нелли

Ораганизованно-образовательная деятельность формирует у детей понятие о почвекак плодородном слое земли, с помощью опытов дети знакомятся с составом и свойствами почвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_chto_za_chudo_kladovaya_est_u_matushki-zemli.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru

 ООД Познавательной области «Познание»

«Что за чудо кладовая есть у матушки –земли?»

Подготовила:

  воспитатель

Корабельникова Нели Александровна

г. Мичуринск, 2025

 

Программное содержание: Формировать элементарные представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, который дает жизнь растениям, о почве как среде обитания животных;

  • Познакомить с составом почвы: вода, воздух, остатки животных и растений (питательные вещества), песок, глина.
  • Показать значение и важность почвы в жизни растений, животных и человека.
  • Воспитывать интерес, стремление к познанию окружающего мира, экспериментированию и бережному отношении к матушке – земле.

Материал: Почва, банка с водой, спиртовка, щипцы, колба с землей, стекло, спички, пособие «Этажи леса», схемы-модели «Корень», «Функции корня».

Словарная работа: «Чудесная кладовая – почва, верхний слой земли», «питательные вещества», «остатки растений и животных», «перегной», «чернозем».

Ход НОД.

 Воспитатель загадывает загадку

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар,

Что она большущий шар.

(Земля).

-Ребята, а как вы понимаете слово «земля»?

Ответы детей.

-Земля – это земной шар, название нашей планеты. Земля – это суша в отличие от водного пространства. Земля – это наша кормилица! Это матушка земля, это наша Родина. Земля – это то, по чему мы ходим. Видите, как много значений имеет это слово «земля». А теперь сказку о чудесной кладовой, которая есть у нашей земли.

Сказка «Чудесная кладовая».

 Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного к ладовой уже 20. Ведро картошки в кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки.

 Все вы видели семечко с двумя крылышками – крылатку клена. Дунет ветер – это семечко и полетело. А попадет оно в чудесную кладовую, полежит там – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

 Только это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она у нас под ногами. Она пронизана корнями растений, в ней живут насекомые, черви, кроты и другие животные. Никто не догадался, как называется эта кладовая?

 Ответы детей.

-Действительно, это почва, расположившиеся у самой поверхности земли.

 Воспитатель показывает пособие «Этажи леса».

-Почва защищает лишь верхний слой земли.  Издавна почва кормит и животных, и человека. Именно почва дает жизнь всем растениям. Убедиться в важности почвы для жизни растений, мы сможем, проделав несколько опытов.

Опыт 1.

 Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт 2.

 Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим стекло. Вскоре стекло станет влажным.

Вывод: Это опыт показывает, что в почке есть вода.

Опыт 3.

 Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах.

Вывод: Этот запах образуется от остатков растений и животных, разлагающихся в почве. Именно с их помощью в почве образуются питательные вещества, которые необходимы растению для нормального роста.

 -Мы проделали три опыта, которые позволили выяснить, из чего состоит почва. Скажите, что есть в почве?

Дети. В почве есть воздух, вода и питательные вещества.

-Какую роль играет почва в жизни растений? Что она дает растению?

Ответы детей.

-Будет ли растение хорошо расти и развиваться, если не хватает воды, воздуха или питательных веществ?

Ответы детей.

-Ребята, какой орган растения занимается доставкой воды и питательных веществ ко всем частям растения?

Дети. Это корень.

-Вы правы, именно корень выполняет функцию насоса, втягивая из почвы воду и питательные вещества. Кроме этого корень еще дышит воздухом, имеющимся в почве. Какие же обязанности есть у корня? Ответить на этот вопрос вам поможет эта схема-модель.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз – два,

Заниматься нам пора.

-Ребята, всегда ли на нашей планете была почва? Как вы думаете?

 Ответы детей.

 -Как образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Под воздействием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире и шире, камни раскалывались. Куски камней увлекали за собой потоки дождевой воды. Камни перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, и самые неприхотливые из них поселились на песке и глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой почвы и чернозема.

-Теперь вы знаете, как на земле появился плодородный слой. На образование почвы ушли тысячи лет, но, к сожалению, разрушить ее очень легко. Если уничтожать растения, которые корнями сцепляют почву, то вода начинает ее размывать, а ветер выдувать, и вместо плодотворного чернозема останется бесплодная пустыня.

-Как сберечь почву? Что должны делать люди?

Ответы детей.

-Правильно, необходимо сажать растения. Они своими корнями будут скреплять почву.

-Возможна ли будет жизнь человека и животных без почвы?

Дети. Без почвы не смогут расти растения, не будет пищи у людей и животных.

-Таким образом, без почвы не возможна жизнь на Земле, так как от нее зависит жизнь людей, животных, растений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Закрепить понятие «почва». На примере комнатных растений установить, все ли им хватает. Что делать, если не хватает воздуха (рыхлить почву), воды (поливать), не хватает питания (удобрить или пересадить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) по теме «Хлеб - дар матушки земли»

Материал может быть использован вне зависимости от времени года, как занятие по окружающему миру и интегрированное с развитием речи и продуктивной деятельностью....

Правдивая сказка о Матушке Земле

Занятие знакомит с правилами поведения детей в природе; воспитывает бережное отношение к ней....

Организованная образовательная деятельность детей и воспитателя в подготовительной группе на тему «Матушка-Земля» Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию, где прививают любовь к Земле, как к Родине, как к планете, как к родной земле....

День Земли. Коллаж «Матушка Земля». Мастер-класс .

22 апреля во всём мире отмечают праздник – международный день Матери- Земли. Целью проведения Дня Земли является превращение экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образо...

Сценарий праздника посвященный Дню Земли - 22 апреля. «День рождение Матушки Земли»

Закрепить знания о природе. Повторить правила поведения в лесу. Вырабатывать умение находить правильный ответ, развивать память, быстроту реакции. Развивать способность сравнивать, обобщать. Воспитыва...

Сценарий экологического праздника «День рождения Матушки Земли с Эколятами» в старших группах, посвященный дню Земли.

Вместе с ведущей на экологическом празднике "День рождения Матушки Земли с Эколятами"- Цветочной Феей ребята отправляются в гости к Матушке Земле. По дороге встречаются с...